Скачать 237.77 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» 1. Цели и задачи дисциплины: Цель – заложить основы терминологической подготовки будущих специалистов, научить студентов сознательно и грамотно применять медицинские термины на латинском языке, а также термины греко-латинского происхождения на русском языке. Задачи:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Латинский язык» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе грамматики русского языка, иностранного языка, основ общей биологии, общей химии общеобразовательных учебных заведений. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
Является предшествующей для изучения дисциплин: анатомия; нормальная физиология, гистология, эмбриология, цитология; биохимия; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия; патофизиология, клиническая патофизиология; фармакология и последующего изучения большинства профессиональных дисциплин. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирования следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способности и готовности к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2); способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3); способности и готовности анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4); способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5); способности и готовности овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6); способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). б) профессиональных (ПК): способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3) способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31); В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет __ зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум: Лабораторные работы не предусмотрены 7. Практические занятия (семинары не предусмотрены)
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература М.Н. Чернявский. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Москва, “Медицина”, 2007. Латинский язык для лечебных факультетов: учеб пособие /М.Н.Нечай. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 476 с. Латинский язык для педиатрических факультетов: учеб. Пособие / авт.-сост. М.Н.Нечай. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 477 с. б) дополнительная литература Л.А. Бахрушина (под редакцией В. Ф. Новодрановой). Латинско-русский и русско-латинский словарь наиболее употребительных анатомических терминов. 2 издание. Москва, Геотар Медиа, 2010. А.Г. Кочкарева, В. Ф. Новодранова, З. А. Рыжкина. Толковый латинско-русский словарь терминов терапевтической стоматологии. Москва, Геотар медиа, 2006. А.Г. Кочкарева, В. Ф. Новодранова. Толковый латинско-русский словарь кардиологических терминов. Москва, Геотар медиа, 2008. Т.В. Тритенко. Элементы древнегреческого языка и медицинская терминология. Москва. «Лабиринт», 2009. А.Г. Кочкарева, З. А. Рыжкина (под редакцией В. Ф. Новодрановой). Античная мудрость студентам. Москва. Авторская академия, 2009. в) программное обеспечение – общесистемное и прикладное программное обеспечение г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы – Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрователи, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы. Наборы слайдов по различнм разделам дисциплины. Набор таблиц по различным разделам дисциплины. Ситуационные задачи, видеофильмы. 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Обучение складывается из аудиторных занятий (72 ч.) и самостоятельной работы (36 ч). Основное учебное время выделяется на практическую работу по усвоению материала. Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам кафедры и ВУЗа. В целях реализации компетентностного подхода рекомендуется широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в виде визуализированных компьютерных задач, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуационных задач, проведение научных стендовых сессий и студенческих олимпиад в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой, в виде выполнения авторизированного изложения предлагаемых для разбора вопросов и написание рефератов. По каждому разделу на кафедре разработаны методические рекомендации для студентов, тематические графологические структуры для практических занятий, а также методические указания для преподавателей. Все разработанные на кафедре методические рекомендации для лекций и практических занятий имеются в методическом кабинете Университета. Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом и контрольной письменной работой. Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций; формируют сопособность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии. Системно-терминологический принцип обучения создает прочную мотивационную базу учебно-познавательной деятельности студента, концентрирует его внимание на возможностях эффективного усвоения медицинской терминологии, опирающегося, в первую очередь, на логические способы и приемы. Усвоению латинского языка и основ медицинской терминологии способствуют схемы логико-дидактических структур, ориентировочных основ действий, задания для самоконтроля, обучающие программы и тесты, наглядные и технические средства обучения. На каждом занятии должна быть предусмотрена индивидуальная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Для нее должно выделяться до 60% учебного времени в зависимости от трудоемкости новой темы, нуждающейся в объяснении преподавателя. Реализация профессиональных задач развивает логику мышления, сознательность и грамотность в использовании терминов, свободную ориентацию в различных подсистемах медицинской терминологии. Помимо профессиональной и общеобразовательной задач перед курсом латинского языка и медицинской терминологии стоит также задача общекультурного развития и нравственного воспитания студентов. Эта задача реализуется путем включения в учебный материал специально отобранных крылатых выражений, пословиц и поговорок, а также при активной самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе. Успешное формирование знаний медицинской терминологии и умений применять ее на практике в значительной степени зависит от систематического контроля успеваемости. Основные формы текущего контроля - проверка заданий, выполненных самостоятельно в аудитории или дома, устный или письменный контроль терминологического минимума, компьютерный контроль исходного уровня усвоения. Основные формы промежуточного контроля - тематические письменные контрольные работы (четыре в каждом семестре), тестовый контроль на материале изучаемых подсистем медицинской терминологии. По результатам этих работ оценивается уровень усвоения и выставляется зачет. Форма итогового контроля - письменный экзамен в конце второго семестра первого курса. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ: РАЗДЕЛ 1. АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ 1. Термины, в которых буква «С» читается как [Ц]: 1). plicae 2). auricula 3). chiasma 4). cellula 5). сalyx 2. Термины с ударением на третьем слоге от конца: 1). medulla 2). membranaceus 3). triquetrum 4). contortus 5). palatinus 3. Существительные мужского рода: 1). crus, cruris 2). humerus,i 3). tempus,oris 4). tractus,us 5). glomus, eris 4. Установите соответствие: Термины Недостающие части прилагательных 1). cornu inferi…А/. -or 2). lobus superi…Б/. -us 3). facies anteri… 4). foramen min… 5). fissura superi… 5. Дополните окончание: Горизонтальная щель правого легкого - Fissura horizontalis pulm… dextr… РАЗДЕЛ 2. КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. 1. Наука о возникновении и развитии болезни – 1). pathomorphosis 2). pathogenesis 3). nosologia 4). pathologia 5). logopathia 2. Термины, обозначающие опухоли – 1). tumor, oris m 2). ischaemia, ae, f 3). oedema, atis, m 4). coma, atis, n 5). blastoma, atis n 3. Хирургическая операция по рассечению кости – 1). osteoma 2). osteotomia 3). osteochondrosis 4). ostitis 5). osteomalacia 4. Установите соответствие: Латинские префиксы Греческие синонимы 1). trans- А/. syn- 2). con- Б/. an- 3). contra- В/. anti- 4). in- Г/. hyper- 5). super- Д/. dia- 5. Дополните термин: повышенное напряжение – гипер… РАЗДЕЛ 3. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ. 1. Антибиотикам, продуцируемым лучистым грибом, соответствует частотный отрезок – 1). –cyclin- 2). –myco- 3). –cillin- 4). –mycin- 2.Болеутоляющие средства – 1). Pentalginum 2). Nitrofunginum 3). Testosteronum 4). Prochodolum 5). Hydrocortisonum 3. Установите частотные отрезки, обозначающие «сосуд»: 1). Angioxine 2). Vasocor 3). Angiovital 4). Cordiaminum 5). Aminocor 4.Oleum Ricini - … … 1). скипидар 2). касторовое масло 3). масло тимьяна 4). масло терпентинное 5). масло клещевины 5. В названиях солей кислородных кислот с большей степенью окисления используется суффикс – 1). –at-um 2). –ic-um 3). –os-um Разработчики:
Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». Эксперты:
|
Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология... Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины философия рекомендуется... Дисциплина «Философия» относится к циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины биоэтика рекомендуется... Цель – формирование у студента представления о специфике биоэтики, как философии и науки выживания человечества | ||
Примерная программа наименование дисциплины иммунология рекомендуется... Цель – подготовить студентов к самостоятельной работе по клинической диагностике синдромов, в основе которых лежат иммунопатологические... | Примерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется... Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин | ||
Примерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется... Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины топографическая анатомия... Цель – анатомо-хирургическая подготовка студентов, необходимая для последующих занятий на клинических кафедрах и при самостоятельной... | ||
Примерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется... Цель – приобретение студентами общетеоретических знаний и способности применять основные понятия в области биологии, необходимые... | Примерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для... Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе Химии общеобразовательных учебных... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Патофизиология, клиническая... Дисциплина «Патофизиология, клиническая патофизиология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин | Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется... Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении... | ||
Примерная программа наименование дисциплины история отечества рекомендуется... Цель – расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков... | Рабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)... Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом... | ||
Примерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется... Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации... | Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология,... Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых... |