Патентам и товарным знакам (19)





Скачать 77.51 Kb.
НазваниеПатентам и товарным знакам (19)
Дата публикации23.05.2015
Размер77.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы













РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ,
ПАТЕНТАМ И ТОВАРНЫМ ЗНАКАМ


(19)

RU

(11)

114566

(13)

U1




(51) МПК

H02K9/10 (2006.01)

(12) ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ











(21), (22) Заявка: 2011144071/07, 01.11.2011

(24) Дата начала отсчета срока действия патента:
01.11.2011

Приоритет(ы):

(22) Дата подачи заявки: 01.11.2011

(45) Опубликовано: 27.03.2012

Адрес для переписки:
111250, Москва, ул. Красноказарменная, 12, ФГУП "Всероссийский электротехнический институт им. В.И. Ленина" (ФГУП ВЭИ), патентно-лицензионный отдел, Л.В. Минаковой

(72) Автор(ы):
Глазков Владимир Петрович (RU),
Глазкова Ирина Владимировна (RU),
Громаков Михаил Анатольевич (RU),
Иванова Татьяна Васильевна (RU),
Лабутин Анатолий Анатольевич (RU),
Матвеев Владимир Николаевич (RU)


(73) Патентообладатель(и):
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (RU)

(54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

(57) Реферат:

Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением относится к области электромашиностроения, в частности, к электрическим машинам переменного и постоянного тока с жидкостным охлаждением ротора. Поставленная задача решается благодаря тому, что ротор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержит вал ротора с отверстиями внутри и трубы для протекания охлаждающей жидкости. Отличием является то, что подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется по замкнутой автономной системе. Внутри вала ротора проходят два осевых эксцентричных отверстия. Одно осевое эксцентричное отверстие и радиальные отверстия для подвода охлаждающей жидкости расположены под одним углом в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины. Другое осевое эксцентричное отверстие и радиальные отверстия для отвода охлаждающей жидкости, расположены под другим углом в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины. Подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется с одного и того же конца вала ротора. Техническим результатом полезной модели является - снижение трудоемкости ее изготовления, что способствует увеличению интенсивности охлаждения и повышению надежности.

Полезная модель относится к области электромашиностроения, в частности, к электрическим машинам переменного и постоянного тока с жидкостным охлаждением ротора.

Известна явнополюсная синхронная электрическая машина (авторское свидетельство SU 400249 A1, МПК: H02K 1/32, H02K 9/16, опубликовано 05.08.1976) [1], в которой для повышения эффективности охлаждения в сердечниках полюсов ротора в аксиальном направлении установлены трубки с циркулирующей в них охлаждающей жидкостью.

Недостатком этих систем является высокая трудоемкость их изготовления из-за наличия большого количества деталей и сложной сборки. Так же недостатком является то, что если система охлаждения не является испарительной, то отвод охлаждающей жидкости осуществляется как самотечный слив в сливные емкости. Такой способ отвода жидкости из ротора электрической машины не применим в замкнутых автономных системах охлаждения, например, используемых на транспорте (автомобильные жидкостные системы охлаждения).

Наиболее близким аналогом (прототипом) является система жидкостного охлаждения ротора турбогенератора, (авторское свидетельство SU 152907 A1, МПК: H02K 9/16, H02K 1/32, H02K 13/02, опубликовано 01.01.1963) [2], в состав которого входит, ротор турбогенератора, содержащий трубу для прохода охлаждающей жидкости, расположенную в центральном аксиальном отверстии вала, и изолированные от вала соединительные токовые шины, размещенные между обмоткой и контактными кольцами, вынесенными за подпятник. Соединительные шины расположены концентрично по отношению к трубе, изолированы между собой и от металлического кожуха, защищающего соединительные токовые шины от проникновения жидкости и образующего с наружной поверхностью трубы канал для слива охлаждающей жидкости.

