Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия





Скачать 426.09 Kb.
НазваниеРабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия
страница1/4
Дата публикации28.02.2016
Размер426.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе,

профессор _____________ Маммаев С.Н.
“______”_____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по патологической анатомии, клинической патологической анатомии
для специальности - 310502 «Педиатрия»
по специализации - педиатрия

факультет педиатрический

кафедра патологической анатомии

квалификация выпускника – « специалист»

курс 3

семестр 5, 6

всего трудоёмкость 8 зач. ед.
лекции 56 часов

практические занятия 112 часов

самостоятельная работа 84 часов

экзамен 6 семестр

зачёт 7 семестр

Махачкала 2014г.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО III

с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки «Педиатрия»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26 » августа 2013г. Протокол № 22
Заведующий кафедрой

пат. анатомии ДГМА,

профессор Шахназаров А.М


Рабочая программа согласована
1.Директор НМБ ДГМА Бекеева А.В.
2.УМО


3.Зам. декана по курсу Магомедов М.А.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета

От « » 2014 г. Протокол № 7
Председатель СФ Алискандиев А.М.


Составители

Зав. каф. пат. анатомии ДГМА,

профессор Шахназаров А.М.
к.м.н., доцент Магомедгаджиев Б.Г.

Рецензенты:

д.м.н., профессор Бакуев М.М.


  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель – изучение студентами структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний на клинических кафедрах и в работе врача.

Задачи:

  • изучение студентами патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;

  • приобретение студентами знаний об этиологии, патогенезе и морфологии

  • болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

  • освоение студентом морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;

  • изучение студентами изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);

  • ознакомление студентов с принципами организации патологоанатомической службы, методических основ морфологического анализа биопсийного, операционного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык);

  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;

  • в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.

Является предшествующей для изучения дисциплин: общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения; эпидемиология; медицинская реабилитация; дерматовенерология; психиатрия, медицинская психология; оториноларингология; офтальмология, судебная медицина; акушерство и гинекология; педиатрия; факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; инфекционные болезни; фтизиатрия; поликлиническая терапия; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; факультетская хирургия, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия; онкология, лучевая терапия; травматология, ортопедия, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика; общая хирургия, лучевая диагностика; стоматология; неврология, медицинская генетика, нейрохирургия.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, родственниками пациента (ПК -1);

способностью и готовностью выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего осложнения), с учетом международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-17);

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации), технические регламенты, международные и националь7ные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ) , действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК- 31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • термины, используемые в курсе патологической анатомии, и основные методы патологоанатомического исследования;

  • понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней;

  • сущность и основные закономерности общепатологических процессов;

  • характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;

  • основы клинико-анатомического анализа, правила построения патологоанатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала.


Уметь:

  • обосновать характер патологического процесса и его клинических проявлениях;

  • осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития;

  • диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез);

  • использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.


Владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;

  • макроскопической диагностикой патологических процессов;

  • микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;

  • навыками клинико-анатомического анализа.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _8_ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5

6

7

Аудиторные занятия (всего)

168

84

60

24

В том числе:













Лекции (Л)

56

28

20

8

Практические занятия (ПЗ)

112

56

40

16

Семинары (С)













Лабораторные работы (ЛР)













Самостоятельная работа (всего)

84

40

34

10

В том числе:













Курсовой проект (работа)













Расчетно-графические работы













Реферат













Другие виды самостоятельной работы













Формулировка (и защита) патологоанатомического диагноза, клинико-анатомического эпикриза










4

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

-

36

зачет

Общая трудоемкость:

часы

зачетные единицы

288
8











5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины


п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела




1

2

3

1.

Общая патологическая анатомия.

Введение в патологическую анатомию.

Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории.

2.

Повреждение и гибель клеток и тканей.

Некроз. Апоптоз.

3.

Нарушения обмена веществ в клетках и тканях.

Патология накопления (дистрофии).

Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.

Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.

4.

Расстройства крово- и лимфообращения.

Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).

Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.

5.

Воспаление.

Воспаление, общая характеристика.

Острое воспаление. Экссудативное воспаление.

Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).

6.

Патология иммунной системы

Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.

Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).

7.

Процессы регенерации и адаптации.

Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия.

8.

Опухоли.

Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования.

9.

Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения.

Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.

10.

Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие.

Введение в нозологию. Учение о диагнозе. Номенклатура и принципы классификации болезней. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. (МКБ) Международная классификация болезней в онкологии (МКБО). Международные гистологические классификации опухолей. Классификация стадий анатомического распространения злокачественных опухолей (система ТNМ). Классификация наследственных заболеваний человека (OMIM). Танатология. Врачебная констатация смерти. Патологоанатомическое вскрытие (аутопсия, секция).

11.

Частная патологическая анатомия

Заболевания органов кроветворения и лимфоидной ткани.

Анемии. Полицитемии. Опухоли кроветворной и лимфоидной тканей.

12.

Болезни сердечно-сосудистой системы.

Атеросклероз. Артериальная гипертензия. Гипертоническая болезнь и вторичные артериальные гипертензии. Ишемические болезни сердца (ИБС). Кардиомиопатии. Болезни эндокарда. Болезни миокарда. Болезни перикарда. Опухоли сердца. Васкулиты. Болезни артерий. Аневризмы. Болезни вен. Опухоли сосудов. Цереброваскулярные болезни (ЦВБ).

13.

Ревматические болезни. Врожденные и приобретенные пороки сердца.

Классификация. Ревматизм (ревматическая лихорадка), узелковый периартериит, ревматоидный артрит, системная красная волчанка (СКВ), системная склеродермия, дерматомиозит (полимиозит), болезнь Шегрена. Врожденные и приобретенные пороки сердца.

14.

Болезни легких.

Врожденные аномалии легких. Ателектазы. Сосудистая патология легких. Пневмонии. Хронические диффузные заболевания легких. Хронические обструктивные и рестриктивные болезни легких. Интерстициальные болезни легких. Бронхиальная астма. Опухоли бронхов и ткани легких. Рак легкого.

15.

Болезни желудочно-кишечного тракта.

Болезни зева и глотки. Болезни пищевода. Болезни желудка. Болезни кишечника (врожденные аномалии, сосудистые заболевания, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона). Заболевания червеобразного отростка слепой кишки. Опухоли желудка и кишечника.

16.

Болезни печени, желчевыводящих путей и экзокринной части поджелудочной железы.

Печеночно-клеточная недостаточность. Циркуляторные нарушения в печени. Гепатит. Цирроз печени. Поражения печени, вызванные лекарствами и токсинами. Алкогольная болезнь печени. Неалкогольный стеатоз печени. Опухоли печени. Желчнокаменная болезнь. Холецистит. Болезни экзокринной части поджелудочной железы. Опухоли желчевыводящих путей и поджелудочной железы.


17.

Болезни почек.

Гломерулярные болезни. Острый гломерулонефрит. Хронический гломерулонефрит. Невоспалительные гломерулопатии. Заболевания почек, связанные с поражением канальцев и интерстиция. Некротический нефроз (острый тубулонекроз). Пиелонефрит. Нефросклероз. Амилоидоз почек. Уролитиаз (мочекаменная болезнь). Опухоли почек и мочевыводящих путей.

18.

Инфекционные и паразитарные болезни.

Инфекционные и паразитарные болезни, общая характеристика. Особо опасные инфекции. Вирусные и бактериальные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем: грипп, ОРВИ, корь, коклюш, дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция. Вирусные инфекции: герпес, цитомегалия, ВИЧ-инфекция. Хламидийные инфекции. Риккетсиозные инфекции. Прионовые болезни. Бактериальыне кишечные инфекции: брюшной тиф и другие сальмонеллезы, дизентерия, иерсиниозы, холера. Пиогенные инфекции. Сепсис. Туберкулез. Инфекции, передающиеся половым путем: гонококковая инфекция, сифилис. Паразитарные болезни.

19.

Болезни эндокринной системы.

Болезни эндокринной части поджелудочной железы (сахарный диабет). Болезни щитовидной железы. Болезни околощитовидных желез. Болезни гипоталамо-гипофизарной системы и гипофиза. Болезни надпочечников. Аутоиммунные полигландулярные синдромы. Опухоли эндокринных желез. Нейроэндокринные опухоли. Синдромы множественной эндокринной неоплазии.

20.

Болезни мужской половой системы.

Инфекции мужской половой системы. Болезни предстательной железы. Заболевания яичек и их придатков. Опухоли.

21.

