Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В





Скачать 164.64 Kb.
НазваниеРабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В
Дата публикации24.06.2013
Размер164.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
МБОУ Стодолищенская СОШ

Починковского района Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ Романенко З.Г.

Протокол № __ от

«_____»___________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР __________ Борцова Г.А

«_____»___________2012г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Стодолищенская СОШ

_________ Данченкова С.В.

Приказ № __ от «___» _____2012г


  1. Рабочая программа

  2. по физике


10 класс

Составитель: учитель физики высшей

квалификационной категории

Филимонова Е.В.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от___________ 2012 г.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений В.С. Данюшенкова и О.В. Коршунова (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2007) в соответствии с учебником физики для 10 класса Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского - базовый уровень. в расчете на 2 часа в неделю.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Изучение физики в средней школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений;

  • применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

Содержание программы учебного курса

1. Введение. Основные особенности
физического метода исследования (1 ч)


      Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Научное мировоззрение.

2. Механика (22 ч)

      Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости.
      Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Центростремительное ускорение.
      Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.
      Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.
      Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.
      Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии.
      Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
          Фронтальные лабораторные работы
      1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
      2. Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч)

      Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
      Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.
      Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы.
      Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей.

      Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
       Фронтальные лабораторные работы
      3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика (24ч)

      Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.
      Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
      Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, рп-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные лабораторные работы

4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

 5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;

  • Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Учебно-методические пособия:

  1. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Физика 10 класс. Поурочные планы. Г.В.Маркина, С.В.Боброва. – Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.

  4. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Дидактические материалы по физике 10 – 11 класс. – М., Дрофа,2008 г.

Календарно-тематическое планирование по физике для 10 класса



п/п



урока

Тема урока

Количество часов по теме

Дата проведения

планируемая

фактическая

Механика.

1.

1

Механика Ньютона, границы применимости. Положение точки в пространстве.

1










Кинематика материальной точки .

2.


2

Способы описания движения. Система отсчета. Перемещение.

11








3

Прямолинейное равномерное движение.







4

Относительность движения.







5

Движение с постоянным ускорением. Уравнение движения.







6

Скорость при прямолинейном движении с постоянным ускорением.







7

Свободное падение тел.







8

Решение задач.







9

Равномерное движение точки по окружности.







10

Решение задач.







11

Лабораторная работа № 1 "Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести".







12

Контрольная работа № 1 "Кинематика материальной точки".







Динамика.

3.

13.

Основное утверждение механики. Материальная точка. Сила. Законы Ньютона.

8







14.

ИСО и принцип относительности в механике.







15.

Силы в природе. Гравитационные силы. Сила всемирного тяготения.







16.

Сила тяжести и вес. Невесомость. Первая космическая скорость.







17.

Решение задач.







18.

Решение задач.







19.

Сила упругости. Закон Гука.







20.

Сила трения и сопротивления при движении тел.







21.

Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы Ньютона".







Законы сохранения.

20.

Контрольная работа № 2 "Динамика. Законы Ньютона".

4.

22.

Импульс материальной точки. ЗСИ.

6







23.

Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.







24.

Механическая работа. Мощность. КПД механизмов.







25.

Механическая энергия. Работа силы упругости и силы тяжести.







26.

Закон сохранения энергии. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения.







27.

Лабораторная работа № 2 “Изучение закона сохранения механической энергии”.







Статика.

5.

28.

Равновесие тел. Условия равновесия.

2







29.

Контрольная работа № 3.







Молекулярная физика. Молекулярно-кинетическая теория

идеального газа.

6.

30.

Основные положения молекулярно-кинетической теории, их опытное обоснование.

9







31.

Решение задач. Повторение.







32.

Идеальный газ.Основное уравнение МКТ газа.







33.

Температура и тепловое равновесие. Энергия теплового жвижения молекул.










Уравнение состояния идеального газа.







34.

Повторение.







35.

Газовые законы.







36.

Решение задач.







37.

Лабораторная работа № 3 "Опытная проверка закона Гей-Люссака".







Взаимное превращение жидкостей и газов.

7.

38.

Насыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха.

1







Твердые тела.

8.

39.

Кристаллические тела. Аморфные тела.

3







40.

Повторение.







41.

Контрольная работа № 4.







Термодинамика.

9.

42.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

6







43.

Количество теплоты.







44.

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики.







45.

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.







46.

Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.







47.

Контрольная работа № 5 "Термодинамика".








Основы электродинамики. Электростатика.

10.

48.

Электродинамика как фундаментальная теория. Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

7







49.

Закон Кулона. Единица электрического заряда.







50.

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.







51.

Проводники и диэлектрики в электрическом поле.







52.

Решение задач.







53.

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электрическом поле. Энергетические характеристики электростатического поля.







54.

Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.







Законы постоянного тока.

11.

55.

Электрический ток. Сила тока. Условия существования силы тока в цепи.

7







56.

Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.







57.

Решение задач.







58.

Лабораторная работа № 4 "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников".







59.

Работа и мощность постоянного тока.







60.

ЭДС. Закон Ома для полной цепи.







61.

Лабораторная работа № 5 "Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления цепи".







Электрический ток в различных средах.

12.

62.

Элекрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры.

7







63.

Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод.







64.

Электрический ток в вакууме. Электронные пучки.







65.

Электрический ток в жидкостях и газах. Закон электролиза. Плазма.







66.

Повторение.







67.

Контрольная работа № 6 "Электрический ток в различных средах".







68.

Обобщающее повторение.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по физике 8 класс Составитель: учитель физики высшей...
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из...
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по физике
Составитель: Урбан Валентина Владимировна, учитель физики мбоу сош №42, первой квалификационной категории
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по физике в 7 классе Челноковой Татьяны Павловны...
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного...
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа моу иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа...
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 3 астрономических часа (180 мин.)
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по предмету Химия
Составитель: Кузнецова Флюра Закеевна, учитель химии высшей квалификационной категории
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconУрок исследование по физике в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»
Самохина Т. А. учитель физики высшей квалификационной категории маоу сош №1 п г т. Забайкальск Забайкальский район Забайкальский...
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа среднего общего образования по предмету «Обществознание»
Составитель: Терлецкая И. П., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconЯлалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории...
Ялалова Флюра Фаритовна, учитель физики высшей квалификационной категории мобу сош №1 города Агидель, Республики Башкортостан
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по информатике и икт 6 класс Составитель: Нистратова...
Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней...
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconИ. О. Максименко Вера Ивановна. Мбоу егорлыкская сош№7 им. О казанского,...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по физической культуре 1 класс
Составитель – Бабина О. В., учитель начальных классов, первой квалификационной категории
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по экономике (базовый уровень) 10-11 класс
Составитель: Шестакова М. Ф. – учитель истории и обществоведения высшей категории
Рабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики высшей квалификационной категории Филимонова Е. В iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс
Бодрова Светлана Анатольевна, учитель изо, мхк и черчения высшей квалификационной категории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск