Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»





Скачать 272.05 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс»
страница1/4
Дата публикации17.12.2014
Размер272.05 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Ларионова Е.А.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Анатомия ЦНС»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия ЦНС» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. ( ЮФУ )

к.м.н. Еремеева А. А. (ФГБОУ ВПО РГУПС)

содержание

1

лекционные занятия




2

Практические занятия




3

Контроль овладения компетенциями




4

методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ




4.1

Перечень тем контрольных (курсовых) работ




4.2

Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ



5

самостоятельнАЯ работА студентов




6

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине



7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ






Контактная информация преподавателя







Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы



1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. История развития анатомии. Методы исследования и основные анатомические термины.
Цель лекции:

  • ознакомить с понятием «ЦНС» .

Задачи лекции:

  • раскрыть сущность понятия «ЦНС»;

  • охарактеризовать координатные оси, плоскости и ориентиры, используемые в анатомической практике.

  • выделить основные структурные подразделения ЦНС

  • определить структуру и функции ЦНС.



1. Система анатомо-физиологических представлений Аристотеля.

Исследования М. Мальпиги, К. Гольджи и др.

2. Координатные оси, плоскости и ориентиры, используемые в анатомической практике.

3. Морфологическая классификация нервной системы: топография и морфологическая характеристика периферических структур; структурные подразделения ЦНС.

4. Функциональная классификация нервной системы: характеристика структур соматического и вегетативного отделов
План:

Выводы

  1. Анатомия (учение о строении тела) и физиология (учение о деятельности органов тела) были для Аристотеля — первого составителя систематической зоологии и ботаники — исходными пунктами его описаний и классификации.

Большой вклад в развитие анатомии как науки внесли научные труды А. Везалия,

М. Мальпиги, К. Гольджи (формирование микроскопической анатомии)

2. Тело человека имеет три оси: сагиттальную, фронтальную (вертикальную) и трансверсальную (горизонтальную,поперечную). Они пересекаются друг с другом под прямым углом 90 градусов. Сагиттальная ось пересекает тело человека спереди назад, фронтальная находится под прямым углом к плоскости опоры и может быть только одной единственной, а горизонтальная параллельна этой плоскости опоры. В соответствии с осями имеются три анатомические плоскости: сагиттальная, корональная (фронтальная) и трансверсальная (горизонтальная).

3. В качестве первого приближения в структурном плане выделяютт центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (последнее название иногда сокращают как ПНС, но так чаще обозначают парасимпатическую нервную систему, поэтому во избежание путаницы мы это сокращение применять не будем). ЦНС включает головной мозг, ствол мозга и спинной мозг.

4. Периферическую нервную систему обычно подразделяют на соматическую и вегетативную, или автономную. И опять-таки это подразделение представляется упрощенным. Вегетативную систему обычно выделяют по функциональным признакам, и она может включать также центральные связи. Соматическая система состоит из нервов, идущих к чувствительным органам и от двигательных органов. Вегетативную систему называют еще висцеральной, так как она управляет внутренними органами тела (лат. yiscera — внутренности). Соматическая нервная система активирует прбизвольную мускулатуру (называемую также поперечнополосатой из-за поперечной исчерченности ее волокон). Вегетативная нервная система иннервирует так называемую непроизвольную (или гладкую) мускулатуру.

   Литература


   1. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.

4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.
Тема 2. Нейронная теория строения ЦНС (микроморфология нервной ткани).

Цель лекции:

- ознакомить с Нейронной теорией строения ЦНС.

Задачи лекции:

  • показать элементы нервной ткани;

  • раскрыть морфологические элементы нейронов.

План:


2.Морфологические элементы нейронов и особенности строения мембраны, дендритной зоны, аксона и его оболочки; классификация синапсов.

3.Структура нервного волокна и морфологические особенности, определяющие скорость проведения нервных импульсов.

1.Элементы нервной ткани .

Выводы:
1 Глиальные клетки: разнообразие форм и расположения, классификация. Значительный вклад в развитие анатомических представлений внесли работы К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахала, У. Наута и др. ученых о формировании представлений о своеобразии клеточного строения нервной системы. А также базовые принципы нейронной теории В. Вальдейера, и современные данные электронной микроскопии.

2. Морфологические особенности и функциональная роль в нервной системе обеспечиваются функционированием. эпендимы и швановских клеток.

3. Структурно-функциональная единица нервной системы – нервная клетка с ее отростками. Трофическим центром клетки является тело (перикарион); воспринимающие (центрипетальные) отростки носят название дендритов. Отросток, по которому нервный импульс идет центрифугально, от тела клетки к рабочему органу, обозначается как аксон (нейрит). Нервное волокно состоит из аксона (нейрита, осевого цилиндра) и окружающих его шванновских клеток (леммоцитов), образующих неврилемму. В мякотных (миелинизированных) нервных волокнах кнаружи от миелинового слоя располагается неврилемма или шванновская оболочка. На относительно правильных промежутках миелиновая обкладка прерывается и нервное волокно разделяется на сегменты. Каждый сегмент образован одним леммоцитом. Между сегментами имеются промежутки, в которых отсутствует миелиновая оболочка (перехваты Ранвье); именно в этих местах активно происходят обменные процессы, способствующие проведению нервного импульса по аксону.

Литература:

1. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.

4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.
Тема 3. Защитные структуры головного и спинного мозга. Внутренняя среда ЦНС и особенности кровоснабжения головного мозга

Цель:

- ознакомить с Защитные структуры головного и спинного мозга; внутренняя среда ЦНС и особенности кровоснабжения головного мозга

Задачи:

- раскрыть суть защитных структур головного и спинного мозга;

  • показать особенности кровоснабжения головного мозга

План:

  1. Характеристика особенностей кровообращения в головном мозге:


2. Строение мозгового отдела черепа и топография внутренней поверхности.

3. Оболочки головного мозга. Сравнительная характеристика оболочек спинного и головного мозга.

4. Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ).



Выводы:

1. Существуют особенности кровообращения: артериального (виллизиев круг),. венозного (синусы и эмиссары), капиллярного (сосудистые сплетения и двойная капиллярная сеть в гипоталамо-гипофизарном комплексе.

2. Головной мозг находится в полости мозгового черепа. Различают пять его отделов - конечный мозг, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Топографически головной мозг разделяют на большой мозг, мозжечок и ствол головного мозга.

3. Оболочки головного мозга представлены тремя видами.Твердая, Паутинная оболочка головного мозга и мягкая (сосудистая) оболочка. Мягкая (сосудистая) оболочка - самая внутренняя оболочка мозга.
4. Гематоэнцефалический барьер (от др.-греч. αμα, родительный падеж от αματο — кровь и др.-греч. εγκεφαλος — головной мозг) — полупроницаемый барьер между кровью и нервной тканью, препятствующий проникновению в мозг крупных или полярных молекул, а также клеток крови, в том числе иммунной системы. В физиологии и фармацевтике часто употребляется сокращение-аббревиатура ГЭБ.

Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) защищает центральную нервную систему от проникновения химических соединений и разнообразных вредных агентов как за счёт обеспечения физического барьера, так и благодаря наличию в мембранах формирующих её клеток молекулярных насосов, направляющих нежелательные вещества из спинномозговой жидкости обратно в кровеносную систему.

Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) регулирует транспорт из крови в мозг биологически активных веществ, метаболитов, химических веществ, препятствуя проникновению в ЦНС переносимых кровью чужеродных веществ, микроорганизмов, токсинов, нейромедиаторов, гормонов, антибиотиков.

Литература:

1. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.

4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.
Тема 4. Эмбриогенез головного мозга человека и его возрастные особенности.

Цель лекции:

  • ознакомить с Эмбриогенезом головного мозга человека и его возрастными особенностями

Задачи лекции:

  • определить понятие Эмбриогенез;

  • раскрыть стадии формирования нервной системы в онтогенезе;

  • показать Этапы морфогенеза ;


План:


    1. Аспекты рассмотрения формирования нервной системы в онтогенезе

    2. Процессы гистогенеза нервной ткани.

    3. Этапы морфогенеза. Системогенез: общие понятия о «принципе минимального обеспечения функций», «гетерохронии созревания структур», консолидирующей роли «полезно-приспособительного результата». Последовательность и сроки формирования сенсорных систем (вестибулярной, тактильной, слуховой, зрительной).
    Степень выраженности извилин, слоев коры и миелинизации структур в отдельные периоды жизни.


Выводы:

1.Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами — 2/3 всей площади коры.

Величина и форма борозд подвержены значительным индивидуальным колебаниям — не только мозг различных людей, но даже полушария одной и той же особи по рисунку борозд не вполне похожи.

Всю кору полушарий принято разделять на 4 типа: древняя (палеокортекс), старая (архикортекс), новая (неокортекс) и межуточная кора (состоящая из промежуточной древней и промежуточной старой коры). Поверхность неокортекса у человека занимает 95,6%, старой 2,2%, древней 0,6%, межуточной 1,6%

2. В течение всего онтогенеза нервная система проходит: гистогенез, морфогенез, системогенез.

3.Процессы гистогенеза нервной ткани включают в себя: нейруляция, пролиферация, миграция, агрегация и фасцикуляция, дифференциация, синаптогенез, миелинизация.

4.Морфологическое созревание (морфогенез) мозга определяется размерами и различиями по клеточному составу как целого мозга, так и отдельных его структур. Кроме этого оценивается характер взаимосвязи и способ организации различных частей мозга, нейронных ансамблей и нейронов. В качестве функциональных критериев развития мозга выделяют биоэлектрические, рефлекторные и собственно поведенческие показатели. Масса мозга, как общий показатель изменения нервной ткани, составляет при рождении 371 г (у мальчиков) и 361 г (у девочек) увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания.

Литература:

. Мамалыга М.Л.Восстановление внутриклеточных изменений в ЦНС после судорог разного генеза и их связь резистентностью организма к гипоксии. – Прометей, МПГУ, 2011.ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

2. Быстров А.В., Ватолин К.В., Галкина Я.А., Видар-М, 2011. ЭБС «IPRdooks». Интернет-ресурс /http://www. iprbookshop.ru

3. Воронова Н.В. Анатомия центральной нервной системы : Учеб.пособие для вузов. - М. : Аспект-Пресс , 2009.

4. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. Из-во: Мир, М. 2012.






  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Занятие 1. Нейронная теория строения ЦНС (микроморфология нервной ткани).
Подготовьте доклад по одной из представленных тем.

    1. Роль К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахала, У. Наута и др. ученых в формировании представлений о своеобразии клеточного строения нервной системы.

    2. Базовые принципы нейронной теории В. Вальдейера, и современные данные электронной микроскопии.

    3. Морфологические элементы нейронов и особенности строения мембраны, дендритной зоны, аксона и его оболочки; классификация синапсов.

    4. Структура нервного волокна и морфологические особенности, определяющие скорость проведения нервных импульсов.


Занятие 2. Филогенез нервной системы и принципы структурно-функциональной дифференциации нервной ткани в эволюции.

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
1.Дифференциация нервной трубки.

2.Изменение способов передвижения и формирования дистантных рецепторов.

3.Понятия об архео-, палео-, и неокортексе и кортиколизации функций в филогенезе.

4. Специфические морфологические отличия мозга человека.
Занятие 3. Топография и морфология спинного мозга человека

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.


    1. Общее описание – размеры, месторасположение, скелетотопия сегментов и отделов (шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), топография корешков и ганглиев.

    2. Морфология серого вещества. Соотношение и взаимодействие этих морфологических элементов.

    3. Структура белого вещества.


Задание 4. Структурно-функциональная организация отдельных долей, зон и полей неокортекса.

Подготовьте доклад по одной из представленных тем.
1. Понятие о соматотопической организации «первичных» корковых зон и проблема локализации функций.

2. Морфологическая характеристика отдельных слоев коры и типов внутренних связей.

3. Принципы выделения отдельных специфических участков коры: фило- и онтогенетические, цито- и миелоархитонические, экспериментально-физиологические, и клинико-неврологические.

4.Топография и специфика организации первичных проекционных зон коры отдельных анализаторов (зрительного, слухового, общей чувствительности, двигательного).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению...
Программа предназначена для ознакомления с основными разделами
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология
Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия центральной нервной системы»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы»
Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине возрастная анатомия, физиология и гигиена дошкольника
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анатомия цнс» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск