Скачать 0.77 Mb.
|
Не секрет, что в последние годы интерес к изучению предметов естественно-математического цикла падает. Это не только результат недостатков в работе школы и педагогов, но и реалии современной жизни. В то же время нельзя забывать, что будущее наших воспитанников и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает на нас, учителей физики, определенные обязанности по подготовке фундамента, на котором и будет вестись формирование грамотных специалистов в различных областях. Тема, выбранная мною актуальна и значима, так как позволяет приучить детей к самостоятельной творческой работе, развивает инициативу, содержит элементы исследования, что содействует будущей профессии, повышает интерес к предмету. Вовлекая учащихся во внеклассную работу, удается повысить мотивацию учебной деятельности (желание познать новое), познавательную активность школьников (реализация деятельного подхода). Умение думать, сопоставлять, делать выводы, мастерить, применять знания на практике – вот то, что ведет к прочным знаниям. Возрастной особенностью детей в переходный возраст, часто возникает желание найти себе друга, во внеурочное время, удается развить коммуникативный мотив (возможность общения, взаимодействия). В итоге выявляются одаренные дети, проявляющие интерес к предмету. Развить интерес к любому предмету нельзя только лишь изучаемым на уроке материалом. Считаю, что при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит внеклассной деятельности, да и самому всегда интересно лишний раз по-иному взглянуть на преподавание своего «любимого» предмета. Проведение внеурочной работы по предмету не только повышает интерес к предмету, но и способствует осознанному выбору профессии. Всем известно, что школьные годы – основной этап формирования этого интереса, поэтому работа учителя по оказанию помощи учащимся в выборе профессии должна занимать одно из ведущих мест. Я работаю в сельской школе. Скудная библиотека школы, малое количество подписных журналов и газет, “символическая” сельская библиотека – не удовлетворяют потребностей детей по различным отраслям знаний, да читательская активность на сегодняшний день практически сведена к нулю. Подключение к сети Интернет дает свои плоды, но пользование информационным каналом ребенком без контроля и сопровождения педагога сводится лишь к общению в социальных сетях. Поэтому приходится прибегать к такому действенному средству, как привлечение ребенка к поиску интересной, занимательной информации по Интернету при подготовке к внеклассному мероприятию. Стараюсь так заинтересовать ученика так, чтобы его общение в «мировой паутине» давало «плоды» и на уроках физики. Ярко выраженной прямой зависимости между успеваемостью по предмету и достижениями во внеурочной деятельности может и не существует, однако, все, и очень сильные, и слабо усваивающие школьную программу ученики, благодаря внеклассной работе, получают возможность многостороннего опробования своих сил в различных видах деятельности. Всем этим и обусловлен выбор темы моего самообразования: «Развитие интереса обучающихся к предмету путем проведения внеклассной работы по физике». Предмет исследования: различные формы проведения внеклассной работы по физике. Цель исследования: выявление значения и особенности повышения мотивации интереса обучающихся к физике. На современном этапе развития школы наиболее важными задачами внеклассной работы являются следующие: 1. повысить воспитательное воздействие всех форм внеурочной деятельности; 2. всемерно развивать познавательную и творческую активность обучающихся; 3. усилить практическую направленность знаний, формировать у обучающихся устойчивые умения и навыки; 4. осуществить индивидуализацию и дифференциацию в работе с детьми; 5. всесторонне развить личность ребенка. Особенности содержания и организации внеклассной работы на современном этапе: 1. Привлечение к работе с ребятами научно-педагогической общественности. 2. Расширение внеклассной работы в новых отраслях науки и техники. 3. Увеличение воспитательного момента в работе с учащимися, рассмотрение сопутствующих проблем при изучении вопросов физики. 4. Объединение учебных предметов в во внеклассной работе. 5. Поиск новых форм и приемов организации внеклассной работы, формирование и развитие творческих способностей учащихся. Ожидаемые результаты:
2.1.Формы внеклассной работы. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие:
Внеурочная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же педагогических принципах, что и учебная работа с детьми. Главными из них являются принципы доступности, научности и систематичности, а также принципы развивающего и воспитывающего обучения. Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования. Для внеурочной работы характерны: • необходимость удовлетворения интересов и запросов учащихся; • добровольность выбора ими вида работы (нельзя понуждать – нужно заинтересовать); • определенная самостоятельность участников работы; • учет местных условий (в нашей школе, к примеру, более 40% детей с диагнозом ОВЗ). Считаю, что к внеклассной работе должны применяться следующие требования:
Среди всех массовых внеклассных мероприятий использую недели занимательной физики и наук связанных с ней. Подготовка таких мероприятий всегда сопряжена с трудностями. Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой. Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения всего . Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности. Своей задачей, как организатора, считаю не просто развлечение учащихся, а максимальную их активизацию. Тем детям, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быт воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. Тем учащимся, которые уже интересуются предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия. При проведении предметных недель возникает ряд как организационных, так и методических проблем, с которыми можно успешно справиться, применяя мастерство и творчество, оптимизм и активное проявление своего личностного потенциала. В нашей школе ежегодно проходят недели МИФ (математики, информатики и физики), в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания учащихся по физике, их творческие способности, возбуждает интерес к предмету. Задолго до начала предметной недели на школьном методическом объединении учителей физики, информатики и математики составляется план проведения недели с указанием всех мероприятий, сроков их проведения и ответственных лиц. Причем, ответственным лицом иногда становится и ученик (может быть и группа обучающихся). В каждый день недели обязательно проводится одно или два внеклассных мероприятия, как правило после уроков. Это может быть и вечер занимательной физики с демонстрацией опытов, конкурс рисунков, физический «КВН», «Физический ринг», «Звездный час» (Приложение №2), занимательная викторина (приложение «1), «Физика за чашкой чая» и другие. На сегодняшний день очень много моделей развлекательных программ проводится в средствах массовой информации – так что «скелет» мероприятия придумывать не надо! Мною в школе проводились КВН-ы и «Брейн-ринги», занимательные вечера и просто викторины, «Звездный час» и «Сто к одному», «Слабое звено» и «Окна», «Король ринга» и «Большие гонки». Для подготовки к проведению предметной недели можно использовать дополнительную литературу, я пользуюсь журналом «Физика в школе», в последнее время чаще всего - информацией из Интернета и др. Чаще всего приходится обращаться к таким ресурсам, как «Занимательная физика в вопросах и ответах», коллекции «Естественно-научные эксперименты». Часто пользуюсь материала сайта «Занимательные вопросы и головоломки по физике» от В.Грабцевича и его «Астро-физическим порталом». Могу сказать, что польза от совместных посещений данных ресурсов очень большая, как для учащихся, так и для учителя, так как при подготовке обе стороны узнают много нового для себя и о себе – что имеет очень большое значение для меня, как для учителя! Содержание, организация мероприятия, его форму выбираю с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых задач. Это может быть турнир, который проводится как соревнование двух команд, физическое внеклассное мероприятие (Приложение №3), игра, конкурс газет, презентаций, кроссвордов (Приложение №5), физико-литературный конкурс, физико-математическая викторина (Приложение №4). В мероприятии могут принимать участие ученики отдельных классов, оно может проводиться и как общешкольное (разновозрастные участники). Оно может быть серьёзным и азартным, озорным и весёлым. Главное - достичь ожидаемого эффекта. Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности, развитие творческого мышления учащихся, формирование у детей положительного отношения к физике, как к школьному предмету. Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-популярной литературой, самостоятельно подготавливать и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся капитанами команд или ведущими. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения не только по предмету. 2.2. Занимательные опыты по физике Как элемент любого внеклассного мероприятия всегда использую занимательные опыты. Удачное использование занимательного и физического эксперимента оживляет и вызывает интерес учащихся к физическому явлению. Физические фокусы и занимательные опыты просты, но очень увлекательны, что побуждает развитие интереса к предмету. Опыты связаны с учебным материалом, требуют самого доступного оборудования, их разгадка имеет физический смысл, а не является ловкостью рук. Дети должны дать исчерпывающее объяснение результата. Интересные опыты вызывают оживлённые дискуссии, стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний. Так же, своеобразным толчком для развития познавательных интересов учащихся является использование во время проведения эксперимента занимательных рассказов о физических явлениях, из истории открытия различных механизмов или законов. Данный материал даю обучающимся для подготовки к мероприятию, чтобы ребенок сам понял и других смог научить. Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики в форме числа. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений. Следовательно, без эксперимента нет и не может быть рационального обучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Поэтому, занимательные опыты и опыты в домашних условиях (самостоятельно), как одна из форм внеурочной деятельности по физике, занимают особое место в изучении предмета. Пользуюсь богатым материалом, описанным в книге Л.А.Горева «Занимательные опыты по физике». |
Доклад позволяет приобщить учащихся к самостоятельной работе, учит... ... | Доклад позволяет приобщить учащихся к самостоятельной работе, учит... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В данном случае оправдано использование интерактивной презентации, т к она позволяет визуализировать процесс формирования орфографической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот интерактивный прием позволяет мне внести в занятия определенный эмоциональный настрой, что существенно поднимает интерес и как... | ||
Научно-практическая конференция Ля, Си. Если вдуматься, то непонятно, почему именно этими слогами мы называем ноты, и какой за ними кроется смысл? Эти вопросы я... | История развития авторского права Выбранная мною тема, на мой взгляд, наиболее актуальна, поскольку защита авторских и смежных прав принадлежит к числу наиболее сложных... | ||
Обучающие игры на уроках английского языка Их использование всегда даёт хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении... | Оглавление Пришло понимание, что накопленные мною мысли могут представлять интерес и для других людей. Во всяком случае, захотелось, чтобы прочитанное... | ||
Реферат по информатике Жесткие диски (hdd) В то время, как почти все элементы компьютера работают бесшумно, жесткий диск ворчит и поскрипывает, что позволяет отнести его к... | Жесткие диски реферат бесплатно скачать В то время, как почти все элементы компьютера работают бесшумно, жесткий диск ворчит и поскрипывает, что позволяет отнести его к... | ||
План работы математического кружка «пифагор» Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и к гиа обучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать,... | Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной... Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают... | ||
Реферат по дисциплине "Концепции современного естествознания" на... Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к реферату должны предъявляться... | Правила написания рефератов Реферат представляет собой теоретическое изучение какого-либо понятия или явления. Этот вид студенческой работы является научной... | ||
Актуальна потому, что историческому исследованию окружающей среды... Целью исследования является рассмотрение экоцентрических и антропоцентрических взглядов на природу и общество | Кучерявенко Елена Владимировна Должность: старший вожатый, воспитатель... Отдаю им все свое время, постоянно думаю, как построить работу так, чтобы интерес в глазах детей не пропадал ни на минутку, выбираю... |