Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дагестанская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе,
профессор _____________ Маммаев С.Н. “______”_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности - 060105 «Медико-профилактическое дело» по специализации - Медико-профилактическое дело
факультет Медико-профилактический
кафедра патологической анатомии
квалификация выпускника – « провизор»
курс 2
семестр 3, 4
всего трудоёмкость 8 зач. ед. лекции 56 часов
практические занятия 112 часов
самостоятельная работа 84 часов
экзамен 4 семестр
зачёт 7 семестр
Махачкала 2014г.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО III
с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки «Медико-профилактическое дело» Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26 » августа 2013г. Протокол № 22 Заведующий кафедрой
пат. анатомии ДГМА,
профессор Шахназаров А.М
Рабочая программа согласована 1.Директор НМБ ДГМА Бекеева А.В. 2.УМО
3.Зам. декана по курсу
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета
От « » 20 г. Протокол № Председатель СФ Магомедов М.Г. Составители
Зав. каф. пат. анатомии ДГМА,
профессор Шахназаров А.М. к.м.н., доцент Магомедгаджиев Б.Г.
Рецензенты: д.м.н., профессор Бакуев М.М.
Цели и задачи дисциплины:
Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача.
Задачи:
изучение студентами патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
приобретение студентами знаний об этиологии, патогенезе и морфологии
болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
освоение студентом морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;
изучение студентами изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);
ознакомление студентов с принципами организации патологоанатомической службы, методических основ морфологического анализа биопсийного, операционного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык);
в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
Является предшествующей для изучения дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; эпидемиология; медицинская реабилитация; дерматовенерология; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология, судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая терапия; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; общая хирургия, лучевая диагностика; стоматология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1);
способностью и готовностью выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);
способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего осложнения), с учетом международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-17);
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации), технические регламенты, международные и националь7ные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ) , действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффек5тивности работы медицинских организаций (ПК-27);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
термины, используемые в курсе патологической анатомии, и основные методы патологоанатомического исследования;
понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней;
сущность и основные закономерности общепатологических процессов;
характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;
основы клинико-анатомического анализа, правила построения патологоанатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала.
Уметь:
обосновать характер патологического процесса и его клинических проявлениях;
осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития;
диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез);
использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.
Владеть:
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
макроскопической диагностикой патологических процессов;
микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;
навыками клинико-анатомического анализа.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _8_ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 5
| 6
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 168
| 84
| 60
| 24
| В том числе:
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 56
| 28
| 20
| 8
| Практические занятия (ПЗ)
| 112
| 56
| 40
| 16
| Семинары (С)
|
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
| 84
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
|
| Реферат
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
|
|
|
| Формулировка (и защита) патологоанатомического диагноза, клинико-анатомического эпикриза
|
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| экзамен
| -
| 36
| зачет
| Общая трудоемкость:
часы
зачетные единицы
| 288 8
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела
дисциплины
| Содержание раздела
|
1
| 2
| 3
| 1.
| Общая патологическая анатомия.
Введение в патологическую анатомию.
| Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.
Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.
| 2.
| Повреждение и гибель клеток и тканей.
| Некроз. Апоптоз.
| 3.
| Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.
| Патология накопления (дистрофии).
Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.
Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.
| 4.
| Расстройства крово- и лимфообращения.
| Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).
Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.
| 5.
| Воспаление.
| Воспаление, общая характеристика.
Острое воспаление. Экссудативное воспаление.
Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).
| 6.
| Патология иммунной системы
| Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.
Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).
| 7.
| Процессы регенерации и адаптации.
| Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия.
| 8.
| Опухоли.
| Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.
| 9.
| Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.
| Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.
| 10.
| Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие.
| Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Номенклатура и принципы классификации болезней. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. (МКБ) Международная классификация болезней в онкологии (МКБО). Международные гистологические классификации опухолей. Классификация стадий анатомического распространения злокачественных опухолей (система ТNМ). Классификация наследственных заболеваний человека (OMIM). Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие (аутопсия, секция).
| 11.
| Частная патологическая анатомия
Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани.
| Анемии. Полицитемии. Опухоли кроветворной и лимфоидной тканей.
| 12.
| Болезни сердечно-сосудистой системы.
| Атеросклероз. Артериальная гипертензия. Гипертоническая болезнь и вторичные артериальные гипертензии. Ишемические болезни сердца (ИБС). Кардиомиопатии. Болезни эндокарда. Болезни миокарда. Болезни перикарда. Опухоли сердца. Васкулиты. Болезни артерий. Аневризмы. Болезни вен. Опухоли сосудов. Цереброваскулярные болезни (ЦВБ).
| 13.
| Ревматические болезни. Врожденные и приобретенные пороки сердца.
| Классификация. Ревматизм (ревматическая лихорадка), узелковый периартериит, ревматоидный артрит, системная красная волчанка (СКВ), системная склеродермия, дерматомиозит (полимиозит), болезнь Шегрена. Врожденные и приобретенные пороки сердца.
| 14.
| Болезни легких.
| Врожденные аномалии легких. Ателектазы. Сосудистая патология легких. Пневмонии. Хронические диффузные заболевания легких. Хронические обструктивные и рестриктивные болезни легких. Интерстициальные болезни легких. Бронхиальная астма. Опухоли бронхов и ткани легких. Рак легкого.
| 15.
| Болезни желудочно-кишечного тракта.
| Болезни зева и глотки. Болезни пищевода. Болезни желудка. Болезни кишечника (врожденные аномалии, сосудистые заболевания, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона). Заболевания червеобразного отростка слепой кишки. Опухоли желудка и кишечника.
| 16.
| Болезни печени, желчевыводящих путей и экзокринной части поджелудочной железы.
| Печеночно-клеточная недостаточность. Циркуляторные нарушения в печени. Гепатит. Цирроз печени. Поражения печени, вызванные лекарствами и токсинами. Алкогольная болезнь печени. Неалкогольный стеатоз печени. Опухоли печени. Желчнокаменная болезнь. Холецистит. Болезни экзокринной части поджелудочной железы. Опухоли желчевыводящих путей и поджелудочной железы.
| 17.
| Болезни почек.
| Гломерулярные болезни. Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит. Невоспалительные гломерулопатии. Заболевания почек, связанные с поражением канальцев и интерстиция. Некротический нефроз (острый тубулонекроз). Пиелонефрит. Нефросклероз. Амилоидоз почек. Уролитиаз (мочекаменная болезнь). Опухоли почек и мочевыводящих путей.
| 18.
| Инфекционные и паразитарные болезни.
| Инфекционные и паразитарные болезни, общая характеристика. Особо опасные инфекции. Вирусные и бактериальные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем: грипп, ОРВИ, корь, коклюш, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция. Вирусные инфекции: герпес, цитомегалия, ВИЧ-инфекция. Хламидийные инфекции. Риккетсиозные инфекции. Прионовые болезни. Бактериальыне кишечные инфекции: брюшной тиф и другие сальмонеллезы, дизентерия, иерсиниозы, холера. Пиогенные инфекции. Сепсис. Туберкулез. Инфекции, передающиеся половым путем: гонококковая инфекция, сифилис. Паразитарные болезни.
| 19.
| Болезни эндокринной системы.
| Болезни эндокринной части поджелудочной железы (сахарный диабет). Болезни щитовидной железы. Болезни околощитовидных желез. Болезни гипоталамо-гипофизарной системы и гипофиза. Болезни надпочечников. Аутоиммунные полигландулярные синдромы. Опухоли эндокринных желез. Нейроэндокринные опухоли. Синдромы множественной эндокринной неоплазии.
| 20.
| Болезни мужской половой системы.
| Инфекции мужской половой системы. Болезни предстательной железы. Заболевания яичек и их придатков. Опухоли.
| 21.
| Болезни молочных желез и женской половой системы
| Болезни молочных желез. Болезни шейки и тела матки. Болезни яичников и маточных труб. Эндометриоз. Опухоли.
| 22.
| Болезни перинатального периода
| Недоношенность. Переношенность. Задержка внутриутробного роста и развития плода. Родовая травма и родовые повреждения. Болезни легких. Врожденные пороки развития. Внутриутробные инфекции. Гемолитическая болезнь новорожденного. Муковисцидоз. Опухоли у детей.
| 23.
| Патология плаценты и пуповины. Патология беременности и послеродового периода
| Патология плаценты. Патология пуповины. Патология беременности и послеродового периода. Спонтанные аборты. Эктопическая беремиенность. Гестозы. Трофобластическая болезнь.
| 24.
| Болезни опорно-двигательного аппарата
| Заболевания костей. Остеопороз, остеопетроз, остеомиелит. Остеонекроз. Переломы костей. Рахит и остеомаляция. Сифилитические поражения костей. Болезни суставов. Ревматоидный артрит. Инфекционные артриты. Подагра и подагрический артрит. Опухоли и опухолеподобные образования костей и мягких тканей.
| 25.
| Болезни центральной и периферической нервной системы
| Основные проявления поражений мозговой ткани. Расширяющиеся (объемные) внутричерепные поражения. Черепно-мозговая травма. Инфекционные поражения. Демиелинизирующие заболевания. Метаболические заболевания. Опухоли центральной нервной системы. Патология периферических нервов и параганглиев. Опухоли периферических нервов и параганглиев.
| 26.
| Болезни кожи
| Макроскопические образования и микроскопические изменения. Меланоцитраные опухоли кожи. Доброкачественные эпителиальные опухоли кожи. Предраковые состояния и злокачественные опухоли эпидермиса. Опухоли дермы. Острые воспалительные дерматозы. Хронические воспалительные дерматозы. Буллезные заболевания кожи. Инфекционные и паразитарные заболевания кожи.
| 27.
| Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Паотогоанатомический диагноз. Биопсийный раздел. Секционный раздел.
| Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Биопсийный раздел. Задачи и методы биопсийного и цитологического исследований. Правила направления биопсийного материала на исследование. Клинико-анатомический разбор диагностических и операционных биопсий. Секционный раздел. Патологоанатомический диагноз: требования к формулировке. Протокол патологоанатомического вскрытия. Клинико-анатомический эпикриз. Правила сличения (сопоставления) заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. Клинико-экспертные комиссии и клинико-анатомические конференции.
|
|