Болезни молочных желез и женской половой системы

Болезни молочных желез. Болезни шейки и тела матки. Болезни яичников и маточных труб. Эндометриоз. Опухоли.

22.

Болезни перинатального периода

Недоношенность. Переношенность. Задержка внутриутробного роста и развития плода. Родовая травма и родовые повреждения. Болезни легких. Врожденные пороки развития. Внутриутробные инфекции. Гемолитическая болезнь новорожденного. Муковисцидоз. Опухоли у детей.

23.

Патология плаценты и пуповины. Патология беременности и послеродового периода

Патология плаценты. Патология пуповины. Патология беременности и послеродового периода. Спонтанные аборты. Эктопическая беремиенность. Гестозы. Трофобластическая болезнь.

24.

Болезни опорно-двигательного аппарата

Заболевания костей. Остеопороз, остеопетроз, остеомиелит. Остеонекроз. Переломы костей. Рахит и остеомаляция. Сифилитические поражения костей. Болезни суставов. Ревматоидный артрит. Инфекционные артриты. Подагра и подагрический артрит. Опухоли и опухолеподобные образования костей и мягких тканей.

25.

Болезни центральной и периферической нервной системы

Основные проявления поражений мозговой ткани. Расширяющиеся (объемные) внутричерепные поражения. Черепно-мозговая травма. Инфекционные поражения. Демиелинизирующие заболевания. Метаболические заболевания. Опухоли центральной нервной системы. Патология периферических нервов и параганглиев. Опухоли периферических нервов и параганглиев.

26.

Болезни кожи

Макроскопические образования и микроскопические изменения. Меланоцитраные опухоли кожи. Доброкачественные эпителиальные опухоли кожи. Предраковые состояния и злокачественные опухоли эпидермиса. Опухоли дермы. Острые воспалительные дерматозы. Хронические воспалительные дерматозы. Буллезные заболевания кожи. Инфекционные и паразитарные заболевания кожи.

27.

Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Паотогоанатомический диагноз. Биопсийный раздел. Секционный раздел.

Структура, роль и задачи патологоанатомической службы. Биопсийный раздел. Задачи и методы биопсийного и цитологического исследований. Правила направления биопсийного материала на исследование. Клинико-анатомический разбор диагностических и операционных биопсий. Секционный раздел. Патологоанатомический диагноз: требования к формулировке. Протокол патологоанатомического вскрытия. Клинико-анатомический эпикриз. Правила сличения (сопоставления) заключительного клинического и патологоанатомического диагнозов. Клинико-экспертные комиссии и клинико-анатомические конференции.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconРабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconУчебные комнаты кафедры патологической анатомии вгма переведены во...
Юрьевского университета (до 1918 г.), кафедра патологической анатомии медицинского факультета Воронежского государственного университета...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по...
Тема: «Болезни пародонта и слизистой оболочки рта. Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по...
Тема: «Структура и задачи патологоанатомической службы. Диагноз: требования к формулировке. Ятрогении. Методы биопсийного и цитологического...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по...
Эндометриоз. Предопухолевые заболевания и опухоли шейки и тела матки. Болезни яичников, маточных труб и молочных желез. Эндометриоз...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconРефераты по клинической патологической анатомии
Патологическая анатомия изменений в сердце при хронической сердечной недостаточности
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconРабочая тетрадь по учебно-клинической практике по патологической анатомии и вскрытию (отчет)
По своему характеру история государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconО проведении научно-практической конференции
Заведующим кафедрами судебной медицины, травматологии, патологической анатомии и криминалистики
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconТесты по патологической анатомии для студентов 3 курса
При бронхоэктатической болезни в стенке бронхоэктаза обнару­живают все нижеперечисленные изменения, кроме
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия icon«Патологическая анатомия, секционный курс»
Цель преподавания патологической анатомии изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconТесты по патологической анатомии для самоаттестации студентов стоматологического факультета
При бронхоэктатической болезни в стенке бронхоэктаза обнару­живают все нижеперечисленные изменения, кроме
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические указания для подготовки к экзамену по патологической...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская государственная медицинская академия»...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического...
Цель занятия. Изучить этиологию, патогенез, морфологическую характеристику, осложнения и исходы болезней органов пищеварения
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия....
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия....
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»...
Рабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической анатомии для специальности 310502 «Педиатрия» по специализации педиатрия iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности педиатрия....
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «педиатрия»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск