ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
«Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
«УТВЕРЖДАЮ»
ПРОРЕКТОР ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
_____________д.п.н., проф. И.А.Тютькова
«____»______________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Электротехника»_
(наименование дисциплины)
Направление подготовки 260200«Продукты питания животного происхождения»
Профиль подготовки «»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр ________ Форма обучения: очная____________________________________________
(очная, очно-заочная)
Москва 2011 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания электротехники состоит в изучении основных законов электромагнетизма, расчета и анализа электрических и магнитных цепей, а также явлений, которые сопровождают процессы в технических системах. Задачи курса электротехники:
формирование у студентов минимально необходимых знаний основных электротехнических законов и методов анализа электрических цепей;
умения на основе паспортных и каталожных данных определять параметры и характеристики типовых устройств, использовать современные вычислительные средства для анализа состояния и управления устройствами и системами.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Электротехника относится к циклу Б3 (профессиональный цикл). Изучение этой дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении математики и физики и последующих дисциплин: теплотехники, процессы и аппараты, холодильная техника, технологическое оборудование.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурными (ОК):
– владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
– умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
– готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
Общепрофессиональными (ПК): –способностью использовать нормативную и техническую документацию, регламенты, СанПиН, ХАССП, GMP, ветеринарные нормы и правила и др. в производственном процессе (ПК –1);
–способностью осуществлять элементарные меры безопасности при возникновении экстренных ситуаций на тепло,- энергооборудовании и других объектах жизнеобеспечения предприятия (ПК –2);
–способностью изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК – 3);
– способностью применять метрологические принципы инструментальных измерений, характерных для конкретной предметной области (ПК –4) В результате изучения дисциплины специалист должен
Знать:
основные законы электротехники для электрических и магнитных цепей;
методы измерения электрических и магнитных величин;
устройство и принцип работы трансформаторов, трехфазных асинхронных и синхронных машин и машины постоянного тока;
основные режимы работы электротехнического оборудования
Уметь: составлять простые электрические схемы на монтажном и виртуальном рабочем столе;
грамотно применять в своей работе электротехнические устройства и приборы.
Правильно использовать законы электротехнического анализа и расчёта возникающих задач при проектировании и эксплуатации простейших электрических систем и их устройств;
Определять простейшие неисправности и составлять спецификации.
Владеть:
- базовыми навыками при работе с основными электротехническими приборами и оборудованием;
- базовыми приёмами расчёта простейших электрических схем
- навыками адекватной формулировки задач, решаемых методами излагаемыми в курсе;
- навыками применения средств и методов вычислительной техники.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
Вид учебной работы
| Трудоемкость
дисциплины
| Семестры (кол-во недель в семестре)
| Всего часов
| Из них в интер-активной форме
| 2
(18н)
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
|
|
|
|
|
| в том числе:
| Лекции (Л)
| 18
|
| -
| -
| -
| -
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 36
|
|
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе:
| 90
|
|
|
|
|
| СРС в семестре:
| Курсовой проект (КП)
|
|
|
|
|
|
|
| Курсовая работа (КР)
|
|
|
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы (РГР)
| 18
|
|
|
|
|
|
| Реферат (РЕФ)
| 36
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
| СРС в сессию:
| Экзамен
| 36
|
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость, ч.
| 144
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость, зачетные единицы
| 4
|
|
|
|
|
|
4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ЛР
| ПЗ
| СРС
| Всего часов
(без экзаменов)
| Формируемые компетенции
(ОК, ПК)
| 4.2.1.
| Введение. Цепи постоянного тока.
| 2
| 6
|
| 8
| 16
| ОК–1, ОК–2
ПК-1, ПК-2, ПК-3
| 4.2.2.
| Электрические цепи однофазного переменного тока.
| 2
| 6
|
| 8
| 16
| ОК–1, ОК–2
ПК-1, ПК-2
| 4.2.3.
| Трёхфазные цепи.
| 2
| 6
|
| 8
| 16
| ОК–1, ОК–2,
ОК–3
ПК-1, ПК-2
| 4.2.4.
| Магнитные цепи.
| 2
|
|
| 4
| 6
| ОК–1, ОК–2
ПК-1
| 4.2.5.
| Переходные процессы в нелинейных цепях.
| 2
| 4
|
| 4
| 10
| ОК–1, ОК–2
ПК-1, ПК-2
| 4.2.6.
| Трансформаторы.
| 2
| 4
|
| 6
| 12
| ОК–1, ОК–2.
ОК–3
ПК-1, ПК-2, ПК-3
| 4.2.7.
| Трёхфазные асинхронные машины.
| 2
| 6
|
| 6
| 14
| ОК–1, ОК–2
ПК-1, ПК-2
| 4.2.8.
| Трёхфазные синхронные машины.
| 2
|
|
| 4
| 6
| ОК–1, ОК–2
ПК-1, ПК-2
| 4.2.9.
| Машины постоянного тока.
| 2
| 4
|
| 6
| 12
| ОК–1, ОК–2
ПК-1, ПК-2
|
Содержание дисциплины
(Раскрывается по разделам и темам)
Введение. Цепи постоянного тока.
Введение. Характеристика дисциплины, её цели и задачи. Линейные и нелинейные цепи постоянного тока. Основные законы. Методы расчета сложных электрических цепей.
Электрические цепи однофазного переменного тока.
Общие положения. Методы анализа цепей с R, L иC. Резонанс напряжений и токов. Энергетические соотношения в цепях.
Трёхфазные цепи.
Общие положения. Способы соединение фаз. Четырёхпроводная и трёхпроводная цепи. Аварийные режимы. Заземление и зануление. Измерение мощности.
Магнитные цепи.
Общие положения. Магнитные цепи постоянного тока. Магнитные цепи переменного тока.
Переходные процессы в нелинейных цепях.
Классификация нелинейных сопротивлений (НС). Вольт-амперные характеристики. Расчёт электрической цепи с последовательным и параллельным соединением НС.
Трансформаторы.
Устройство, принцип действия. Уравнения электромагнитного состояния. Энергетическая диаграмма. Опыты холостого хода и короткого замыкания. Аварийное короткое замыкание. Трансформатор под нагрузкой. Измерительные трансформаторы. Трёхфазные трансформаторы. Автотрансформаторы.
Трёхфазные асинхронные машины.
Устройство, принцип действия и режимы работы асинхронных машин. Частота тока и ток ротора. Энергетическая диаграмма и электромагнитный момент. Пуск, торможение и регулирование скорости ротора. Рабочие характеристики двигателя. Повышение коэффициента мощности.
Трёхфазные синхронные машины.
Устройство, принцип действия и режимы работы. Пуск, торможение и регулирование скорости ротора. Рабочие характеристики двигателя. Повышение коэффициента мощности.
Машины постоянного тока.
Устройство, принцип действия, классификация и режимы работы. ЭДС и электромагнитный момент. Режимы генератора и двигателя. Регулирование скорости вращения якоря.
Тематический план практических занятий- не предусмотрены
№ п./п.
| № раздела дисциплины
| Темы практических
(семинарских) занятий
| Трудоемкость,
ч.
| Формы текущего контроля успеваемости
|
|
|
|
|
|
Тематический план лабораторных работ
№ п./п.
| № раздела дисциплины
| Темы лабораторных работ
| Трудоемкость, ч.
| Формы текущего контроля успеваемости
| 4.5.1.
| 4.2.1.
| Исследование цепей постоянного тока.
| 6
| Защита ЛР
| 4.5.2.
| 4.2.2.
| Однофазные цепи. Резонанс напряжений.
| 3
| Защита ЛР
| 4.5.3.
| 4.2.2.
| Однофазные цепи. Резонанс токов.
| 3
| Защита ЛР
| 4.5.4.
| 4.2.3.
| Трёхфазные цепи. Соединение приёмников "звездой".
| 3
| Защита ЛР
| 4.5.5.
| 4.2.3.
| Трёхфазные цепи. Соединение приёмников "треугольником".
| 3
| Защита ЛР
| 4.5.6.
| 4.2.5.
| Исследование переходных процессов в R ,L, C контуре.
| 4
| Защита ЛР
| 4.5.7.
| 4.2.6.
| Исследование однофазного трансформатора.
| 4
| Защита ЛР
| 4.5.8.
| 4.2.7.
| Исследование трёхфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
| 6
| Защита ЛР
| 4.5.9.
| 4.2.9.
| Исследование генератора постоянного тока параллельного возбуждения.
| 2
| Защита ЛР
| 4.5.10.
| 4.2.9.
| Исследование двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
| 2
| Защита ЛР
|
Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля
Перечень компетенций
| Виды занятий
| Формы контроля
| Л
| ЛР
| ПЗ
| КР
| КП
| СРС
|
| ОК1
| +
|
|
|
|
| +
| Тест, конспект
| ОК2
| +
|
|
|
|
| +
| Тест, конспект
| ОК3
|
| +
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
| ПК1
|
| +
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
| ПК2
| +
|
|
|
|
| +
| Опрос на лекции
| ПК3
| +
|
|
|
|
| +
| Тест, конспект
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- активные методы обучения:
проблемные лекции, лекции с применением мультимедиа- технологий, выполнение учебно-исследовательских работ на компьютере, обучение путем открытия, обучение в деятельности.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тестовые задания, контрольные вопросы к лабораторным занятиям, вопросы для проверки самостоятельной работы студентов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература
7.1. Электротехника. Учебник для вузов. / Под редакцией проф. В.Г. Герасимова. М.: ООО «Торгово-Издательский Дом «АРИС», 2010, 480 с.
7.2. Кононеко В.В., Мишкович В.И., Муханов В.В., Планидин В.Ф., Чеголин П.М. Электротехника и электроника. Учебное пособие для вузов. Под ред. В.В.Кононенко. Ростов-на-Дону. Феникс, 2008. 778 с.
б) дополнительная литература
7.3. Панфилов Д.И., Иванов В.С., Чепурин И.Н. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум на ElectronicsWorkbench. В двух томах. Под общей редакцией Д.И.Панфилова. Т.1. Издательство «Додэка», М.: Москва, 1999, 304 и 287 с.
7.4. Панфилов Д.И., Чепурин И.Н., Миронов В.Н., Обухов С.Г., Шитов В.А.,Иванов В.С. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях. Практикум на ElectronicsWorkbench. В двух томах. Под общей редакцией Д.И.Панфилова.Т.2. Издательство «Додэка», М.: Москва, 2000, 288 с.
7.5. Немцов М.В. Электротехника и электроника. М. МЭИ, 2003, 597 с в) программное обеспечение
Пакетыпрограмм Electronics Workbench, Mathcad, MatLab, Simulink.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
база данных по силовым трансформаторам,
информационно-справочная система «Единое образовательное окно»,
поисковые системы ”Yandex”, “Google”.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины.
№
п./п.
| Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
| Перечень оборудования и технических средств обучения
| 1.
| Лаборатория по электрическим цепям
| Лабораторный стенд «Уралочка».
| 2.
| Лаборатория «Электрические машины».
| Лабораторные стенды по электрическим машинам (Однофазный трансформатор, асинхронный двигатель, машины постоянного тока).
| 3.
| Компьютерный класс.
| ПК для проведения виртуальных лабораторных работ и тестирования.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Электротехника. Электрические цепи. Методические указания к лабораторным работам для студентов специальностей 220301, 230102, 260302, и др. - М: МГУПБ, 2009.
Электрические машины. Методическое пособие по лабораторным работам для студентов всех специальностей. –М: МГУПБ, 2001.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки260200 «Продукты питания животного происхождения»,
специальности/специализации ______________________________________ профилю подготовки _____________________________________________, рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «___»_________20___ г., протокол № _____. Разработчик____________________________ПоддоскинА.Б. (подпись, Ф.И.О.)
Кафедра «Автоматика, мехатроника и электротехника»
Зав.кафедрой ____________________________Благовещенская М.М.
(подпись, Ф.И.О.) Рабочая программа согласована с УМК факультета ______________ Председатель УМК факультета _______________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля))
Рабочая программа одобрена на заседании совета факультета «___»______20___ г., протокол № _____. Председатель совета факультета ____________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
(по принадлежности направления, специальности/специализации (профиля)).
|