Недостаток устройства - сложность в изготовлении, так как требует изготовления большого количества дополнительных сборочных единиц и деталей (токопроводы в виде медных полуколец, корпусы токопроводов, уплотнительные кольца, и т.д.), дополнительных видов работ (изолировка токопроводов, герметизация камеры токопроводов, регулировка зажатия уплотнительных колец и т.д.). Кроме того, слив охлаждающей жидкости осуществляется по каналу, образующемуся между металлическим кожухом, защищающим соединительные токовые шины, и наружной поверхностью трубы. В этом случае отвод охлаждающей жидкости возможен по кольцевидному каналу только самотеком в специализированную сливную емкость. Применить такое устройство охлаждения ротора в электрических машинах с автономной замкнутой системой охлаждения невозможно.

Технической задачей полезной модели является упрощение устройства жидкостного охлаждения ротора и применения предлагаемого технического решения в электрических машинах, использующих системы автономного замкнутого жидкостного охлаждения.

Техническим результатом полезной модели является - снижение трудоемкости ее изготовления, что способствует увеличению интенсивности охлаждения и повышению надежности.

Поставленная задача решается благодаря тому, что ротор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержит вал ротора с отверстиями внутри и трубы для протекания охлаждающей жидкости. Отличием является то, что подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется по замкнутой автономной системе. Внутри вала ротора проходят два осевых эксцентричных отверстия. Одно осевое эксцентричное отверстие и радиальные отверстия для подвода охлаждающей жидкости расположены под одним углом в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины. Другое осевое эксцентричное отверстие и радиальные отверстия для отвода охлаждающей жидкости, расположены под другим углом в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины. Подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется с одного и того же конца вала ротора.

Предлагаемое техническое решение поясняется иллюстрациями фиг.1, фиг.2 и фиг.3. На фиг.1 представлен ротор электрической машины с жидкостной системой охлаждения с продольным разрезом. На фиг.2 показан поперечный разрез вала ротора - сечение А-А. На фиг.3 изображен поперечный разрез вала ротора - сечение Б-Б.

В устройство ротора электрической машины с жидкостным охлаждением входит:

1 - вал ротора;

2 - осевое эксцентричное отверстие для подвода охлаждающей жидкости;

2' - осевое эксцентричное отверстие для отвода охлаждающей жидкости;

3 - магнитная система ротора;

4 - обмотка ротора;

5 - радиальные отверстия для подвода охлаждающей жидкости;

5' - радиальные отверстия для отвода охлаждающей жидкости;

6 - входные штуцеры;

6' - выходные штуцеры;

7 - внешние входные трубки для подвода охлаждающей жидкости;

7' - внешние выходные трубки для отвода охлаждающей жидкости;

8 - внутренние трубки для охлаждающей жидкости.

Осевое эксцентричное отверстие для подвода охлаждающей жидкости 2 в валу ротора 1 соединено с радиальными отверстиями для подвода охлаждающей жидкости 5, которые соединены с входными штуцерами 6. Внешние входные трубки для подвода охлаждающей жидкости 7 соединены с внутренними трубками для охлаждающей жидкости 8, которые соединены с внешними выходными трубками для отвода охлаждающей жидкости 7'. Внешние выходные трубки для отвода охлаждающей жидкости 7' через выходные штуцеры 6' соединены с радиальными отверстиями для отвода охлаждающей жидкости 5', которые соединены с осевым эксцентричным отверстием для отвода охлаждающей жидкости 2'.

Устройство работает следующим образом:

Охлаждающая жидкость подается в осевое эксцентричное отверстие для подвода охлаждающей жидкости 2 (фиг.1) и попадает в радиальные отверстия 5, смещенные на угол в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины сечение А-А (фиг.2) для подвода охлаждающей жидкости к магнитной системе ротора 3, а затем через входные штуцеры 6 и внешние входные трубки для подвода охлаждающей жидкости 7 попадает во внутренние трубки 8, охлаждая магнитную систему ротора 3 и обмотку ротора 4. Подогретая выделяемым теплом ротора охлаждающая жидкость из магнитной системы ротора 3 через внешние выходные трубки для отвода охлаждающей жидкости 7' и выходные штуцеры 6' попадает в радиальные отверстия 5' смещенные на угол в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины сечение Б-Б (фиг.3) для отвода нагретой охлаждающей жидкости из магнитной системы ротора 3. Затем через осевое эксцентричное отверстие 2' охлаждающая жидкость попадает в теплообменник (на рисунке не показано), после которого холодной возвращается в осевое эксцентричное отверстие для подвода охлаждающей жидкости 2 для следующего цикла охлаждения ротора электрической машины.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает возможность использования ротора электрической машины с жидкостным охлаждением в электрических машинах с автономной замкнутой системой жидкостного охлаждения, например, в автомобилях, где исключен самотечный слив охлаждающей жидкости в отдельные емкости и устранена утечка охлаждающей жидкости, а также осуществлен подвод и отвод охлаждающей жидкости с одного и того же конца вала ротора.

В полезной модели достигнуто упрощение устройства охлаждения ротора элеэктрической машины, что способствует увеличению интенсивности охлаждения, повышению надежности и улучшению экологии, так как предлагаемое техническое решение обеспечивает его использование в электрических машинах с автономной замкнутой системой жидкостного охлаждения. Таким образом, поставленная техническая задача решена.

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

[1]. Авторское свидетельство SU 400249 A1, МПК: H02K 1/32, H02K 9/16, опубликовано 05.08.1976.

[2]. Авторское свидетельство SU 152907 A1, МПК: H02K 9/16, H02K 1/32, H02K 13/02, опубликовано 01.01.1963.


Формула полезной модели

Ротор электрической машины с жидкостным охлаждением, содержащий вал ротора с отверстиями внутри и трубы для протекания охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется по замкнутой автономной системе, при этом внутри вала проходят два осевых эксцентричных отверстия, причем одно осевое эксцентричное отверстие и радиальные отверстия для подвода охлаждающей жидкости расположены под одним углом в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины, а другое осевое эксцентричное отверстие и радиальные отверстия для отвода охлаждающей жидкости расположены под другим углом в плоскости, перпендикулярной оси электрической машины, при этом подвод и отвод охлаждающей жидкости осуществляется с одного и того же конца вала ротора.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)

Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)

Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)

Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)

Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)

Патентам и товарным знакам (19) iconПолезной модели
В федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг рф) (RU)
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
С2, 10. 09. 2005. Ru 2088086 C1, 27. 08. 1997. Su 1678247 A1, 23. 09. 1991. Jp 8140501 A, 04. 06. 1996
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
Способ развивающего обучения на основе интенсификации познавательной деятельности
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
С2, 27. 10. 2004. Ru 109621 U1, 20. 10. 2011. Ep 1154579 A2, 14. 11. 2001. Us 20020150156 A1, 17. 10. 2002
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
С1, 20. 02. 2007. Ru 2411309 С2, 10. 02. 2011. Ru 2009113190 А, 20. 10. 2010. Ер 0368753 А, 16. 05. 1990
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
С2, 10. 04. 2008. Ru 2078364 C1, 27. 04. 1997. Su 1296873 A1, 15. 03. 1987. Jp 2000310600 A, 07. 11. 2000
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 15. 10. 1979. Su 1033258 А, 07. 08. 1983. De 1282865 В, 14. 11. 1968. Us 6056041 А, 02. 05. 2000
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
А1, 07. 01. 1991. Su 1578664 А1, 15. 07. 1990. Ru 2292030 С1, 20. 01. 2007. Ер 2215461 В1, 11. 05. 2011
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 22. 05. 1991. Kz 14477 А, 15. 06. 2004. Ru 93027780 А, 10. 04. 1996. Ru 2003103655 A, 27. 01. 2005
Патентам и товарным знакам (19) iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 04. 12. 1982. Ru 2131144 C1, 27. 05. 1999. Jp 63-275218 А, 11. 11. 1988. Us 3875427, 01. 04. 1975


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск