Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания»





Скачать 118.07 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания»
Дата публикации12.01.2015
Размер118.07 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Физика > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» включает в себя различные виды деятельности:

-чтение текста;

-составление плана текста;

-конспектирование текста;

-работа с электронными информационными ресурсами;

-выполнение тестовых заданий;

-ответы на контрольные вопросы;

Значение внеаудиторной самостоятельной работы:

Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время - основная задача преподавателей. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Рекомендации по подготовке реферата
Реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы изучаемого курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ РЕФЕРАТА 

          Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.

          В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.

          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.

          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.

          В нижнем поле указывается  год написания реферата.

    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.

          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.

      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант1

1. Общая характеристика основных этапов в развитии естествознания.
2. Комплексные научные революции в естествознании конца XVIII — первой половины XIX века.

Вариант 2

  1. Г. Галилей и И. Ньютон, их роль в становлении естествознания.

  2. Глобальная научно-техническая революция на рубеже тысячелетий (XX—XXI вв.).

Вариант3
1. Основные функции науки.
2. Критерии научности в естествознании.

Вариант4
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений.
2. Динамические и статистические закономерности в природе.

Вариант5

1.Система научных методов.
2. Основные этапы научного исследования.

Вариант6
1. Механистическая картина мира.
2. Концепция необратимости в термодинамике.

Вариант7
1. Понятие термодинамического равновесия и энтропия.
2. Понятие открытых и закрытых систем в термодинамике.
Вариант 8

1. Принцип возрастания энтропии.
2. Концепция атомизма.

Вариант9
1. Принцип дальнодействия и принцип близкодействия.
2. Открытия физики, изменившие атомистическое представление о материи. Элементарные частицы.

Вариант10
1. Концепция корпускулярно-волнового дуализма.
2. Принцип неопределенности в квантовой механике.

Вариант11
1.. Специальная теория относительности.
2. Общая теория относительности.

Вариант12
1. Современные представления о пространстве и времени.
2. Развитие представлений о материи.

Вариант13
1. Развитие представлений о движении.
2. Развитие представлений о взаимодействии.

Вариант14
1. Принципы симметрии и законы сохранения.
2. Структурные уровни организации материи.

Вариант15
1. Концептуальные уровни познания веществ и химические системы.
2. Понятие химического элемента и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Вариант16
1. Молекулярно-генетический уровень биологических структур.
2. Структурные уровни организации живых систем.

Вариант17
1. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
2. Генетика и эволюция.

Вариант18
1. Концепция биосферы В. И. Вернадского.
2. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Вариант19
1. Концепции геологического развития Земли.
2. Космологическая концепция эволюции.

Вариант20
1. Концепция самоорганизации в живой и неживой природе.
2. Принципы универсального эволюционизма.

Вариант21
1. Происхождение жизни.
2. Происхождение и сущность человека.

Вариант22
1. Основные этапы эволюции человека.
2. Психика и сознание человека в теории отражения.

Вариант23
1. Физиология человека: общие принципы
2. Эмоции, творчество, работоспособность и здоровье человека.

Вариант24
1. Основы биоэтики.
2. Понятие ноосферы и ее значение как геологического фактора.

Вариант25
1. Глобальный экологический кризис: понятие и особенности проявления в XXI веке.
2. Основные черты планетарного мышления.

Темы рефератов по дисциплине «Концепции современного естествознания»

  1. Пространственно-временные масштабы и физическое моделирование.

  2. Поиски принципов объективного описания природы.

  3. Мир дискретных объектов - физика частиц.

  4. Состояние физической системы и ее изменение со временем.

  5. Законы динамики и детерминизм Лапласа.

  6. Импульс. Энергия и момент системы как меры движения.

  7. Фотоны. Взаимопревращения энергии в системах частиц.

  8. Мир непрерывных объектов - физика полей.

  9. Модель сплошной среды (континуум ).

  10. От физики Декарта к физике Максвелла.

  11. Сплошная среда и упругие волны.

  12. Взаимодействие : концепции близкодействия и дальнодействия.

  13. Электромагнитное поле и электромагнитные волны.

  14. Многообразие диапазонов электромагнитного излучения.

  15. Интерференция, дифракция и поляризация света.

  16. Идея голографии.

  17. Мир микрообъектов- квантовая физика.

  18. Квантование физических величин и суперпозиция состояний.

  19. Квантовые переходы и излучение.

  20. Атомы, молекулы, кристаллы.

  21. Квантовая физика вокруг нас: лазеры, транзисторы.

  22. Сверхпроводимость.

  23. Квантовая физика - ключ к субатомному миру: кварки, адроны.

  24. Квантовая физика - ключ к субатомному миру : ядра атомов, пульсары.

  25. Мир реальных макрообъектов - статистическая физика.

  26. Микро-и макроописание природы.

  27. Вероятность как атрибут сложных систем.

  28. Тепловое равновесие и флуктуации.

  29. Неравновесные состояния и релаксации.

  30. Тепловая физика: от Карно к Гиббсу.

  31. Энергия, температура, энтропия.

  32. Ближний и дальний порядок в природе.

  33. Фазовые переходы и симметрия.

  1. Необратимость- неустранимое свойство реальности.

  2. Время. Стрела времени.

  3. Иерархия структур природы.

  1. Мега-, макро-, и микромир.

  2. Критерий относительной элементарности: «лестница» Вайскопфа.

  3. Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия.

  4. Физический вакуум как реальность.

  5. Эволюция Вселенной.

  6. Устойчивость современных физических теорий.

  7. Современная физическая картина мира и ее принципиальная незавершенность.

  8. Источники нового взгляда на объективность познания природы.

  9. Потребность в универсальной теории эволюции.

  10. Проблемы времени и будущее физики.

  11. Планеты.

  12. Звезды.

  13. Вещество в экстремальных условиях: белые карлики, нейтронные звезды.

  14. Вещество в экстремальных условиях : черные дыры.

  15. Галактики.

  16. Горячая модель и эволюция Вселенной.

  17. Физическая картина мира как философская категория.

  18. Вещество и поле.

  19. Сверхтекучесть и сверхпроводимость.

  20. Физика плазмы и управляемый ядерный синтез.

  21. Лазерное излучение как неравновесный фазовый переход.

  22. Усиление света. Газовый лазер.

  23. Применение лазеров в технологических процессах.

  24. Принцип ЯМР- томографии.

  25. Температурная сверхпроводимость (тепловые сверхпроводники).

  26. Проблемы термоядерного синтеза.

  27. Реактивное движение. 1-ая, 2-ая, 3-ая космические скорости.

  28. Магнитные свойства вещества.

  29. Изучение космических лучей.

  30. Магнетика. Пара-, диа-, ферро-, антиферромагнетики.

  31. Точка Кюри. Доменная структура.

  32. Эффект Мессбауэра.

  33. Строение атомного ядра. Модели ядер.

  34. Ядерные реакции. Радиоактивные превращения ядер.

  35. Реакция ядерного деления. Цепная реакция деления.

  36. Ядерный реактор.

  37. Изотопы. Техническое применение изотопов.

  38. Проблема источников энергии.

  39. Термоядерный синтез.

  40. Управляемый термоядерный синтез.

  41. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева.

  1. Аннигиляция электрон-позитронной пары. Закон сохранения энергии.

  2. Земля происхождение и динамика геосфер.

  3. Климат - синергетический аспект.

  4. Роль океанов.

  5. Мозг как синергетический компьютер.

  6. Научно-технические революции.

  7. Радио от А.Попова до наших дней.

  8. Основы передачи информации. Телевидение.

  9. Космические программы России (СССР) и США.

  10. Полет на Луну.

  11. Использование космоса в мирных и военных целях.

  12. Орбитальные космические полеты.

  13. Исследование Марса, Венеры, Юпитера и других планет автоматическими межпланетными станциями.

  14. Оптическая фильтрация пространственных частот. Принцип голографии.

  15. Полимеры и жидкие кристаллы.

  16. Рентгеновская томография и применение магнитного резонанса.

  17. Внутренний и внешний фотоэффект, их технологическое применение.

  18. Космические системы связи. Глобальная сеть INTERNET.

  19. Альтернативные источники энергии.

  20. Античность, классика, неклассика и постнеклассика научной рациональности.

  21. Типы времени и фундаментальные парадигмы естествознания.

  22. История естествознания до начала 21 века.

  23. Панорама современного естествознания и ее незавершенность.


Вопросы к зачету


  1. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

  2. Научный метод.

3. История естествознания.

4. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.

5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

6. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.

7. Структурные уровни организации материи. Микро, макро и мега-миры.

8. Пространство и время.

9. Принципы относительности.

10. Принципы симметрии.

11. Законы сохранения.

12. Необратимость времени.

13. Взаимодействие. Близкодействие и дальнодействие. Состояние.

14. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

15. Динамические и статистические закономерности в природе.

16. Самоорганизация в живой и неживой природе.

17. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.

18. Принцип возрастания энтропии.

19. Химические процессы. Реакционная способность вещества.

20. Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

21. Современные концепции развития геосферных оболочек.

22. Литосфера как абиотическая основа жизни.

23. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико- геохимическая.

24. Географическая оболочка Земли.

25. Особенности биологического уровня организации материи.

26. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

27. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

28. Генетика и эволюция. Принципы универсального эволюционизма.

29. Человек. Физиология человека.

30. Биоэтика и поведение человека.

31. Эмоции и творчество.

32. Здоровье и работоспособность.

33. Человек и биосфера.

34. Космические циклы.

35. Ноосфера.

36. Развитие представлений о материи.
37. Развитие представлений о движении.
38. Развитие представлений о взаимодействии.
39. Принципы симметрии и законы сохранения.
40. Структурные уровни организации материи.
41. Концептуальные уровни познания веществ и химические системы.
42. Понятие химического элемента и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
43. Концепция биосферы В. И. Вернадского.
44. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
45. Концепции геологического развития Земли.
46. Космологическая концепция эволюции.
47. Концепция самоорганизации в живой и неживой природе.
48. Принципы универсального эволюционизма.
49. Происхождение жизни.
50. Происхождение и сущность человека.
51. Основные этапы эволюции человека.
52. Психика и сознание человека в теории отражения.
53. Глобальный экологический кризис: понятие и особенности проявления в XXI веке.
54. Основные черты планетарного мышления.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература



  1. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – М.: Изд-во Проспект ,2008г.

  2. Михайлов Л.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. –СПб.: Питер,2009г.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. Издательство: Высшая школа, 2009

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Издательство: Высшая школа. Серия: Для высших учебных заведений, 2009

5. Волкова В.Н. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Высшая школа. Серия: Для высших учебных заведений, 2009

6. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009
Дополнительная литература
1.      Горелов А. Концепции современного естествознания. М. 1997. – 208с.

2.      Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. Нс. 1997. – 832 с.

3.      Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с.

4.      Рузавин Г. Концепции современного естествознания . М. 1997. – 287с.

5.      Лавринеко В.Н., Ратникова В.П. КСЕ. М. 2000.

6.      Грядова Д.И. КСЕ. М. 2000.

7.      Потеев М.И. КСЕ. СПб. 1999.

8.    Воронов В.К. и др. КСЕ. М. 2000.

9.    Карпенков С.Х. КСЕ. М. 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания методические рекомендации
Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconАннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2)
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconРабочая программа дисциплины концепции современного естествознания...
Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика»
...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания
Цель дисциплины: способствовать формированию у студентов научного мировоззрения и осознанию ими принципов и закономерностей развития...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconРабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания
Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «философия»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия» включает в себя разлияные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» iconКонцепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н....
Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск