Скачать 161.33 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) УТВЕРЖДАЮ Директор ИК ТГПУ ______________________ «______» _________________ 2008 г. П Р О Г Р А М М А Д И С Ц И П Л И Н Ы Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения ОПД. Ф. 11 1. Цели и задачи дисциплины
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины После изучения данного курса студенты должны: 1. Знать строение органов слуха, речи, зрения; 2. Знать физиологию органов слуха, речи, зрения; 3. Знать возрастные особенности органов слуха, речи, зрения; 4. Уметь провести исследование слуховых, речевых и зрительных функций у ребенка 5. Знать этиологию, патогенез, клинику врожденной и приобретенной патологии органов слуха, речи, зрения; 6. Знать основные направления лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы при патологии органов слуха, речи, зрения; 7. Иметь навыки по профилактике нарушений и охране органов слуха, речи, зрения. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины: 1. Анатомия, физиология и патология органов слуха. Общая характеристика сенсорных систем (анализаторов). Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа. Звук его характеристика, распространение звука в среде, понятие о резонансе. Механизм восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы. Костная проводимость звука. Чувствительность слуховой сенсорной системы, слуховая адаптация, слуховое утомление. Возрастные особенности строения и функционирования органа слуха. Методы исследования слуха у взрослых и особенности исследования слуха у детей. Значение слуха для развития речи и общего психического развития. Патология наружного, среднего и внутреннего уха, ее связь речевыми нарушениями. Классификация стойких нарушений слуха у детей и особенности речевого развития детей с нарушениями слуха. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей. 2. Анатомия, физиология и патология органов речи. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата. Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи. Возрастные особенности органов дыхания. Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, возрастные особенности этих отделов. Строение и функции языка, мышцы языка, их значение. Роль языка в речевой функции. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, хрящи гортани. Эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные), голосовая щель. Наружные и внутренние мышцы гортани, их значение, функции гортани. Возрастные и половые особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр. Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе, ее отделы. Строение и функции полости носа, придаточные пазухи носа, их значение. Строение и функции отделов глотки (носоглотки, ротоглотки, гортанной части). Глоточное лимфоидное кольцо, его значение. Возрастные особенности резонаторного отдела речевого аппарата. Особенности исследования органов речи у детей. Патология органов речи у детей, аномалии развития, повреждения и заболевания, их влияние на голосо- и речеобразование. . Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей. 3. Анатомия, физиология и патология органов зрения. Строение глаза, вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм. Строение и функции сетчатки глаза. Функциональное значение палочек и колбочек. Цветовое зрение, острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение. Проводящие пути корковый отдел зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы. Методы исследования зрительных функций у детей. Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Роль зрительного восприятия в формировании речи у тугоухих и глухих детей и их психофизическом развитии. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией зрения. Гигиена и охрана зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения. 5. Практические и семинарские занятия
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Таблицы, муляжи, учебные кинофильмы и видеофильмы, компьютерные программы для промежуточного контроля знаний. 7. Материально - техническое обеспечение дисциплины Влажные натуральные анатомические препараты органов речи, зрения, муляжи, учебные планшеты, таблицы, приборы для исследования слуховых и зрительных функций (периметр, прибор для исследования функций зрения, полихроматические таблицы, камертоны) 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Для лучшего усвоения дисциплины необходимо использование разнообразного иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях; проведение текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. 8.1. Методические рекомендации преподавателю
8.2. Методические указания для студентов Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:
Примерный перечень тем реферативных работ:
Примерный перечень вопросов к экзамену:
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 031800 «Логопедия». Программу составила: Доцент кафедры МБД Казионова Л.Ф. Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры_МБД_ протокол № __1__ от «29» августа 2008 г Зав. кафедрой МБД _______________________ Низкодубова С.В. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ИПП ТГПУ Председатель методической комиссии ИПП ____________ Батурина О.А. Согласовано: Декан ИПП _____________ Каюмова Е.А. |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Изучение функций организма человека и животных в фило- и онтогенезе в различных условиях существования | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Познакомиться с основными разновидностями современного культуризма (атлетическая гимнастика, волевая гимнастика Анохина, изометрическая... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Ознакомить студентов с основными понятиями и положениями современной генетики (наследственность, изменчивость, ген и его свойства,... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Данный курс является естественно-научной базой, определяющей основной принцип целесообразного построения учебно-воспитательного процесса,... | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель предмета — сформировать у студентов знания об истории развития балетного искусства, его основных представителях | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель: сформировать представление у студентов о сущности процесса торфообразования | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Лфк; показания, ограничения и противопоказания к физической нагрузке у различных групп населения | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебная дисциплины Гиревой спорт относится к дисциплине по выбору студента б в. 16, вариативная часть | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мхов – Покрытосеменных; основные вопросы фитоценологии, рационального использования и охраны растительного покрова | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель курса – совершенствование культуры письменной речи слушателей в интересах повышения эффективности речевого общения | ||
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цель – приобретение студентами знаний о разнообразии растений Сибири и о возможностях их использования в качестве лекарственных | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Цели и задачи дисциплины: Цель: приобретение студентами знаний, умений и навыков по аранжировке растений |