Методическая разработка
урока «Сообщающиеся сосуды» Номинация конкурса: Естественно - математические дисциплины ФИО учителя: Серикова Галина Евгеньевна, учитель физики МОБУ лицей №4 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан.
Класс: 7
Предмет: физика.
Тема урока: Сообщающиеся сосуды
Требуемое время: 1 учебный час. Описание урока
Учебно-методическая разработка к уроку по физике на тему «Сообщающиеся сосуды».
Урок изучения нового материала. Учебный материал рассчитан на 1 учебный час для обучающихся 7 класса.
При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Используемые учебные материалы позволяют расширить иллюстративный материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий.
Разработка включает кроме описания логики изложения нового материала, варианты заданий для закрепления учебного материала и тестовые вопросы для проверки полученных знаний.
Физические понятия: гидростатическое давление, сила давления, гидростатический парадокс, сообщающиеся сосуды, свойства сообщающихся сосудов.
Практическое применение: гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), презентация.
Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов.
Задачи урока:
образовательная – продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
развивающая – формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
воспитательная – воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся сосуды»
Структура урока. №
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
| 1
| Постановка учебных проблем.
| Сообщение, демонстрация приложений 1-3
| Запись темы урока в тетради.
| 2 мин.
| 2
| Повторение изученного
| Беседа, демонстрация приложений 4-7
| Решение задач, анализ формул.
| 10
| 2
| Изучение нового материала.
| Беседа, эксперимент, демонстрация Приложений 8-11.
| Записи в тетрадях, исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах.
| 15 мин.
| 3
| Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе.
| Демонстрация Приложений 12-15,
| Сообщения учащихся о применении сообщающихся сосудов в быту, технике.
| 7 мин.
| 4
| Закрепление материала.
| Демонстрация Приложений 16, обобщение ответов учащихся.
| Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.
| 3 мин.
| 5
| Итоги урока.
| Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске. Демонстрация Приложения 17.
| Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках.
| 3мин
|
Ход урока
Мотивационный этап
Учитель. Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о сообщающихся сосудах. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради)
Слайд №1
Эпиграф Слайд №2:
Цель урока: Слайд №3
2. Этап повторение ранее изученного материала
Повторение формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда: р = ρgh.
а) Решение задач. Слайд №4
Вариант1.
Мед h = 20 см=0,2м р = ρgh;
ρ = 1350 кг/м³ р1=2700 Па,
р2 =6000 Па
р = 8700 Па Вариант 2.
Керосин h = 60 см=0,6м р = ρgh;
ρ = 800 кг/м³ р1=2000 Па,
р2=4800 Па
р = 6800 Па
б) Слайд №5. Сравнить давление и силу давления на дно сосудов.
в) Слайд №6. Гидростатический парадокс.
г) Слайд №7. Опыт Паскаля.
2. Этап объяснения нового материала
Учитель. Научное открытие свойства сообщающихся сосудов датируется 1586 г. (голландский ученый Стевин). Но оно было известно еще жрецам древней Греции. Археологи обнаружили в Грузии водопровод (XIII в), работающий по принципу сообщающихся сосудов. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите их примеры? Учащиеся. Лейка, чайник, кофейник…
(Слайд №8)
Учащиеся. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.
Учитель. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части. (Учащиеся записывают определение в тетради).
Демонстрация: Сообщающиеся сосуды из 2-х трубочек. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмем две стеклянные трубки, соединенные резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают и в одну из трубок нальем воды. Что произойдет, если открыть зажим?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок поднять?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок опустить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Учитель. Как поведет себя жидкость, если одну из трубок наклонить?
Учащиеся. Жидкость установиться в обоих сосудах на одном уровне.
Слайд №9
Учитель. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменяется объем сосудов). Однако уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны. (Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами различной формы).
Что произойдет, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности?
(Слайд № 11 )
Физкультурная минутка Во время физических упражнений повторяются понятия веса и невесомости.
3. Применение сообщающихся сосудов в быту, природе, технике
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.
Я еще не устала удивляться
Чудесам, что есть на Земле!
Телевизору, голосу рации,
Калькулятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли,
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь – день настает,
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течет.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам!
Демонстрация работы фонтана.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в водопроводах с водонапорной башней. Водонапорная башня и стояки водопровода являются сообщающимися сосудами, поэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.
Почему водонапорная башня самое высокое строение в микрорайоне?
Учащиеся обсуждают этот вопрос. Далее по слайдам разбирают практическое применение сообщающихся сосудов.
(Слайд №12)
В водомерном стекле парового котла, паровой котел (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.
Действие артезианских колодцев и гейзеров основано на законе сообщающихся сосудов.Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия этого местечка возник термин «гейзер». (Слайд № 13)
Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше
(Слайд №14)
Учитель. Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов. В работе шлюзов используется свойство сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание.
(Слайд №15)
4. Этап закрепления материала. Учитель. Повторим изученное. (Слайд №16)
Учащиеся. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
5. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.
(Слайд №17)
(Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.) |