Предмет: «Окружающий мир»
Авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский
Класс: 4
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Невидимая сила»
Оборудование:
Плоские батарейки, провода, лампочки, воздушный шарик, шерстяная ткань, эбонитовая палочка, компас, фонарик.
Карточки для работы в группах.
1 группа: Потрите линейку о шерстяную ткань и попробуйте поднести к мелким кусочкам газеты. Что наблюдали? Почему? 2- я группа. Возьмите два магнита. Соедините красные концы магнитов друг с другом. Сделайте тоже с синими концами. А теперь красный и синий. Что наблюдали? Почему? 3-я группа.
Потереть о шерсть шарик и поднести к волосам. Что наблюдали? Почему?
Цели урока по линиям развития личности
| Обязательный минимум содержания
| 1-я линия развития.
Учить объяснять мир:
Формировать представление об электричестве как универсальном виде энергии.
2 – я линия развития.
Уметь определять своё отношение к миру:
Учиться безопасности при использовании электрических бытовых приборов
Учиться пользоваться приборами: компас, батарейки
Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.
| Ввести понятие что такое электрический ток.
1) Если два предмета с разным зарядом соединить металлическим проводом, то электроны легко и быстро, без всякой молнии перейдут туда, где их не хватало. Такое движение электронов по проводу называется электрическим током.
2) Познакомить с взаимной связью между явлениями электричества и магнетизма.
3)Познакомить с различными видами энергии: текущая вода, нагревание пара, ветра, солнца.
4)Устройство, где зарождается электрический ток – называется генератор.
5)Электрический шнур состоит из двух проводов.
6)Для чего нужно человеку электричество?
7)Что такое аккумулятор – накопитель энергии.
| Этапы урока время
| Учитель
(Наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)
| Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)
| Доска и оборудование
| Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
| Предлагаю уч-ся разделиться на три группы. Каждый ряд – это группа. Задание находится на 1 парте.
Сегодня мы должны ответить на важные вопросы. Но сначала, выполним несколько опытов.
1-я группа. Потрите линейку о шерстяную ткань и попробуйте поднести к мелким кусочкам газеты. Что наблюдали? Почему?
2- я группа. Возьмите два магнита. Соедините красные концы магнитов друг с другом. Сделайте тоже с синими концами. А теперь красный и синий. Что наблюдали? Почему?
3-я группа.
Потереть о шерсть шарик и поднести к волосам. Что наблюдали? Почему?
| Каждая группа выполняет задание и записывает кратко вывод. И вопрос, на который они хотят получить вопрос.
- Притягиваются кусочки газеты. Притяжение, треск, искры. - Отталкиваются одинаковые концы магнитов?
Волосы притягиваются.
Притяжение, треск, искры.
| Магниты,
шерстяная ткань, эбонитовая палочка,
воздушный шарик
| Выдвижение гипотез
| Как вы думаете, почему это происходит?
| Выдвигают свои версии. Записываю на доске любые версии.
| Вопрос:
1 2 3 4
| Актуализация знаний
Планирование деятельности
| - Что вы знаете по этому вопросу?
Из чего состоят все тела?
Какие самые мелкие частицы веществ нам известны?
Всегда ли магнит притягивает другой магнит?
Учащиеся читают диалог между Мишей и Леной.
- Каких знаний вам не хватает?
| 1) Все тела состоят из веществ.
2) все вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов.
3) магнит не всегда притягивает другой магнит. У магнита два полюса, одним концом он притягивается, а другим отталкивается. (предлагаю уч-ся продемонстрировать знакомое им свойство магнитов)
Вспоминают, что знают из ранее изученного материала, либо из жизненного опыта (понятия, явления), которые связаны с формулировкой проблемы.
- Как электрический ток связан с магнетизмом?
| План действий:
1)Что такое магнетизм
2)Как связаны электричество и магнетизм
3)как вырабатывается электрический ток
4)почему электрический шнур состоит из двух проводов
5) во что превращается электрическая энергия
6) как можно сохранить электрическую энергию
| Открытие нового знания
План урока:
1)Как возникает электрический заряд?
1)Что такое магнетизм
2)Как связаны электричество и магнетизм
3)как вырабатывается электрический ток
4)почему электрический шнур состоит из двух проводов
5) Какой материал проводит эл.ток?
6)можно ли использовать электричество без проводов?
7) как можно сохранить электрическую энергию
| 1)- Можно ли встретить аналогичные явления в природе? (рис. На стр. 112)
- Что произойдет, если два предмета с разными зарядами соединить проводом? стр. 112
Работа с рисунком на ст.112 (справа внизу)
- Что изображено?
- Что показывают стрелки компаса?
- Как человек стал использовать это явление?
2) - Связаны ли магнетизм и электричество между собой? (работа с учебником)
3) Опыт.
Гвоздь обмотан проволокой. Концы проволоки крепятся к клеммам батарейки.
- Что произойдет, если я посыплю на гвоздь мелкие металлические предметы (скрепки, иголки, гвоздики)
- Что наблюдали?
- Можно ли использовать это явление для движения? (работа с учебником)
- А наоборот? Движение и магнетизм использовать для образования электричества?
4) как поступает электроэнергия в дома?
- Где она выработана?
- Почему к приборам подходит шнур из двух проводов? 5) Опыт.
а)Подойдите к первым партам и выполните опыт.
Цель: Лампочка должна загореться.
б)Продолжение опыта.
На стержень наденьте кусочек ткани.
- Почему лампочка не загорелась?
| - Гроза, молния. Такое движение электронов называется электрическим током. - Земной шар, полюса, компас.
- Полюса – север и юг.
- Жители Китая научились определять направление на север по повороту стрелки из магнитного материала
Стр. 112 – последний абзац.
Читают стр. 113 1-2 абзац
Предметы притягиваются к гвоздю.
Люди научились с помощью магнита превращать движение в электричество, а электричество в движение. - По проводам.
- На электростанции.
Электроны проходят по одному проводу, и уходят по другому. На первой парте ученики собирают электрическую цепь из батарейки, провода, лампочки.
- Ток хорошо пропускают металлы. - Преграда между лампочкой и батарейкой..
| Все вещества содержат электроны положительно и отрицательно заряженные.
Магнетизм и электричество связаны между собой.
Устройство в котором зарождается ток, называется генератором.
Электрический шнур состоит из двух проводов. электрическая энергия превращается в движение, свет,тепло,звук.
Электрическую энергию можно сохранить в аккумуляторах. Плоские батарейки, лампочки для фонарика, проводки, стержни, кусочки ткани.
| Самостоятельное применение знаний.
| Ответы на вопросы на ст.114.
Обсуждение творческих вопросов.
| - Самостоятельная работа.
- Работа в паре.
|
| Итог урока.
Вывод:
| Какой ответ вы дадите на вопрос:
Что такое невидимая сила?
Почему так назвали?
Чьи версии подтвердились?
Как оцените свою работу?
| Обобщают, делают выводы по проблеме.
Самоанализ своей работы, работы группы, оценивание.
|
| Домашнее задание
| Учебник: параграф 30, стр112-114; вопросы? 1-4; для самых любознательных ??? – 1-4
Творческое задание: - кто желает, может найти ответ на вопрос: «кто первым открыл электрический заряд?» - написать реферат или приготовить доклад.
|
| Запись д.з.
|
Урок русского языка.
3 класс.
Программа: «Перспективная начальная школа». Чуракова Н.А
Издательство: Академкнига/Учебник
Тема урока. Предлоги и приставки.
Цели урока по линиям развития личности
| Обязательный минимум содержания
| Создание условий для открытия новых знаний о предлоге как служебной части речи и приставке как части слова.
Образовательные:
Введение понятия предлог как нового статуса части речи
подчеркнуть служебный характер предлога как части речи;
напомнить о разнице между предлогом и приставкой
Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в паре
развитие умения оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, ответственность, чувство
взаимопонимания и поддержки.
| Вводятся понятия о предлоге и приставке.
Предлоги – это часть формы имени существительного, служебная часть речи, которая нужна для связи слов в предложении
Приставка входит в состав слова. Значит, приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов. В данном случае приставка входит в состав глаголов
повторить части речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол).
Развивающие:
развитие: речи учащихся; умения работать со словарём;
развитие воображения, памяти, орфографической зоркости;
закрепление написания слов с изученными орфограммами.
| Дидактический материал: карточки, словари.
Ход урока.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Организационный момент
Просит учеников проверить рабочие места и настроиться на урок.
Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Какие части речи вы знаете?
- Миша сказал, что в домашнем задании у него получилось 5 прилагательных. Вы согласны с Мишей?
- По каким признакам вы находили прилагательные?
- Маша говорит, что существительных и глаголов по 4.
- Кто согласен с Машей?
- Расскажите о существительных.
- Что вы знаете о глаголах?
Учитель просит поменяться тетрадями и оценить аккуратность соседа.
Сообщение типа урока и его структуры.
Учитель просит оценивать работу на каждом этапе.
Актуализация знаний и мотивация.
1)Упражнение на повторение.
Дает задание на карточках.
Задание: раскрыть скобки, вставить буквы.
С…рока (с)л…тела (с)б…резы.
Мальчик (по)б…жал (по)д…ревне.
Уж (у)пол… (под)ябл…ню.
- На какие группы можно распределить эти слова?
- Какие орфограммы встретились?
2) Проверка и самооценка выполнения задания по образцу (на доске).
Открывает запись на доске.
с березы слетела
по деревне побежал
под яблоню уполз
Постановка учебной задачи.
Спрашивает:
- Кто затруднялся при выполнении этого задания?
- Почему было трудно?
Просит определить тему урока.
Просит сформулировать цель урока.
«Открытие» новых знаний
Просит доказать, что в первом столбике слова с предлогами.
Вопросы:
- Какую часть речи обслуживают предлоги?
- Для чего служит в предложении?
- Как предлоги написаны с существительными?
Просит доказать, что во втором столбике слова с приставками.
Вопросы:
- Что вы можете сказать о приставке?
Закрепление новых знаний.
Выполнение упражнения с 58.упр. 50.
-Что нового узнали из этого упражнения?
Поясняет, что приставки входят не только в состав глаголов и существительных, но и прилагательных
Просит сделать вывод и оценить работу.
Самостоятельная работа.
1) Дает индивидуальное творческое задание на карточке.
Вставить в текст нужные предлоги.
…берегу реки сидели рыбаки.
Всей семьей мы отправились …прогулку.
Игорь часто ходит … библиотеку.
Охотники укрылись …дождя …шалаше.
2) Дает задание для работы в группах.
3) Дает задание для работы в парах.
Просит проверить друг у друга и оценить свою работу на этом этапе.
Итог урока. Рефлексия.
Просит сказать, что нового узнали на уроке и показать свое настроение на рисунке.
Как оцениваете свою работу?
Домашнее задание.
Выполнить задание на карточке.
Составить задание для своего соседа (по желанию).
| Проверяют рабочее место и дают самоустановку к уроку.
- Я все умею.
- Я все знаю.
- Я все могу.
Отвечают на заданные вопросы.
Оценивают друг друга.
Называют этапы урока.
Актуализация знаний и мотивация.
«Открытие» новых знаний.
Закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
Выполняют задание.
Работа на карточке.
Делят слова с пропущенными буквами на две группы слов - из словарика и не из словарика.
Объясняют орфограммы.
Делят слова на группы слов - с предлогами и приставками.
Оценивают свою работу, сравнивая с образцом.
Анализируют выполнение и
отвечают, что плохо знают, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.
Определяют тему урока.
(Предлоги и приставки)
Ставят цель урока.
(Выяснить, что является частью слова, а что - частью речи)
Доказывают.
Между предлогом и словом вставляют вопрос или слово.
С (какой?) березы, с большой березы.
По (какой?) деревне, по маленькой деревне.
Под (какую?) яблоню, под старую яблоню.
Отвечают на вопросы и делают вывод.
Вывод: предлог - это отдельное слово, часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
Доказывают.
Подбирают к словам однокоренные слова с приставкой или без приставки.
Слетела – улетела, побежал – перебежал, уполз – заполз.
Рассказывают.
Приставка входит в состав слова. Значит, приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов. В данном случае приставка входит в состав глаголов.
Делают вывод: предлог - служебная часть речи, а приставка – часть слова.
Оценивают работу.
1) Находят в Словаре происхождения слов объяснение происхождения слова «бутерброд».
2) Читают текст упражнения.
3) Выписывают с комментированием все существительные с предлогами, вставляя между предлогом и существительным слово.
4) Выписывают с комментированием глаголы с приставками. Выделяют корни и приставки. Рядом с каждым глаголом записывают однокоренной глагол с другой приставкой.
Обнаружили, что приставки входят в состав существительных. Например, на прогулку.
Делают вывод, оценивают работу.
Выполняют задание.
Проверяют по образцу.
1) В группах читают сообщение Анишит Йокоповны о самостоятельных и служебных частях речи.
2) Распределяют части речи на две группы: самостоятельные и служебные.
Проверяют по образцу.
Из упражнения 50 выписывают слова на каждую часть речи.
Проверяют друг у друга, оценивают работу.
На рисунке с изображением клоуна показывают настроение.
Самооценка. ,
|
Оценочный лист по математике.
Класс 1
Математика «Школа России» Моро
Тема урока: «Прибавление 1»
Ф.и. учащегося
| Умение 1
| Умение2
| Умение3
| Умение 4
| итог
| направления
| 0 до 5
| Счет предметов
От 5 до 0
| Прибавление 1
| Решение задач на увеличение
|
| Петрова Вера
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учащиеся выкладывают на парте квадратики по схеме.
- «красный» очень легко
- «желтый» легко
- «синий» трудно |