Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства





Скачать 73.51 Kb.
НазваниеПояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства
Дата публикации22.06.2013
Размер73.51 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
Программа элективного курса

«Статика»

Класс: 10

Пояснительная записка

В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства.

Элективный курс «Статика» дополняет и развивает школьный курс физики, он направлен на изучение отдельного раздела основного курса «Механики».

Предлагаемый курс соответствует задачам, стоящим перед обучением физики в старших классах средней школы.

Данный курс, содержательно связанный с базовым курсом физики старшей школы, способствует углубленному изучению отдельного раздела основного курса, не входящего в обязательную программу курса физики.

Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Обучение, воспитание и развитие ученика должны осуществляться как сознательно планируемые действия. При изучении этого курса выделяются три этапа организации усвоения материалов: выделение физического явления, описание явления физическими величинами, законами и другими средствами (используются различные модели, математический и экспериментальный методы), применение явления в технике как пример значения этого явления в жизни человека.

Курс рассчитан на 7 часов для учащихся 10 – 11 классов основной средней школы, выбравших универсальный профиль.
Цель курса – создание условий для формирования и развития у учащихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области механических явлений,

  • умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по статике,

  • творческих способностей,

  • коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


Задачи:

Приобретение учащимися знаний:

  • о равновесии тел, которое изучается в статике,

  • об истории развития физики в этом вопросе,

  • о применении законов статики в технике и народном хозяйстве.

Приобретение уч-ся предметных умений:

  • работать со средствами информации (учебной, справочной, научно-популярной, Интернетом),

  • .готовить сообщения, оформлять, представлять их,

  • планировать и выполнять эксперимент,

  • применять математические методы к решению теоретических задач,

  • участвовать в дискуссии.

Воспитание учащихся:

  • формирование научного мировоззрения,

  • развитие творческих способностей, памяти, воли и т.п.

  • нравственное воспитание.

Политехническое образование:

  • формирование представлений о применении законов статики, видов равновесия в технике, в народном хозяйстве.


В процессе обучения учащиеся приобретают конкретные умения:

  • наблюдать и описывать явления и свойства,

  • выдвигать гипотезы,

  • отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения,

  • решать задачи в области статики,

  • делать выводы,

  • обсуждать результаты эксперимента.


Важнейшим видом механического движения является их покой в данной системе отсчета. Расчет зданий, мостов, сооружений базируется на законах этого вида движений. В статике изучается равновесие тел. Можно выделить четыре раздела статики в курсе основной школы:

а) равновесие материальной точки,

б) равновесие твердого тела,

в) определение центра тяжести,

г) гидростатика ( в основном закон Архимеда).

Основное содержание курса ( 7 часов)
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давления в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Несжимаемая жидкость.
Демонстрации:

  1. Равновесие невращающегося тела при действии на него нескольких сил.

  2. Виды равновесия.

  3. Выяснение условий плавания тел в жидкости.

  4. Действие на тело архимедовой силы в жидкости.

  5. Равенство архимедовой силы весу вытесненной жидкости.


Лабораторные работы:

1.Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.


Методы обучения.
При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекции, семинар, практические занятия по выполнению лабораторной работы и решению задач, самостоятельная работа учащихся ( групповая, индивидуальная), консультации.

Целесообразно использовать информационно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы изложения материала.

Средства обучения

  • Физические приборы.

  • Компьютерные обучающие программы «Открытая физика» и «Физика в картинках», «Живая физика».

  • Графические иллюстрации.

  • Дидактические материалы.

  • Учебники для старших классов средней школы.

  • Учебные пособия по физике.

  • Ресурсы Интернета.


Требования к подготовке учащихся.
Основные умения, формируемые при изучении тем:

Учащиеся должны научиться применять основные законы статики для решения практических, качественных и расчетных задач, определять основные характеристики равновесия физических систем.

Учащиеся должны знать:

Понятия: материальная точка, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, давление в жидкости и газе, момент силы, плечо силы, равновесие, виды равновесия, центр тяжести, центр масс.

Законы: закон Паскаля, закон Архимеда, законы равновесия тел

Практическое применение названных понятий и законов в механизмах, конструкциях, гидравлических устройствах.

Учащиеся должны уметь:

  • Демонстрировать опыты,

  • Выполнять исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей.

  • Работать со средствами информации.

  • Готовить сообщения.

  • Выступать с сообщениями.

  • Участвовать в дискуссии.

  • Подбирать к сообщениям иллюстративный материал.

  • Оформлять сообщения в письменном или электронном виде.



Аттестация учащихся.
Важной в методическом плане является оценка результатов работы уч-ся. Полезно ввести накопительную систему оценки их достижений. Умение решать качественные, графические, вычислительные задачи с применением изученных вопросов. Умение составлять задачи и решать их. Умение объяснять решение задач. Умение выполнять экспериментальные задачи с использованием физических приборов, делать отчет и выводы по работе.

Работу уч-ся оценивают с учетом их активности на уроках, качества подготовки к урокам.

Оценивается качество выполнения домашних заданий.

Итоговый зачет выставляется учащимся по всему элективному курсу.

Список литературы
Литература для учащихся

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М. «Просвещение»,1983.

  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады. М. Наука. 1985.

  3. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М. Дрофа. 2002.

  4. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А. Физика. 10-11 класс. Сборник задач с ответами и решениями. М. Мнемозина. 2004.

  5. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? М. Наука. 1992.

  6. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10-11 кл. М. Просвещение. 2002.

  7. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М. Высшая школа. 1975.

  8. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. М. Просвещение. 2002.

  9. Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач». Москва. «Вако». 2007.

  10. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями. Москва. «Просвещение».2006.

  11. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н. «Физика 10 класс» М. Просвещение. 2004.

Литература для учителя


  1. Тульчинский М.Е. «Качественные задачи по физике 10-11 класс». М. Просвещение. 1992.

  2. Кимбар Б.А. и др. «Сборник самостоятельных и контролных работ по физике».Мн. Народная асвета. 1985.

  3. Лебедянцев С.В. и др. «Сборник задач по физике с решениями: кинематика, динамика, статика».М. «Творческая педагогика» 1993.

  4. Козел С.М. и др. «Сборник задач по физике», М. Наука. 1980.

  5. Мясников С.П. «Пособие по физике по решению задач». М. Высшая школа. 1988.

  6. Шасколская «Сборник избранных задач по физике». М. Наука.1986.

  7. Меледин Г.В. «Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями». М. Наука. 1989.

  8. Болсун А,Галякевич Б. «Физика в экзаменационных вопросах и ответах». «Айрис» 2001.

  9. Тренин А, Никеров В. «Готовимся к экзамену пофизике». «Айрис»2003.

  10. Беклемишев Н.Н. «Задачи по физике для поступающихв вуз». М. Просвещение.2001.

  11. Гефгат И М. и др. «1001 задача по физике». «Илекса».М. 1997.

  12. Орлов В.А. и др. «Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы». Физика. М. Просвещение. 2004.

  13. Орлов В.А. и др. ЕГЭ : Методические рекомендации. Физика. М. Просвещение. 2004.

  14. Орлов В.А. и др. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М. Интеллект-Центр.2004.

  15. Зорин Н.И. «Элективный курс. Методы решения физических задач». М. «Вако» 2007.

  16. Лабковский В.Б. «220 задач по физике с решениями». М. Просвещение. 2006.

Тематическое планирование элективного курса «Статика»




Тема занятия

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

1

Статика. Равновесие тел. Виды равновесия.








2

Равновесие материальной точки.

Первое условие равновесия тел.

Решение задач.







3

Момент силы. Второе условие равновесия тел. Равновесие твердого тела. Решение задач.







4

Центр тяжести. Определение центра тяжести твердого тела.

Практическая работа: Определение центра тяжести тела.




5

Лаб. раб. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.

Выполнение лабораторной работы.




6

Гидростатика. Закон Архимеда.

Решение задач: Статика жидкостей и газов.







7

Обобщающее занятие по курсу: Статика. Значение законов статики.




Зачет по элективному курсу, используя Интернет, программу «barsic»-самотестирование.













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПояснительная записка Цели дисциплины: «Актуальные проблемы экономической науки»
«Актуальные проблемы экономической науки» является является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности при подготовке...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПрограмма учебной дисциплины «Математическое моделирование в современном естествознании»
Ознакомление слушателей с проблемой математического моделирования в различных областях естествознания на основе обобщенного понятия...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Например, известно, что древние египтяне применяли нефть для обогрева, освещения, изготовления лекарств. В наше время энергетика...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconФизико-математические наук Химические науки
Дисциплина «Химия и физика полимеров» явля­ется одной из основных теоретических химических дисциплин для под­готовки химиков-технологов,...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconУрок у професійній школі: здобутки та перспективи Тема доклада: Использование...
Яющих его областей науки, техники и производства. К ним могут быть отнесены сварка и резка металлов, которые во многих отраслях промышленности...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПояснительная записка комплексная научно-исследовательская лаборатория...
Целью программы является помощь во владении учащимися научно-технических знаний и практических умений необходимых для работы на современном...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconЦенообразование на туристическом предприятии
Она определяет коммерческие результаты и оказывает влияние как на конкурентоспособность товаров, так и на производственно-сбытовую...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бисероплетение является одной из форм декоративно-прикладного искусства, которое оказывает стимулирующее влияние на развитие мелкой...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconА оказывает ли влияние погода на других людей?
Погода не оказывает влияние на наше настроение, работоспособность, здоровье. А также ли обстоит дело у других людей?
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью освоения дисциплины «Философские проблемы науки и техники» является формирование у магистрантов углубленных знаний о роли науки...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconРеферат по истории «Техника. Её влияние на жизнь человека»
В современном мире человек окружен техникой. Он зависит от неё. Компьютеры, телефоны, машины – уже мало кто может прожить хотя бы...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства icon1 Цель преподавания дисциплины: изучение особенностей химического...
Раскрывая физико-химическую сущность жизненных явлений, курс «Химические основы жизни» оказывает огромное влияние на развитие всех...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconСписок использованных источников 9
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПояснительная записка рабочая программа дисциплины «Иностранный язык...
«Физика», магистерские программы «Техническая физика в нефтегазовых технологиях», «Физика наноструктур и наносистем»
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconВ последние годы в районе наблюдается тенденция сокращения численности...
Ые учреждения. Социально-экономическое положение района оказывает существенное влияние на развитие сферы образования. Основной отраслью...
Пояснительная записка в современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли науки, техники и производства iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск