«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.»





Скачать 55.81 Kb.
Название«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.»
Дата публикации26.04.2015
Размер55.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
«Свет всегда исходит от вещества,

рождается в веществе и, поглощаясь

исчезает в веществе.»

С. И. Вавилов
Тема: Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора.

Цели: 1) Сформировать у учащихся представление о планетарной модели строения атома. Познакомить учащихся с фундаментальным опытом Резерфорда. Изучить постулаты Бора.

2) Развивать монологическую и диалогическую речь, логическое мышление.

3) Воспитывать взаимоуважение, умение слушать. На примере жизни и деятельности показать роль крупных ученых в развитии науки.

Демонстрации. Фрагмент фильма. Плакат «Опыт Резерфорда. Строение атома». Макет «Строения атома. Излучение и поглощение света атомами».
Этапы Время Приемы и методы

1.Актуализация 10 мин. Сообщения учащихся

2.Изложение нового Демонстрация фильма.

материала. Выступление 30 мин. Частично поисковый

ученика с докладом о демонстрационный

Резерфорде. метод. Беседа.

3.Отработка изученного Работа в группах.

материала. 30 мин. Решение заданий.

4.Подведение итогов. 10 мин. Сообщение учителя.

Домашнее задание. Запись на доске.
Ход урока.

Заслушать выступления учащихся с демонстрацией опорных конспектов созданных учащимися, по следующим вопросам. Как взаимодействуют заряженные частицы?

Как определяется сила взаимодействия точечных зарядов частиц?

К какому виду движений можно отнести движение по окружности?

Какое главное условие излучения электромагнитных волн?

Что такое квант?

Чему равна энергия кванта излучения?

Введение.

Из курса разных предметов известно, что все тела состоят из

атомов. В состав атома входят частицы, электроны «-», движущиеся вокруг ядра «+». Размеры атома составляют 10 см. Наша задача выяснить как было открыто строение атома.

Выяснить каким образом происходит излучение света атомами.

Идет просмотр фильма. Затем в группах обсуждаются вопросы и заполняется опорный конспект.

Вопросы группам.

Вопросы 1 гр. Каковы характеристики альфа частиц? Строение экспериментальной установки опыта.

Вопросы 2 гр. Каковы результаты эксперимента? Что следует из этих результатов?

Вопросы 3 гр. Что собой представляет модель строения атома? Почему называется планетарной?

Вопросы 4 гр. В чем заключается противоречия между планетарной моделью строения атома и электродинамикой Максвелла?

Вопросы 5 гр. Сформулировать постулаты Бора, как определяется частота электромагнитных волн которые может излучать или поглощать атом. Показать на макете как происходит излучение и поглощение света атомами.

Вопросы 6 гр. Какие новые закономерности микромира открыл Нильс Бор?

Почему они были сформулированы в виде постулатов? Чем

они противоречат классическим представлениям?
Обсуждение вопросов, записи в тетрадях.

3. Работа в группах по заданиям. Заслушать доклад учащегося.

Задание 1

Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г, Д.

А.1. В модели атома Томсона…

2. В модели атома Резерфорда…

Б. 1. положительный заряд сосредоточен в центре атома, а электроны обращаются вокруг него.

2. положительный заряд рассредоточен по всему объему атома, а электроны «вкраплены» в эту «положительную» сферу.

В. 1. В невозбужденном атоме электроны обращаются по определенным орбитам, не излучая.

2. В невозбужденном атоме электроны сосредоточены в центральной части атома, находясь в покое и не излучая.

Г. С помощью этой модели…

1. был объяснен опыт с рассеянием альфа частиц и установлены размеры ядра.

2. была объяснена сама возможность излучения света.

Д. 1. Однако она не объясняет спектральные закономерности.

2. Согласно этой модели атом оказался неустойчивым, так как электрон, двигаясь ускоренно, должен непрерывно излучать, пока атом не прекратит свое существование.
Задание 2.

Согласно первому постулату Бора энергия электрона в атоме может принимать только определенные значения. Установив зависимость между энергией электрона в атоме водорода и радиусом его орбиты r, Бор показал, что и радиусы орбит не могут быть произвольными.

Установите соответствие между высказываниями (1-5) и выражениями (1-5).

Полная энергия электрона складывается из его кинетической энергии и потенциальной энергии…

На круговой орбите в атоме водорода на электрон действует кулоновская сила …

Она сообщает электрону центростремительное ускорение…

Приравнивая ускорение в выражениях (2) и (3), получим значение кинетической энергии …

Следовательно, полная энергия электрона обратно пропорциональна радиусу орбиты и равна …

Задание 3.

Резерфорд и Бор показали, что атом обладает следующими фундаментальными свойствами:

Атом состоит из ядра и электронов. Положительный заряд и почти вся масса атома сосредоточены в ядре.

Поскольку радиус ядра в десятки тысяч раз меньше радиуса атома, можно считать атом почти «пустым», точнее, почти весь объем атома считать лишенным вещества.

При обращении электронов по так называемым стационарным орбитам атомы не излучают и не поглощают энергии.

При переходе электрона с ближайшей (по отношению к ядру) стационарной орбиты на более удаленную, происходит поглощение кванта энергии.

При обратном переходе электрона с дальней орбиты на более близкую происходит испускание электромагнитной энергии в виде кванта.

Какими опытами и рассуждениями можно подтвердить указанные выше свойства атомов?

Опыты по бомбардировке тонкой алюминиевой фольги (толщиной в несколько микрометров) электронами показали, что почти все электроны проходят сквозь фольгу, хотя в такой фольге содержатся тысячи атомов «слоев».

Если бы обращение электронов по орбитам в атомах сопровождалось испусканием электромагнитных волн, то электроны должны были бы упасть на ядро, т. е. атомы не были бы устойчивыми.

Обращение электронов вокруг ядра, как центрального тела, обусловлено наличием орбитальной скорости и кулоновской силы, сообщающей электронам центростремительное ускорение.

Излучению атомов предшествуют процессы возбуждения. Наиболее часто встречается возбуждение атомов электронным ударом (например, в газоразрядных трубках) или соударениями соседних атомов и молекул (например, в нити лампы накаливания) вследствие их теплового движения.

Спектры испускания разреженных газов являются линейчатыми. Каждой линии спектра соответствует определенная частота.

Задания 4

Укажите на рисунке

1 2 3 4 5



1.модель атома гелия в возбужденном состоянии.

2.модель атома гелия в невозбужденном состоянии.

3.модель атома гелия, которая демонстрирует излучение кванта энергии.

4.модель атома гелия, которая демонстрирует поглощение кванта энергии атомом.

5.модель ионизованного атома гелия.


Задание 5.




На рисунке схематически изображены некоторые процессы, которые могут происходить внутри атома водорода. Укажите, какой из электронных переходов (1-5) сопровождается…

1.поглощением меньшего кванта энергии.

2.поглощением большего кванта энергии.

3.испусканием большего кванта энергии.

4.Ионизацией атома.

5.При каких переходах абсолютное значение энергии электрона изменяется на одинаковую величину?

Задание 6.

Оценить размеры ядра.

В каком состоянии энергия электрона меньше в основном или в возбужденном?

4. Первым шагом в познании микромира было открытие Резерфордом строение атома. Следующим шагом в познании строения и физических свойств атома был сделан датским физиком Нильсом Бором. Теория Бора не сняла , а на время сгладила противоречия между классическими и квантовыми представлениями о строении атома, так как она использовала и те и другие. И так постулаты Бора отражают свойства реальных атомов – устойчивость их в стационарных состояниях и излучение определенных частот. В то же время они содержат новую и важную информацию о любых системах микрочастиц: эти системы могут иметь дискретные уровни энергии, могут совершать переходы – квантовые скачки.

Д/з: п.94 – 95.(1)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconРаспределения цинка в рассеянном углеродистом веществе месторождения сухой лог
...
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconС троение спинного мозга
В сером веществе находятся тела нервных клеток, а в белом — их отростки. В передних рогах серого вещества спинного мозга (в передних...
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconРеферат о воде 1999 г. Основная тема: в этом реферате я хочу рассказать...
Основная тема: в этом реферате я хочу рассказать о самом необыкновенном в мире веществе воде
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconУрок математики и химии, 8 класс
«Стандартный вид числа. Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе с записью ответа в стандартном виде.»
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconЛабораторная работа «Свойства воды»
Учитель: Сегодня мы поговорим ещё об одном веществе, без которого жизнь невозможна. Назовите это вещество, отгадав загадку
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Сформировать у учащихся основные представления о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение и обобщение первоначальных знаний о предмете химии, веществе, атоме, строении атома, псхэ
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconПерспективно тематическое планирование уроков химии (для пу базовый уровень-78часов)
...
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Дать знания о фосфоре, как о химическом элементе и простом веществе, физических и химических свойствах
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактические цели: формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактические цели: формировать представление о воде как о веществе, о ее роли в природе, для жизни человека и растений
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconИсследование зависимости показателя преломления света в веществе...
Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных...
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образование системы понятий о веществе при изучении периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева,...
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconКонспект Тема «Водород элемент и простое вещество. Получение и применение водорода»
Цель: систематизация и развитие знаний учащихся о водороде как химическом элементе и о простом веществе на основе сформированной...
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» iconУрок по теме «Фосфор, строение атома, свойства»
Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности,...
«Свет всегда исходит от вещества, рождается в веществе и, поглощаясь исчезает в веществе.» icon«Нейтринная Физика» программа фундаментальных исследований президиума ран
Полученная величина с учётом результатов других экспериментов с солнечными нейтрино даёт прямое экспериментальное доказательство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск