«Патологическая анатомия, секционный курс»





Скачать 223.47 Kb.
Название«Патологическая анатомия, секционный курс»
страница1/2
Дата публикации01.08.2015
Размер223.47 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
  1   2




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации




«Согласовано»

Зав. кафедрой анатомии человека к.м.н., доцент Басова Л.А.


«29» августа 2014 г.

«Утверждаю»

Декан факультета медицинской профилактики

к.м.н., доцент Анциферова О.А.


«12» сентября 2014 г.





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Патологическая анатомия, секционный курс»

По направлению подготовки 060105 – «медико-профилактическое дело»

Курс II, VI

Семестр III, IV, XII

Вид промежуточной аттестации - зачет, экзамен:

экзамен (патологическая анатомия) – II курс

зачет (биопсийно-секционный курс) –VI курс

Кафедра анатомии человека

Трудоемкость дисциплины 243(час.)/6,75(зач. ед.)


Архангельск, 2014
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель преподавания патологической анатомии - изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза.

Цель преподавания секционного курса – овладение студентами методом клинико-анатомического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, принципами построения диагноза.
Задачами патологической анатомии и биопсийно-секционного курса является изучение:

  • патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;

  • этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

  • морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;

  • изменений болезней, возникающих как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);

  • организации и задач патологоанатомической службы;

  • метода клинико-анатомического анализа биопсийного, операционного и секционного материала.


2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Математический и естественно-научный цикл».

Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо студентами для изучения дисциплины «патологическая анатомия».

Наименование

дисциплины

Перечень тем, необходимых для изучения дисциплины «патологическая анатомия»

Биология

  1. Общебиологические закономерности жизнедеятельности человека.

2. Биологические аспекты экологии человека.

3. Биологические основы паразитизма.

Физика,

общая химия

Физико-химическая сущность явлений, происходящих в живом организме в норме и при патологических состояниях.

Биоорганическая химия

Биологическая функция веществ (биополимеров, биорегуляторов), лежащих в основе процессов жизнедеятельности.

Анатомия человека

Строение человеческого тела, его систем, органов и тканей в норме на макроскопическом уровне.

Цитология,

эмбриология,

гистология

1. Ультраструктура и функционирование клетки.

  1. Закономерности развития зародыша человека, причины возникновения уродств, возможные пути и методы влияния на эмбриогенез.

  2. Микроскопическое строение тканей и органов человека в норме.

Нормальная физиология

Функция систем органов, органов и тканей в норме.

Биологическая химия

Метаболические пути белкового, жирового, углеводного, водно-солевого обмена; их регуляция в норме и патологии.

Микробиология, вирусология, иммунология

1. Микробиологическая и вирусологическая

характеристика возбудителей важнейших

инфекционных заболеваний человека.

2. Клеточные и гуморальные основы иммунного ответа.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК-№8

Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации.




Профессиональные компетенции

ПК -№35

Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения.

ПК -№36

Способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • порядок сбора, хранения, поиска, обработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах, использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

  • основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

  • химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

  • строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;

  • классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики;

  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гисто- функциональные особенности тканевых элементов, методы их исследования;

  • анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

  • понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии;

  • функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;

  • структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики.

Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

  • давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

  • определить причину смерти и сформулировать патологоанатомический диагноз;

  • заполнять медицинское свидетельство о смерти.


Владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

  • медико-анатомическим понятийным аппаратом.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6,75 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

138

III, IV,XII

В том числе:







Лекции (Л)

46

III, IV

Практические занятия (ПЗ)

92

III, IV,XII

Семинары (С)

0

-

Лабораторные практикумы (ЛП)

0

-

Клинические практические занятия (КПЗ)

0

-

Самостоятельная работа (всего)

69

III, IV,XII

Экзамен

36

IV

Общая трудоемкость (час.)


243

III, IV,XII


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Общая патологическая анатомия

Тема 1. Патология клетки.

Тема 2. Альтерация. Паренхиматозные дистрофии.

Тема 3.Стромально-сосудистые дистрофии.

Тема 4. Смешанные дистрофии.

Тема 5. Некроз.

Тема 6. Расстройства кровообращения (полнокровие, малокровие, кровотечение, стаз).

Тема 7. Тромбоз, эмболия, инфаркт, шок.

Тема 8. Общее учение о воспалении. Экссудативное воспаление.

Тема 9. Продуктивное воспаление.

Тема 10. Иммунопатологические процессы.

Тема 11. Регенерация. Компенсаторно-приспособительные и склеротические процессы.

Тема 12. Учение об опухолях. Опухоли из эпителия.

Тема 13. Опухоли мезенхимальные; меланинобразующей ткани; нервной системы и оболочек мозга; тератомы и тератобластомы.

2.

Частная патологическая анатомия

Тема 14. Болезни системы крови: лейкозы, злокачественные лимфомы.

