Скачать 118.53 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» включает в себя различные виды деятельности: -чтение текста; -составление плана текста; -конспектирование текста; -работа с электронными информационными ресурсами; -выполнение тестовых заданий; -ответы на контрольные вопросы; Значение внеаудиторной самостоятельной работы: Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время - основная задача преподавателей. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Рекомендации по подготовке реферата Реферат является формой самостоятельной учебной работы по предмету, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету — углубленное изучение определенной проблемы изучаемого курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ РЕФЕРАТА Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В нижнем поле указывается год написания реферата. После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное. Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы. Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме. Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата. В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке / более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке /, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 1996 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, пода которым литературный источник находится в списке литературы / например, 7 / номер лит. источника/ , с. 67- 89 /. Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника. Вариант выбирается по последней цифре шифра зачетной книжки ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Вариант1 1. Общая характеристика основных этапов в развитии естествознания. 2. Комплексные научные революции в естествознании конца XVIII — первой половины XIX века. Вариант 2
Вариант3 1. Основные функции науки. 2. Критерии научности в естествознании. Вариант4 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений. 2. Динамические и статистические закономерности в природе. Вариант5 1.Система научных методов. 2. Основные этапы научного исследования. Вариант6 1. Механистическая картина мира. 2. Концепция необратимости в термодинамике. Вариант7 1. Понятие термодинамического равновесия и энтропия. 2. Понятие открытых и закрытых систем в термодинамике. Вариант 8 1. Принцип возрастания энтропии. 2. Концепция атомизма. Вариант9 1. Принцип дальнодействия и принцип близкодействия. 2. Открытия физики, изменившие атомистическое представление о материи. Элементарные частицы. Вариант10 1. Концепция корпускулярно-волнового дуализма. 2. Принцип неопределенности в квантовой механике. Вариант11 1.. Специальная теория относительности. 2. Общая теория относительности. Вариант12 1. Современные представления о пространстве и времени. 2. Развитие представлений о материи. Вариант13 1. Развитие представлений о движении. 2. Развитие представлений о взаимодействии. Вариант14 1. Принципы симметрии и законы сохранения. 2. Структурные уровни организации материи. Вариант15 1. Концептуальные уровни познания веществ и химические системы. 2. Понятие химического элемента и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Вариант16 1. Молекулярно-генетический уровень биологических структур. 2. Структурные уровни организации живых систем. Вариант17 1. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. 2. Генетика и эволюция. Вариант18 1. Концепция биосферы В. И. Вернадского. 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Вариант19 1. Концепции геологического развития Земли. 2. Космологическая концепция эволюции. Вариант20 1. Концепция самоорганизации в живой и неживой природе. 2. Принципы универсального эволюционизма. Вариант21 1. Происхождение жизни. 2. Происхождение и сущность человека. Вариант22 1. Основные этапы эволюции человека. 2. Психика и сознание человека в теории отражения. Вариант23 1. Физиология человека: общие принципы 2. Эмоции, творчество, работоспособность и здоровье человека. Вариант24 1. Основы биоэтики. 2. Понятие ноосферы и ее значение как геологического фактора. Вариант25 1. Глобальный экологический кризис: понятие и особенности проявления в XXI веке. 2. Основные черты планетарного мышления. Темы рефератов по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Вопросы к зачету
3. История естествознания. 4. Панорама современного естествознания. Тенденции развития. 5. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. 6. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. 7. Структурные уровни организации материи. Микро, макро и мега-миры. 8. Пространство и время. 9. Принципы относительности. 10. Принципы симметрии. 11. Законы сохранения. 12. Необратимость времени. 13. Взаимодействие. Близкодействие и дальнодействие. Состояние. 14. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. 15. Динамические и статистические закономерности в природе. 16. Самоорганизация в живой и неживой природе. 17. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. 18. Принцип возрастания энтропии. 19. Химические процессы. Реакционная способность вещества. 20. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. 21. Современные концепции развития геосферных оболочек. 22. Литосфера как абиотическая основа жизни. 23. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико- геохимическая. 24. Географическая оболочка Земли. 25. Особенности биологического уровня организации материи. 26. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. 27. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. 28. Генетика и эволюция. Принципы универсального эволюционизма. 29. Человек. Физиология человека. 30. Биоэтика и поведение человека. 31. Эмоции и творчество. 32. Здоровье и работоспособность. 33. Человек и биосфера. 34. Космические циклы. 35. Ноосфера. 36. Развитие представлений о материи. 37. Развитие представлений о движении. 38. Развитие представлений о взаимодействии. 39. Принципы симметрии и законы сохранения. 40. Структурные уровни организации материи. 41. Концептуальные уровни познания веществ и химические системы. 42. Понятие химического элемента и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. 43. Концепция биосферы В. И. Вернадского. 44. Эволюционная теория Ч. Дарвина. 45. Концепции геологического развития Земли. 46. Космологическая концепция эволюции. 47. Концепция самоорганизации в живой и неживой природе. 48. Принципы универсального эволюционизма. 49. Происхождение жизни. 50. Происхождение и сущность человека. 51. Основные этапы эволюции человека. 52. Психика и сознание человека в теории отражения. 53. Глобальный экологический кризис: понятие и особенности проявления в XXI веке. 54. Основные черты планетарного мышления. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература
3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Гриф МО РФ. Издательство: Высшая школа, 2009 4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Издательство: Высшая школа. Серия: Для высших учебных заведений, 2009 5. Волкова В.Н. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. Издательство: Высшая школа. Серия: Для высших учебных заведений, 2009 6. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Гриф МО РФ. Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009 Дополнительная литература 1. Горелов А. Концепции современного естествознания. М. 1997. – 208с. 2. Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. Нс. 1997. – 832 с. 3. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с. 4. Рузавин Г. Концепции современного естествознания . М. 1997. – 287с. 5. Лавринеко В.Н., Ратникова В.П. КСЕ. М. 2000. 6. Грядова Д.И. КСЕ. М. 2000. 7. Потеев М.И. КСЕ. СПб. 1999. 8. Воронов В.К. и др. КСЕ. М. 2000. 9. Карпенков С.Х. КСЕ. М. 2000. |
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине... Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «концепции современного естествознания» включает в себя различные... | Концепции Современного Естествознания методические рекомендации Главное в такой работе – показать владение концептуальным аппаратом современного естествознания, умение видеть широкие взаимосвязи... | ||
Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34 | Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Методические рекомендации для выполнения индивидуальной работы №1 – реферата на тему «Актуальные проблемы естествознания» 34 | ||
Методическая разработка по дисциплине «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания», согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной для... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе... Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой... | Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» Дисциплина «Концепции современного естествознания» входит в цикл Математических и естественнонаучных дисциплин (Б. 2) | ||
Рабочая программа дисциплины концепции современного естествознания... Рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» подготовлена Голигузовым Д. В., к ф н., доцентом кафедры... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика» ... | Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Концепции современного естествознания Цель дисциплины: способствовать формированию у студентов научного мировоззрения и осознанию ими принципов и закономерностей развития... | Рабочая программа по дисциплине б концепции современного естествознания Цель дисциплины: понять общенаучную концептуальную роль естествознания, расширение общенаучного кругозора студентов гуманитарных... | ||
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «философия» Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия» включает в себя разлияные виды деятельности | Концепции Современного Естествознания Преподаватель Рыжиков В. Н.... Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... |