Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов(макс. уч. нагрузка)
| Уровень освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел 1. Основы стандартизаци
|
| 14
|
|
Тема 1.1.Система стандартизации.
| Содержание учебного материала:
Сущность стандартизации. Основные организации и ведомства, занимающиеся стандартизацией. Государственная система стандартизации (ГСС): её назначение и содержание; основные понятия в области стандартизации; основные цели и задачи стандартизации; категории и виды стандартов; краткие сведения об организации и методике проведения стандартизации; стандартизация на предприятии. Основные сведения об экономической эффективности стандартизации.
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему:
1.Роль стандартизации в народном хозяйстве.
2.Истории развития стандартизации.
| 1
2*
| 2,3
|
Тема 1.2.Стандартизация в различных сферах.
| Содержание учебного материала:
Стандартизация систем управления качеством. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного хозяйства. Метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации. Система технических измерений и средств измерений.
| 1
| 2
|
| Практические занятия;
«Оформление титульного листа пояснительной записки ТД».
|
2
|
|
Тема 1.3. Международная стандартизация.
| Содержание учебного материала:
Международные организации по стандартизации. Деятельность ИСО и МЭК.
| 2
| 2,3
|
| Самостоятельная работа:
Ответить на вопросы по теме:
Международные стандарты качества.
|
2*
|
|
Тема 1.4. Организация работ по стандартизации в РФ.
| Содержание учебного материала:
Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации. Порядок разработки стандартов. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Понятие о штриховом кодировании.
| 2
| 2,3
|
| Практические занятия:
«Анализ реальных штрихкодов»
| 2
|
|
Раздел 2. Объекты стандартизации в отрасли
|
| 4
|
|
Тема 2.1.Стандартизация промышленной продукции
| Содержание учебного материала:
Стандартизация промышленной продукции. Стандартизация и качество продукции. Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли.Нормативная документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических условий.
| 1
| 2,3
|
Тема 2.2. Стандартизация и качество продукции.
| Содержание учебного материала:
Понятие о качестве продукции. Показатели качества, требования к показателям качества.
Оценка качества продукции на жизненном цикле. Методы определения качества продукции.
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение по теме:
«Роль стандартизации в организации производства, в обеспечении качества продукции и конкурентоспособности на мировом рынке».
| 2
1*
|
|
РАЗДЕЛ 3. Система стандартизации в отрасли.
|
| 3
|
|
Тема 3.1.Государственная система стандартизации и научно – технический прогресс
| . Содержание учебного материала:
Методы стандартизации как процесс управления Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации.Системный анализ в решении проблем стандартизации. Ряды предпочтительных чисел и параметрические. Унификация и агрегатирование. Комплексная и опережающая. Комплексные системы общетехнических стандартов.
Самостоятельная работа:
Подготовить реферат на тему:
«Принципы использования методов стандартизации в управлении качеством».
| 1
1*
| 2,3
|
Тема 3.2. Методы стандартизации как процесс управления.
| Содержание учебного материала:
Системный анализ в решении проблем стандартизации. Ряды предпочтительных чисел и параметрические. Унификация и агрегатирование. Комплексная и опережающая. Комплексные системы общетехнических стандартов.
| 1
| 2.3
|
РАЗДЕЛ 4. Понятие о техническом регулировании.
|
| 3
|
|
Тема 4.1.Понятие о техническом регулировании.
| Содержание учебного материала:
Понятие о техническом регулировании. Сферы применения технического регулирования. Установление обязательных требований в технических регламентах. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Понятие об аккредитации.
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение на тему:
Закон «Отехническом регулировании», его цели и задачи.
| 2 1*
| 2,3
|
Раздел 5. Основы метрологии
|
| 7
|
|
Тема 5.1. Общие сведения о метрологии
| Содержание учебного материала:
Цели изадачи метрологии. Нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. Единство измерений и единообразие средств измерений. Метрологическая служба. Основные термины и определения. Метрологические показатели средств измерения. Международные организации по метрологии.
Самостоятельная работа:
Подготовить сообщение по теме:
Закон «Оединстве измерений», его цели и задачи.
| 2 1*
| 2,3
|
Тема 5.2.Стандартизация в системе технического контроля и измерения
| Содержание учебного материала:
Международная система единиц. Измерения и физические величины
Практическое занятие
Единицы физических величин
| 1
2
| 2
2,3
|
Тема 5.3 Средства, методы и погрешность измерения.
| . Содержание учебного материала:
Средства измерения. Принципы проектирования средств технических измерений и контроля. Выбор средств измерения и контроля. Методы и погрешность измерения. Универсальные средства технических измерений. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация средств измерения.
| 1
| 2,3
|
РАЗДЕЛ 6. Управление качеством продукции.
|
| 2
|
|
Тема 6.1. Методологические основы управления качеством.
| Содержание учебного материала:
Объекты и проблема управления. Методический подход. Требования управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством. Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции.
| 1
| 2,3
|
Тема 6.2. Сущность управления качеством продукции.
| Содержание учебного материала:
Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов. Эксплуатация и утилизация. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов. Измерение, анализ и улучшение (семейство стандартов ИСО 9000 версии 2000 г.). Сопровождение и поддержка электронным обеспечением.
| 1
| 2,3
|
Раздел 7.Основы сертификации.
|
| 5
|
|
Тема 7.1Сущность и проведение сертификации
| Содержание учебного материала:
Цели и принципы сертификации .Основные понятия сертификации. Обязательная и добровольная сертификации. Порядок проведения сертификации. Сертификация систем качества. Вопросы сертификации в законодательстве РФ.
| 1
| 2,3
|
Тема 7.2. Международная сертификация.
| Содержание учебного материала:
Деятельность ИСО, МЭК в области сертификации
| 1
| 2,3
|
Тема 7.3. Сертификация в различных сферах.
| Содержание учебного материала:
Сферы сертификации: сертификация систем обеспечения качества, экологическая и преимущества ее применения.
Практическое занятие:
Анализ реального сертификата качества
| 1
2
| 2.3
|
РАЗДЕЛ 8. Экономическое обоснование качества продукции.
| Содержание учебного материала:
Самостоятельная работа:
Ответить на вопросы:
Общие принципы определения экономической эффективности стандартизации. Показатели экономической эффективности стандартизации. Методы определения экономического эффекта в сфере опытно-конструкторских работ. Методы расчетов экономической эффективности на этапе ТПП. Экономический эффект от стандартизации в сфере производства и эксплуатации. Стандартизация и экономия материальных ресурсов.
| 1*
| 2.3
|
РАЗДЕЛ 9. Измерение тока, напряжения и мощности.
|
| 29
|
|
Тема 9.1.Амперметры и вольтметры. Многопредельные измерительные приборы.
| Содержание учебного материала.
Измерение постоянного тока. Включение прибора в цепь для измерения тока. Влияние прибора на цепь.
Расширение пределов измерения прибора. Требования к многопредельным измерительным приборам.
Лабораторная работа №1.
Измерение параметров электрических сигналов комбинированным прибором.
Самостоятельная работа:
Решение задач на определение погрешности измерений, определение класса точности прибора.
| 4
2 2 2
3*
| 2
3
3
|
Тема 9.2. Выпрямительные и термоэлектрические приборы.
| Содержание учебного материала.
Измерение переменного тока. Включение прибора в цепь для измерения переменного тока. Измерение тока звуковой частоты приборами детективной системы. Измерение переменного напряжения. Особенности измерения токов высокой частоты. Термоэлектрические приборы, включение их в измерительную цепь. Погрешности термоэлектрических приборов.
Самостоятельная работа:
Составление сводной таблицы: достоинства и недостатки области применения измерительных приборов различных систем.
| 2
3*
| 2
3
|
Тема 9.3. Вольтметры. Классификация. Схемы.
| Содержание учебного материала.
Вольтметры постоянного тока со стрелочным отсчётом. Вольтметры переменного напряжения. Вольтметры средних , амплитудных и среднеквадратитчных значений. Универсальные вольтметры и их особенности. Градуировка шкал вольтметра в значениях напряжения и децибелах. Основные параметры импульса. Структурные схемы импульсного вольтметра. Область применения промышленных вольтметров. Отличие селективных вольтметров от широкополосных. Вольтметры типа RC и гетеродинного типа.
Цифровые вольтметры – схемы и принцип работы.
Лабораторная работа №2.
Измерение переменных напряжений цифровыми вольтметрами.
Самостоятельная работа:
Составление сводной таблицы по типам вольтметров с указанием вида детектора, входа вольтметра и градуировки шкалы.
| 2
2 4*
| 2
3 3
|
Тема 9.4. Измерение мощности в различных цепях.
| Содержание учебного материала.
Особенности измерения мощности в цепях постоянного и переменного тока. Электродинамические и ферродинамические ваттметры. Измерение реактивной мощности.
Практическое занятие №1.
Расчет цепей измерительных приборов.
Самостоятельная работа:
Подготовка доклада на тему: Конструктивное выполнение ваттметра. Ваттметры СВЧ-диапазона.
| 2
2 3*
| 2
3 3
|
РАЗДЕЛ 10. Приборы формирования стандартных измерительных сигналов.
|
| 11
|
|
Тема 10.1.Генераторы измерительные.
| Содержание учебного материала.
Назначение и классификация измерительных генераторов. ГНЧ – назначение, типы, структурная схема регулировка и технические характеристики.
ГВЧ генераторы – структурная схема, назначение, принцип работы, технические характеристики.
Генераторы импульсов – классификация, структурная схема, принцип работы.
Лабораторная работа №3. №4.
- Изучение органов управления ГВЧ.
- Изучение органов управления генератора импульсных сигналов.
Самостоятельная работа:
Подготовка докладов на темы:
- Генераторы шумовых сигналов,
- Генераторы СВЧ-диапазона.
| 4
2
2
4
3*
| 2
3
3
|
РАЗДЕЛ 11. Исследование формы сигналов.
|
| 13
|
|
Тема 11.1 Универсальные осциллографы.
| Содержание учебного материала.
Осциллографы – назначение, классификация, характеристика и область применения.
Виды разверток , синхронизация. Включение осциллографов в измерительную цепь.
Самостоятельная работа:
Составление сводной таблицы различных типов промышленных осциллографов.
| 2
2
3*
| 2
3
|
Тема 11.2. Способы отсчета напряжения и временных интервалов электрических сигналов.
| Содержание учебного материала.
Типы калиброванных шкал. Методы калиброванной шкалы, компенсационной, сравнение задержанной развертки. Погрешности при измерении.
Лабораторная работа №5.
Измерение электронным осциллографом параметров непрерывных и импульсных сигналов.
| 2
2
2
| 2
3
|
Тема 11.3. Двухканальные и двухлучевые осциллографы.
| Содержание учебного материала.
Понятие о многолучевых осциллографах.
Правила включения в схему измерения.
Лабораторная работа №6.
Измерение двухлучевым осциллографом параметров различных сигналов.
| 2
2 2
| 2
3
|
РАЗДЕЛ 12. Измерение параметров сигналов.
|
| 14
|
|
Тема 12.1. Измерение частоты и временных интервалов.
| Содержание учебного материала.
Стандарты частоты и времени. Электронно – счетные частотомеры. Измерение сдвига фаз – приборы и их технические характеристики.
Измерение искажений формы сигналов – методы, приборы измерений и их характеристики.
Средства измерений нелинейных искажений.
Измерение параметров модулированных сигналов.
Лабораторная работа №7,8.
- Измерение частоты и интервалов времени частотомером.
- Измерение параметров модулированных сигналов.
Практическое занятие №2.
Изучение структурных схем различных типов осциллографов.
Самостоятельная работа:
Решение практических задач на определение частоты, временных интервалов, сдвига фаз, параметров модулированных сигналов.
| 2
2
4
2 6*
| 2
3
3 3
|
РАЗДЕЛ 13. Измерение параметров и характеристик электрорадиотехнических цепей.
|
| 14
|
|
Тема 13.1. Измерение параметров компонентов сосредоточенными постоянными.
| Содержание учебного материала.
Метод непосредственной оценки. Мостовой метод измерения R,L, C. Методика измерения сопротивления, ёмкости, тангенса угла диэлектрических потерь, индуктивности и добротности.
Погрешности измерений.
Цифровые мосты.
Резонансный метод измерения. Куметр.
Самостоятельная работа:
Составить сравнительную таблицу характеристик физических величин: сопротивления, ёмкости, тангенса угла диэлектрических потерь, индуктивности и добротности.
| 2
4*
| 2
3
|
Тема 13.2. Измерение амплитудночастотных характеристик.
| Содержание учебного материала.
АЧХ: методы измерения параметров, структурная схема измерителя АЧХ, исследование высокочастотных колебаний.
| 2
| 2
|
Тема 13.3. Измерение параметров полупроводниковых приборов.
| Содержание учебного материала.
Правила и методы измерения параметров приборов. Визуальные способы исследования параметров. Современные испытатели.
Лабораторная работа №9.
Измерение параметров полупроводниковых приборов.
| 2
2
| 2
3
|
Тема 13.4. Измерение параметров интегральных микросхем.
| Содержание учебного материала.
Особенности измерения параметров и характеристик ИМС. Современные измерители.
| 2
| 2
|
РАЗДЕЛ 14. Автоматизация измерений.
|
| 8
|
|
Тема 14.1. Влияние измерительных приборов на точность измерений.
| Содержание учебного материала.
Влияние входного сопротивления прибора, коэффициента мощности, монтажа, напряжения, прогрева, пространственного расположения, формы сигнала и частоты на результат. Методы подавления помех. Выбор требуемой точности измерений.
| 1
1
| 2
|
Тема 14.2. Автоматизация измерений.
| Содержание учебного материала.
Классификация автоматизированных средств измерений. Гибкие измерительные системы, измерительно – вычислительные комплексы, микропроцессорные системы, компьютерно – измерительные системы.
Самостоятельная работа:
Составление доклада на тему : Новые измерительные приборы.
| 1
1
5*
| 2
3
|
| Подготовка к экзамену
| 1
|
|