Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”

НазваниеУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Дата публикации27.01.2015
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”.

Проведен студенткой 5 курса ФМФ Анушиной М. в 11-ом классе лицея № 40 (учитель физики Морозова Н.В.), СОШ №2 (учитель физики Митроченкова Н.И.), СОШ №36 (учитель физики Буйлина О.М.)г.Петрозаводска; методист: доцент кафедры ТФ и МПФ КГПУ Янюшкина Г.М.

Дидактическая цель урока: обобщение знаний учащихся по теме “Шкала электромагнитных волн”

Задачи:

1. Обучающие

• Обобщить знания учащихся по теме “Шкала электромагнитных волн”.

• Проверить уровень знаний учащихся по теме “Шкала электромагнитных волн”.

1. Развивающие

• Продолжить формирование умений самостоятельно работать с информацией.

• Продолжить формирование умений работать с таблицами.

1. Воспитательные

• Показать роль различных видов излучений в жизни человека.

• Показать влияние различных видов излучений на человека.

• Продолжить формирование познавательного интереса через содержание изучаемого материала.

• Продолжить формирование умений работать самостоятельно.

Ход урока.

Учитель: ”Сегодня наш с вами урок называется «Путешествие по шкале электромагнитных волн»”.

План урока:

Вводная часть

Диапазоны шкалы электромагнитных излучений:

• Низкочастотное излучение

• Радиоволны

• Инфракрасное излучение

• Видимое излучение (свет)

• Ультрафиолетовое излучение

• Рентгеновское излучение

• Гамма-излучение (-лучи)

Заключительная часть

Тест

Проверка теста

1. Вводная часть

Вселенная – это океан электромагнитных излучений. Люди живут в нем, по большей части, не замечая пронизывающих окружающее пространство волн. Греясь у камина или зажигая свечу, человек заставляет работать источник этих волн, не задумываясь об их свойствах. Но знание - сила: открыв природу электромагнитного излучения, человечество в течение XX столетия освоило и поставило к себе на службу самые различные его виды.

2. Диапазоны шкалы электромагнитных волн:

Учитель: "Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные виды излучений. Каждое излучение мы будем изучать по следующему обобщенному плану". Обобщенный план для изучения излучения:

1. Название диапазона

Индикатор

Применение

Действие на человека

2.1 Низкочастотное излучение

Низкочастотное излучение возникает в диапазоне частот от 0 до 2 • 104 Гц. Этому излучению соответствует длина волны от1,5 • 104 до  м. Излучением таких, сравнительно малых частот, можно пренебречь. Источником низкочастотного излучения являются генераторы переменного тока. Применяются при плавке и закалке металлов.

2.2 Радиоволны

Радиоволны занимают диапазон частот 2*104-109 Гц. Им соответствует длина волны 0,3-1,5*104 м. Источником радиоволн, так же как и низкочастотного излучения является переменный ток. Также источником являются генератор радиочастот, звезды, в том числе Солнце, галактики и метагалактики. Индикаторами являются вибратор Герца, колебательный контур.

Большая частота радиоволн, по сравнению с низкочастотным излучением приводит к заметному излучению радиоволн в пространство. Это позволяет использовать их для передачи информации на различные расстояния. Передаются речь, музыка (радиовещание), телеграфные сигналы (радиосвязь), изображения различных объектов (радиолокация).

Радиоволны используются для изучения структуры вещества и свойств той среды, в которой они распространяются. Исследование радиоизлучения космических объектов – предмет радиоастрономии. В радиометеорологии изучают процессы по характеристикам принимаемых волн.

2.3 Инфракрасное излучение (ИК)

Инфракрасное излучение занимают диапазон частот 3*1011- 3,85*1014 Гц. Им соответствует длина волны 780нм –1мм. Инфракрасное излучение было открыто в 1800 году астрономом Уильямом Гершлем. Изучая повышение температуры термометра, нагреваемого видимым светом, Гершель обнаружил наибольшее нагревание термометра вне области видимого света (за красной областью). Невидимое излучение, учитывая его место в спектре, было названо инфракрасным. Источником инфракрасного излучения является излучение молекул и атомов при тепловых и электрических воздействиях. Мощный источник инфракрасного излучения – Солнце, около 50% его излучения лежит в инфракрасной области. На инфракрасное излучение приходится значительная доля (от 70 до 80 %) энергии излучения ламп накаливания с вольфрамовой нитью. Инфракрасное излучение испускает электрическая дуга и различные газоразрядные лампы. Излучения некоторых лазеров лежит в инфракрасной области спектра. Индикаторами инфракрасного излучения являются фото и терморезисторы, специальные фотоэмульсии. Инфракрасное излучение используют для сушки древесины, пищевых продуктов и различных лакокрасочных покрытий (инфракрасный нагрев), для сигнализации при плохой видимости, дает возможность применять оптические приборы, позволяющие видеть в темноте, а также при дистанционном управлении. Инфракрасные лучи используются для наведения на цель снарядов и ракет, для обнаружения замаскированного противника. Эти лучи позволяют определить различие температур отдельных участков поверхности планет, особенности строения молекул вещества (спектральный анализ). Инфракрасная фотография применяется в биологии при изучении болезней растений, в медицине при диагностике кожных и сосудистых заболеваний, в криминалистике при обнаружении подделок. При воздействии на человека вызывает повышение температуры человеческого тела.

2.4. Видимое излучение (свет)

Видимое излучение - единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемым человеческим глазом. Световые волны занимают достаточно узкий диапазон: 380-780 нм ( = 3,85 •1014- 7,89 • 1014 Гц). Источником видимого излучения являются валентные электроны в атомах и молекулах, изменяющие свое положение в пространстве, а также свободные заряды, движущиеся ускоренно. Эта часть спектра дает человеку максимальную информацию об окружающем мире. По своим физическим свойствам она аналогична другим диапазонам спектра, являясь лишь малой частью спектра электромагнитных волн. Излучение, имеющее разную длину волны (частоты) в диапазоне видимого излучения, оказывает различное физиологическое воздействие на сетчатку человеческого глаза, вызывая психологическое ощущение света. Цвет - не свойство электромагнитной световой волны самой по себе, а проявление электрохимического действия физиологической системы человека: глаз, нервов, мозга. Приблизительно можно назвать семь основных цветов, различаемых человеческим глазом в видимом диапазоне (в порядке возрастания частоты излучения): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запоминание последовательности основных цветов спектра облегчает фраза, каждое слово которой начинается с первой буквы названия основного цвета: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Видимое излучение может влиять па протекание химических реакций в растениях (фотосинтез) и в организмах животных и человека. Видимое излучение испускают отдельные насекомые (светлячки) и некоторые глубоководные рыбы за счет химических реакций в организме. Поглощение растениями углекислого газа в результате процесса фотосинтеза и выделения кислорода способствует поддержанию биологической жизни на Земле. Также видимое излучение применяется при освещении различных объектов.

Свет - источник жизни на Земле и одновременно источник наших представлении об окружающем мире.

2.5. Ультрафиолетовое излучение

Ультрафиолетовое излучение, не видимое глазом электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между видимым и рентгеновским излучением в пределах длин волн 10 – 380 нм(=8*1014-3*1016 Гц). Ультрафиолетовое излучение было открыто в 1801 году немецким ученым Иоганном Риттером. Изучая почернение хлористого серебра под действием видимого света, Риттер обнаружил, что серебро чернеет еще более эффективно в области, находящейся за фиолетовым краем спектра, где видимое излучение отсутствует. Невидимое излучение, вызвавшее это почернение, было названо ультрафиолетовым.

Источник ультрафиолетового излучения — валентные электроны атомов и молекул, также ускорено движущиеся свободные заряды.

Излучение накаленных до температур - 3000 К твердых тел содержит заметную долю ультрафиолетового излучения непрерывного спектра, интенсивность которого растет с увеличением температуры. Более мощный источник ультрафиолетового излучения - любая высокотемпературная плазма. Для различных применений ультрафиолетового излучения используются ртутные, ксеноновые и др. газоразрядные лампы. Естественные источники ультрафиолетового излучения - Солнце, звезды, туманности и другие космические объекты. Однако лишь длинноволновая часть их излучения (>290 нм) достигает земной поверхности. Для регистрации ультрафиолетового излучения при = 230 нм используются обычные фотоматериалы, в более коротковолновой области к нему чувствительны специальные маложелатиновые фотослои. Применяются фотоэлектрические приемники, использующие способность ультрафиолетового излучения, вызывать ионизацию и фотоэффект: фотодиоды, ионизационные камеры, счетчики фотонов, фотоумножители.

В малых дозах ультрафиолетовое излучение оказывает благотворное, оздоровительное влияние на человека, активизируя синтез витамина D в организме, а также вызывая загар. Большая доза ультрафиолетового излучения может вызвать ожог кожи и раковые новообразования (в 80 % излечимые). Кроме того, чрезмерное ультрафиолетовое излучение ослабляет иммунную систему организма, способствуя развитию некоторых заболеваний. Ультрафиолетовое излучение оказывает также бактерицидное действие: под действие этого излучения гибнут болезнетворные бактерии.

Ультрафиолетовое излучение применяется в люминесцентных лампах, в криминалистике (по снимкам обнаруживают подделки документов), в искусствоведении (с помощью ультрафиолетовых лучей можно обнаружить на картинах не видимые глазом следы реставрации). Практически не пропускает ультрафиолетовое излучение оконное стекло, т.к. его поглощает оксид железа, входящий в состав стекла. По этой причине даже в жаркий солнечный день нельзя загореть в комнате при закрытом окне.

Человеческий глаз не видит ультрафиолетовое излучение, т.к. роговая оболочка глаза и глазная линза поглощают ультрафиолет. Ультрафиолетовое излучение видят некоторые животные. Например, голубь ориентируется по Солнцу даже в пасмурную погоду.

2.6. Рентгеновское излучение

Рентгеновское излучение - это электромагнитное ионизирующее излучение, занимающее спектральную область между гамма- и ультрафиолетовым излучением в пределах длин волн от 10-12- 10-8 м (частот 3*1016-3-1020 Гц). Рентгеновское излучение было открыто в 1895 году немецким физиком В. К. Рентгеном. Наиболее распространенным источником рентгеновского излучения является рентгеновская трубка, в которой ускоренные электрическим нолем электроны бомбардируют металлический анод. Рентгеновское излучение может быть получено при бомбардировке мишени ионами высокой энергии. В качестве источников рентгеновского излучения могут служить также некоторые радиоактивные изотопы, синхротроны накопители электронов. Естественными источниками рентгеновского излучения является Солнце и др. космические объекты

Изобранения предметов в рентгеновском излучении получают на специальной рентгеновской фотопленке. Рентгеновское излучение можно регистрировать с помощью ионизационной камеры, сцинтилляционным счетчиком, вторично-электронных или каналовых электронных умножителей, микроканальных пластин. Благодаря высокой проникающей способности рентгеновское излучение применяется в рентгеноструктурном анализе (исследовании структуры кристаллической решетки), при изучении структуры молекул, обнаружении дефектов в образцах, в медицине (рентгеновские снимки, флюорография, лечение раковых заболеваний), в дефектоскопии (обнаружение дефектов в отливках, рельсах), в искусствоведении(обнаружение старинной живописи, скрытой под слоем поздней росписи), в астрономии(при изучении рентгеновских источников), криминалистике. Большая доза рентгеновского излучения приводит к ожогам и изменению структуры крови человека. Создание приемников рентгеновского излучения и размещение их на космических станциях позволило обнаружить рентгеновское излучение сотен звезд, а также оболочек сверхновых звезд и целых галактик.

2.7. Гамма излучение ( - лучи)

Гамма излучение - коротковолновое электромагнитное излучение, занимающее весь диапазон частот > З*1020Гц, что соответствует длинам волн <10-12 м. Гамма излучение было открыто французским ученым Полем Вилларом в 1900 году. Изучая излучение радия в сильном магнитном поле, Виллар обнаружил коротковолновое электромагнитное излучение, не отклоняющееся, как и свет, магнитным полем. Оно было названо Iгамма излучением. Гамма излучение связано с ядерными процессами, явлениями радиоактивного распада, происходящими с некоторыми веществами, как на Земле, так и в космосе. Гамма излучение можно регистрировать с помощью ионизационных и пузырьковых камер, а также с помощью специальных фотоэмульсий. Используются при исследовании ядерных процессов, в дефектоскопии. Гамма излучение отрицательно воздействует на человека.
    1. Заключительная часть

Низкочастотное излучение, радиоволны, инфракрасное излучение, видимое излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение, -излучение представляют собой различные виды электромагнитного излучения.

Если мысленно разложить эти виды по возрастанию частоты или убыванию длины волны, то получится широкий непрерывный спектр – шкала электромагнитных излучений (учитель показывает шкалу).

Деление электромагнитных излучений по диапазонам условное. Четкой границы между областями нет. Названия областей сложились исторически, они лишь служат удобным средством классификации источников излучений.

Все диапазоны шкалы электромагнитных излучений имеют общие свойства:

• Физическая природа всех излучений одинакова

• Все излучения распространяются в вакууме с одинаковой скоростью, равной 3*108 м/с

• Все излучения обнаруживают общие волновые свойства (отражение, преломление, интерференцию, дифракцию, поляризацию)

В конце урока мы предложили учащимся выполнить тест:

1. Инфракрасное излучение имеет длину волны:

А. Меньше 4*10-7 м.

Б. Больше 7,6*10-7 м

В. Меньше 10 –8 м

2. Ультрафиолетовое излучение:

А. Возникает при резком торможении быстрых электронов.

Б. Интенсивно испускается нагретыми до высокой температуры телами.

В. Испускается любым нагретым телом.

3. Каков диапазон длин волн видимого излучения?

А. 4*10-7- 7,5*10-7 м.

Б. 4*10-7- 7,5*10-7 см.

В. 4*10-7- 7,5*10-7 мм.

4. Наибольшую проходящую способность имеет:

А. Видимое излучение

Б. Ультрафиолетовое излучение

В. Рентгеновское излучение

5. Изображение предмета в темноте получают при помощи:

А. Ультрафиолетового излучения.

Б. Рентгеновского излучения.

В. Инфракрасного излучения.

6. Кем впервые было открыто –излучение?

А. Рентгеном

Б. Вилларом

В. Гершелем

7. С какой скоростью распространяется инфракрасное излучение?

А. Больше чем 3*108 м/с

Б. Меньше чем 3*10 8 м/с

В. 3*108 м/с

8. Рентгеновское излучение:

А. Возникает при резком торможении быстрых электронов

Б. Испускается твердыми телами, нагретыми до большой температуры

В. Испускается любым нагретым телом

9. Какие излучения используются в медицине?

1. Инфракрасное излучение

2. Ультрафиолетовое излучение

3. Видимое излучение

4. Рентгеновское излучение

А. 1,2,4

Б. 1,3

В. Все излучения

10. Обычное стекло практически не пропускает:

А. Видимое излучение.

Б. Ультрафиолетовое излучение.

В.Инфракрасное излучение

После проведения теста был осуществлен самоконтроль учащимися.

Правильные ответы:

Вопрос

Ответ

А

В

В

А

Б

Мы предложили следующую шкалу отметок:

9-10

7-8

5-6

В заключение обобщающего урока по теме: “Путешествие по шкале электромагнитных волн” учащимся было предложено составить «Паспорт явления» (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Название явления

Ультрафиолетовое излучение

Понятия, с помощью которых его описывают

Длина волны, частота, электромагнитная волна

Кто открыл

1801год, немецкий ученый

Иоганн Риттер.

В чем оно проявляется

Биохимические реакции биологического объекта

Определение

Электромагнитные волны в диапазоне от 0,2 мкм до 0,38 мкм

Источники возникновения

Источники: валентные электроны атомов и молекул, также ускорено движущиеся свободные заряды. Газоразрядные лампы с трубками из кварца (кварцевые лампы).Твердые телами, у которых T>1000°С, а также светящие пары ртути. Высокотемпературная плазма.

Основные свойства

Высокая химическая активность (разложение хлорида сереб­ра, свечение кристаллов сульфида цинка), невидимо, большая проникающая способность, убивает микроорганизмы, в неболь­ших дозах благотворно влияет на организм человека (загар), но в больших дозах оказывает отрицательное биологическое воздей­ствие: изменения в развитии клеток и обмене веществ, действие на глаза.

Где применяется