Тема 15. Атеросклероз. Кардиосклероз. Гипертоническая болезнь.

Тема 16. Ишемическая болезнь сердца, цереброваскулярные болезни.

Тема 17. Ревматические болезни.

Тема 18. Острые воспалительные заболевания органов дыхания.

Тема 19. Хронические неспецифические заболевания легких, рак легкого.

Тема 20. Болезни желудочно-кишечного тракта.

Тема 21. Болезни печени.

Тема 22. Болезни почек.

Тема 23. Болезни половых органов и молочной железы.

Тема 24. Болезни беременности, родов и послеродового периода.

Тема 25. Болезни желез внутренней секреции.

Тема 26. Острые респираторные вирусные инфекции. Кишечные инфекции.

Тема 27. Туберкулез.

Тема 28. Сепсис.

Тема 29. Бактериальные воздушно- капельные инфекции.

Тема 30. Патология, вызванная факторами окружающей среды.

Тема 31. Патология, вызванная питанием.

Тема 32. Профессиональные болезни.

3.

Биопсийно-секционный курс

Тема 33. Роль, организация и методы работы патологоанатомической службы в системе здравоохранения.

Тема 34. Аутопсийный раздел работы. Порядок вскрытия трупов в стационаре и на дому.

Тема 35. Учение о диагнозе.

Тема 36. Клинико-анатомический анализ летальных случаев.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Общая патология

20

28

0

0

0

25

73

2.

Частная патология

26

46

0

0

0

36

108

3.

Биопсийно-секционный курс


0


18


0


0


0


8


26



6. Интерактивные формы проведения занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Общая патология

1.Подготовка слайд-презентаций по теме: «Опухоли мезенхимальные; меланинобразующей ткани; нервной системы и оболочек мозга; тератомы и тератобластомы».

2

2.

Частная патология

1. Ролевая игра по теме: «Ревматические болезни».

2.Ролевая игра по теме: «Хронические неспецифические заболевания легких».

2



3.

Биопсийно-секционный курс

1.Ролевая игра «Студенческая клинико-анатомическая конференция» по разбору случая смерти.

4

Итого (час.)

8

Итого (% от аудиторных занятий)

5,8%

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной

работы

Формы контроля

1.

Общая патология

Подготовка рефератов на тему:

  1. Смерть, признаки смерти, посмертные изменения.

Решение ситуационных задач.

  1. Генетические болезни.




Решение ситуационных задач.

  1. Болезни накопления.

Решение ситуационных задач.

2.

Частная патология

Подготовка рефератов на тему:

  1. Анемии.




Решение ситуационных задач.

  1. Тромбоцитопении и тромбоцитопатии.

Решение ситуационных задач.

  1. Эндокардиты. Пороки сердца. Миокардиты. Кардиомиопатии.

Решение ситуационных задач.

  1. Васкулиты.




Решение ситуационных задач.

  1. Болезни кишечника.




Решение ситуационных задач.

  1. Болезни желчного пузыря, желчных протоков и поджелудочной железы.

Решение ситуационных задач.

  1. Болезни мочевыводящих путей и мужских половых органов.

Решение ситуационных задач.

  1. Болезни кожи.

Решение ситуационных задач.

  1. Болезни опорно- двигательного аппарата.

Решение ситуационных задач.

  1. Болезни центральной нервной системы, периферических нервов.

Решение ситуационных задач.

  1. Болезни органов зрения и слуха.

Решение ситуационных задач.

  1. ВИЧ-инфекция.

Решение ситуационных задач.

  1. Карантинные инфекции.




Решение ситуационных задач.

  1. Грибковые заболевания (микозы).

Решение ситуационных задач.

  1. Болезни, вызываемые простейшими и гельминтами.

Решение ситуационных задач.

3.

Биопсийно-секционный курс

Подготовка рефератов на тему:

  1. Методы изучения биоптата. Значение современных морфологических методов.

Решение ситуационных задач.

  1. Причины и категории расхождения диагнозов.

Решение ситуационных задач.

  1. Особенности формулировки диагноза при операционном вмешательстве, в случаях ятрогений.

Решение ситуационных задач.


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование);

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение задач).

8.2. Формы промежуточной аттестации – экзамен.

Этапы проведения экзамена:

1 этап - проверка теоретических знаний – тестовый контроль с использованием бумажных носителей.

2 этап - проверка практических умений (диагностика макропрепарата и микропрепаратов).

3 этап - собеседование по билетам.

Зачет по биопсийно-секционному курсу проводится в форме практического решения ситуационной задачи – проведения клинико-анатомической конференции по разбору случая смерти.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Пальцев М.А. Атлас по патологической анатомии/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова. - М.: Медицина, 2003. - 422 с.: ил.

