МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
педагогическим советом «___»_____2013г., протокол №___ УТВЕРЖДЕНА
приказом руководителя ОУ
от «___»_____2013г., №___ Директор МОУ СОШ №1
____________Г.В. Поляков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 11 КЛАССА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ф.И.О. учителя:
Гребенникова Н.В.
г.Волгодонск
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю, 34 рабочие недели). Уровень программы– базовый. Данная рабочая программа - на 3 часа в неделю и предполагает увеличение количества учебных занятий практико-ориентированной направленности:
Увеличено количество лабораторных работ
Выделено достаточное количество времени на решение задач и проведение уроков-практикумов
3.Выделено время на подготовку к ЕГЭ, рассмотрение экзаменационных КИМов. Программа будет реализована за 89 часов за счет перераспределения часов в разделе «Повторение»
Разработана на основании:
государственного образовательного стандарта (учитывая федеральный и региональный компонент),
базисного учебного плана школ РФ
авторской образовательной программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика 7-9 классы», 2004 г.
Цели и задачи учебного курса:
-
Предметно-ориентированные
| 1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, воздействия на окружающую среду и организм человека ;электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
| Общеучебные
| - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
|
Для достижения поставленных целей проводятся уроки следующих типов:
Урок ознакомления с новым материалом.
Урок закрепления изученного.
Урок применения знаний и умений.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки знаний и умений.
Урок коррекции знаний и умений.
Комбинированный урок.
Контроль над реализацией программы предполагает использование следующих контрольных измерителей:
тест,
лабораторная работа,
взаимопроверка,
самостоятельная работа,
физический диктант,
контрольная работа,
работа по карточкам
Учебно-методический комплект выбран в соответствии с приказом Министерства образования и науки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
Учебный план:
Название модуля
| Уровни освоения модуля
| Обязательный минимум
| Повышенный уровень
| Электродинамика
| Электрический ток.
Электродвижущая сила (ЭДС).
Законы Ома, Джоуля – Ленца, Фарадея-Максвелла.
Электрический ток в металлах, жидкостях, газах и вакууме.
Проводники. Последовательное и параллельное соединение проводников.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.
Электроизмерительные приборы.
Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока.
Электролиз.
Проведение измерений параметров электрических цепей при последовательном и параллельном соединениях элементов цепи, ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока, электроемкости конденсатора, индуктивности катушки и экспериментальных исследований законов электрических цепей постоянного и переменного тока.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: электромагнитного реле, динамика, микрофона, электродвигателя постоянного и переменного тока, электрогенератора, трансформатора и других электробытовых приборов.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для: правильного использования электробытовых приборов (электрического чайника, электропечи, холодильника, мобильного телефона, микроволновой печи), сознательного соблюдения правил безопасного обращения с этими приборами на основе понимания отрицательного воздействия на организм электрического тока и электромагнитных излучений.
| сверхпроводимость
релятивистское объяснение действия тока на движущийся заряд
диа-, пара-, ферромагнетики
спин
ток смещения
транзистор
| Оптика
| Свет как электромагнитная волна.
Интерференция света.
Когерентность.
Дифракция света.
Дифракционная решетка.
Поляризация света.
Волновая модель света
Дисперсия света.
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Формула тонкой линзы.
Глаз человека. Дефекты зрения. Очки. Оптические приборы.
Наблюдение и описание явлений отражения, преломления, дисперсии, интерференции, дифракции и поляризации света и объяснение этих явлений на основе волновой теории света.
Проведение измерений показателя преломления вещества, длины световой волны и экспериментальных исследований процессов отражения, преломления, интерференции, дифракции, дисперсии света.
Объяснение устройства и принципа действия оптических приборов: очков, лупы, фотоаппарата, проекционного аппарата, микроскопа.
| Поляризация света при отражении и преломлении.
разрешающая способность спектральных приборов
собирающие и рассеивающие сферические зеркала
| Квантовая физика
| Гипотеза Планка о квантовой природе электромагнитного излучения.
Фотоэффект.
Фотон как частица света.
Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Трудности планетарной модели атома.
Квантовые постулаты Бора.
Гипотеза М. Планка о квантах.
Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Современные представления о строении и свойствах атомов.
Проведение опытов по изучению процессов излучения и поглощения света, строения атома, явления фотоэффекта.
Подготовка рефератов о принципах действия лазеров, истории возникновения и развития квантовых представлений.
Лазеры.
Квазары
| Подготовка рефератов о развитии средств связи.
измерение скорости распространения электромагнитных волн
особенности энергетических спектров молекул
принцип Паули
эффект Комптона
| Ядерная физика
| Модели строения атомного ядра.
Ядерные силы.
Нуклонная модель ядра.
Энергия связи ядра.
Ядерные спектры.
Ядерные реакции.
Цепная реакция деления ядер.
Ядерная энергетика.
Термоядерный синтез ядер.
Радиоактивность.
Закон радиоактивного распада и его статистическое истолкование.
Элементарные частицы.
Фундаментальные взаимодействия.
Законы сохранения в микромире.
Наблюдение и описание оптических спектров излучения и поглощения, радиоактивности и объяснение этих явлений на основе квантовых представлений о строении атома и атомного ядра.
Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: газоразрядного счетчика, камеры Вильсона, пузырьковой камеры.
| Подготовка рефератов о развитии взглядов на строение и эволюцию Вселенной на основе знакомства с фактами из истории науки и современными открытиями астрофизики.
оценка размеров звезд.
частицы-переносчики взаимодействия:
глюоны
фотоны
бозоны
гравитоны
| Основы космологии.
| Современные представления о строении и развитии Вселенной.
|
|
Тематический план:
№
| Модуль
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Контрольные мероприятия
| индивидуальные
| фронтальные
| Групповые
| 1
| Электродинамика
| 40
| Знать определения, законы, единицы физических величин, формулы для их вычисления
| Устный опрос
| Физический диктант
|
| Решать расчетные, качественные и графические задачи
| Карточки
| Проверочная работа
|
| Измерять силу тока, напряжение, определять ЭДС и внутреннее сопротивление, изучить явление ЭМИ и устройство трансформатора
|
|
| Лабораторные работы
| 2
| Оптика
| 12
| Знать определения, законы, единицы физических величин, формулы для их вычисления
| Устный опрос
| Физический диктант
|
| Решать расчетные, качественные и графические задачи
| Карточки
| Проверочная работа
|
| Определять показатель преломления стекла и длину световой волны
|
|
| Лабораторные работы
| 3
| Квантовая физика
| 11
| Знать определения, законы, единицы физических величин, формулы для их вычисления
| Устный опрос
| Физический диктант
|
| Решать расчетные, качественные и графические задачи
| Карточки
| Проверочная работа
|
| Уметь пользоваться спектроскопом, получать и наблюдать сплошные и линейчатые спектры
|
|
| Лабораторные работы
| 4
| Ядерная физика
| 14
| Знать определения, законы, единицы физических величин, формулы для их вычисления
| Устный опрос
| Физический диктант
|
| Решать расчетные, качественные и графические задачи
| Карточки
| Проверочная работа
|
| Изучить треки заряженных частиц в магнитном поле и модель радиоактивного распада
|
|
| Лабораторные работы
| 5
| Основы космологии.
| 5
| Владение терминологией
| Самоконтроль
|
|
| Планеты, звезды, галактики
|
|
| Создание ЦОР
|
Требования к уровню подготовки учащихся
№
| модуль
| «знать/понимать»
| «уметь»
| «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
| 1
| Электродинамика
| Знать и понимать смысл:
физических величин: сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, индукция магнитного поля, электромагнитная индукция, самоиндукция.
физических законов: закона Ома для полной и замкнутой электрической цепи, Джоуля – Ленца, электромагнитной индукции, Фарадея-Максвелла.
физических понятий: магнитное поле, электрическое поле, электромагнитное поле.
| Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
взаимодействие проводников с током;
действие магнитного поля на проводник с током;
зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;
электролиз
рамка с током в магнитном поле.
сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока
описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики: Х. Эрстеда, М. Ампера, М. Фарадея,
измерять:
напряжение на участке электрической цепи,
силу тока,
электрическое сопротивление,
ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.
| Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
владеть приемами работы с естественнонаучной информацией и уметь находить информацию по физике в компьютерных базах данных, использовать информационные технологии и компьютерные базы данных для поиска, обработки и предъявления информации по физике.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств
обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценка влияния на организм человека окружающей среды, ее рационального природопользования и защиты.
| 2
| Оптика
| Знать и понимать смысл:
физических законов: отражения света, преломления света, прямолинейного распространения света
| описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
интерференцию и дифракцию света;
излучение и поглощение света атомом;
дисперсию
измерять: показатель преломления вещества, фокусное расстояние линзы, длину световой волны;
приводить примеры практического использования законов оптики в медицине, астрономии;
Объяснение устройства и принципа действия технических объектов: фотоаппарата, проекционного аппарата, спектроскопа, дифракционной решетки.
| 3
| Квантовая физика
| Знать и понимать смысл
физических понятий:
электромагнитные
колебания,
электромагнитное
поле, электромагнитная
волна, квант, фотон
вклад ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики М. Фарадей, Д. Максвелл - концепция электромагнитного поля и законы электродинамики;
М. Планк, Н. Бор - идея квантования, квантовые постулаты
| описывать и объяснять
квантовую гипотезу Планка,
распространение
электромагнитных волн;
описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики: опыт Г. Герца, А.Г. Столетова
вычислять: красную границу фотоэффекта и работу выхода,
приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
| 4
| Ядерная физика
| Знать и понимать смысл
физических понятий: атом, атомное ядро, элементарная частица, планета, звезда, галактика, Вселенная
физических законов: радиоактивного распада
| описывать и объяснять радиоактивность
описывать опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики: П.Н. Лебедева, А. Беккереля, М. Кюри, Р. Милликена,
определять: продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа
вычислять: энергетический выход ядерных реакций.
| 5
| Основы космологии
| Знать и понимать смысл:
строения и эволюции Вселенной,
законов, которым она подчиняется,
методов научного познания природы
| Применять полученные знания для описания и объяснения астрономических явлений
Использование современных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации
Подготовить творческую работу с использованием информационных технологий.
|
Учебно-методическое обеспечение Для учителя:
Генденштейн Л.Э., Дик Ю. И. «Физика. 11 класс» Учебник базового уровня.
Кирик Л. А., Дик Ю. И. «Сборник заданий и самостоятельных работ для 11 класса»
Компакт-диск с электронным приложением к учебнику
Кирик Л. А., Генденштейн Л.Э. «Методические материалы для учителя. 10-11 класс»
Кирик Л. А., Генденштейн Л.Э. «Тесты для тематического контроля. 10-11 класс»
Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике»
Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике. 10-11 класс»
Волков В. В. «Поурочные разработки по физике. 11 класс. Универсальное издание»
ФИПИ. «Тренировочные варианты для проведения ЕГЭ»
ФИПИ. «ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов»
Печатные периодические издания
Интернет-ресурсы
Для учащихся:
Генденштейн Л.Э., Дик Ю. И. «Физика. 11 класс» Учебник базового уровня.
ФИПИ. «Тренировочные варианты для проведения ЕГЭ»
Кирик Л. А., Генденштейн Л.Э. Тетрадь для лабораторных работ. 11 класс
Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике. 10-11 класс»
Кирик Л. А., Дик Ю. И. «Сборник заданий и самостоятельных работ для 11 класса»
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
№
| Образовательные ресурсы и средства обучения
| Наличие (количество)
|
| Печатные раздаточные материалы
| +
|
| Тематические стенды и/или таблицы
| +
|
| Электронные средства обучения
| -
|
| Обучающие и контролирующие компьютерные программы
| +
|
| ЦОРы
| +
|
| Видеофильмы
| -
| |