  2. Пальцев М.А. Руководство по биопсийно-секционному курсу : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, В.Л. Коваленко, Н.М. Аничков. - 2-е изд., стер. - М.: Медицина, 2004. - 254 с.: рис.

  3. Патология: в 2 т. : учеб. для мед. вузов/ под. ред М.А. Пальцева, В.С. Паукова Т.2. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 485 с: ил., цв.ил.

  4. Патология: в 2т. : учеб. для мед. вузов/ под. ред М.А. Пальцева, В.С. Паукова Т.1. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 512 с: ил., цв.ил.

  5. Струков А.И. Патологическая анатомия : учеб./ А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд., стер. - М.: Литтерра, 2010. - 846 с: ил., 4 л. цв. ил.

9.2. Дополнительная литература

  1. Ковров, К. Н. Методические указания для студентов по дисциплине "Патологическая анатомия" [Текст]: метод. указ. / К. Н. Ковров, О. В. Хорева; Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск: СГМУ. – 2009 Ч.1: Общая патологическая анатомия: метод. указ. / Сев. гос. мед. ун-т; авт.-сост.: К. Н. Ковров, О. В. Хорева. - Архангельск: СГМУ, 2009. - 27 с.

  2. Ковров, К. Н. Методические указания для студентов по дисциплине "Патологическая анатомия" [Текст]: метод. указ. / К. Н. Ковров, О. В. Хорева; Сев. гос. мед. ун-т. - Архангельск: Изд-во СГМУ, 2010 - Ч. II: Частная патологическая анатомия. - 2010. - 35,[1] с.

  3. Милованов, А. П. Патолого-анатомический анализ причин материнских смертей [Текст] / А. П. Милованов. - М.: Медицина, 2003. - 76 с.

  4. Пальцев, М. А. Руководство по биопсийно-секционному курсу [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. вузов / М.А. Пальцев, В.Л. Коваленко, Н.М. Аничков. - 2-е изд., стер. - М.: Медицина, 2004. - 254 с.: рис.

  5. Повзун С.А. Патологическая анатомия в вопросах и ответах. – Спб.: Питер Ком, 1998. – 352 с.

  6. Рыков, В. А. Справочник патологоанатома [Текст]: справочное издание / В.А. Рыков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 254, [2] с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

Компьютерная программа для обучения студентов, проверки уровня знаний (текущий, промежуточный, итоговый тесты); компьютерный тренажер для диагностики микропрепаратов.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Преподавание дисциплины осуществляется на базе морфологического корпуса ОКБ. Кафедра располагает гистологической лабораторией (1), учебными практикумами (4), музеем (1), лекционным залом (1), компьютерным классом (1). Аудитории оснащены наглядными пособиями (наборы таблиц по всем разделам дисциплины), микроскопами. В музее представлены макропрепараты (575) и микропрепараты (334), используемые в учебном процессе. По всем темам дисциплины имеются наборы диапозитивов (579). Компьютерный класс оснащен компьютерами (3), ноутбуком (1), цифровым микроскопом (1). Все лекции читаются в режиме слайд-презентации.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «Патологическая анатомия, секционный курс» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «Патологическая анатомия, секционный курс». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав. кафедрой патологической анатомии

Хорева О.В.






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

СГМУ, кафедра анатомии человека

Зав. кафедрой

Басова Л.А.




Приложение 2
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Патологическая анатомия, секционный курс» icon«Патологическая анатомия, секционный курс»
Зав кафедрой патологической Декан медико-профилактического факультета, факультета, профессор
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconКлинико-морфологические и иммуногистохимические особенности различных...
Секционный курс” для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта...
«Патологическая анатомия, секционный курс» icon«Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconРабочая программа дисциплины патологическая анатомия, клиническая...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Патологическая анатомия, секционный курс» icon«Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
«Патологическая анатомия, секционный курс» icon«Патологическая анатомия, патологическая анатомия головы и шеи»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconРабочая программа учебной дисциплины «патологическая анатомия. Клиническая...
Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «08» ноября 2010г. №1122
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconУчебной дисциплины «патологическая анатомия» 060101. 65 «лечебное...
Дисциплина «Патологическая анатомия» относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconПримерная программа наименование дисциплины Патологическая анатомия,...
Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических...
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconНазвание дисциплины: Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

«Патологическая анатомия, секционный курс» iconНазвание дисциплины: Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

«Патологическая анатомия, секционный курс» iconПрограмма послевузовского профессионального обраЗо вания по специальности...
Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального обраЗования по специальности «Патологическая...
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconРабочая учебная программа по дисциплине Секционный курс для специальности Лечебное дело
Секционный курс” для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта...
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconТестирование как метод педагогического контроля дисциплины «Оперативная...
Секционный курс” для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта...
«Патологическая анатомия, секционный курс» iconТерапевтическая стоматология
Гипоплазия зубов: этиология, клиника, патологическая анатомия, дифферен- циальная диагностика, лечение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск