Скачать 124.26 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» ____________________ «___»__________2009 г. Ректор ВГПУ______________ А.С. Потапов ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ 540202 М НАПРАВЛЕНИЯ 050200 «Физико-математическое образование» Курс: 6М Семестр: В Форма отчётности: дифференцированный зачёт Составители: профессор Хоник В.А. доцент Ерёмин В.С. ВОРОНЕЖ 2009
Педагогическая практика магистранта является важной практической компонентой второй ступени высшего педагогического образования. Прохождение педагогической практики определяется графиком учебного процесса и осуществляется в соответствии с учебным планом магистерской программы направления "Физико-математическое образование". Практика проходит под непосредственным руководством научного руководителя магистранта или группового руководителя и контролем со стороны руководителя магистерской программы. Объемы практики определены государственными образовательными стандартами по направлениям магистерской подготовки высшего профессионального образования.
Целями педагогической практики являются: освоение магистрантом методики проведения всех форм педагогической деятельности в ВУЗе, старшей средней школе, других учреждениях среднего и среднего профессионального образования во всех предметных областях физической науки, а также практическое овладение методами педагогического исследования. С точки зрения личностной ориентации профессионального образования цель педагогической практики – профессионально-личностное развитие будущего учителя, владеющего навыками творческого подхода к профессиональной деятельности и профессионального поведения. Основными задачами педагогической практики являются: - закрепление магистрантами теоретических знаний в практической деятельности обучения школьников физике; - обеспечение наиболее полного вовлечения магистрантов в организацию целостного образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении; - создание условий для творческого применения знаний и развития профессиональных умений; - оказание помощи в формировании собственных взглядов на инновационные концепции воспитания и обучения в современной школе, ВУЗе; - формирование готовности принимать решения в интересах развития и саморазвития личности ученика и готовности к инновационной деятельности в сфере образования, к овладению ее средствами.
Магистрант должен знать: - основные направления модернизации среднего полного и профессионального образования; - методологические подходы к организации образовательного процесса всех уровней; - инновационные технологии, применяемые в образовательном процессе; - содержание и оформление пакета документов, сопровождающего образовательный процесс. Магистрант должен уметь: - осуществлять поиск и анализ необходимой для образовательного процесса информации; - самостоятельно проектировать, реализовывать, самореферировать и корректировать свою деятельность в образовательном процессе; - разрабатывать учебно-методические, контрольно-измерительные материалы.
Педагогическая практика проводится в сроки, обусловленные учебным планом магистратуры направления «физико-математическое образование». Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях разного типа: ВУЗе, средних и средних профессиональных учебных заведениях (старших школах, лицеях, гимназиях, колледжах и др.). Названные образовательные учреждения закрепляются за педуниверситетом в качестве баз педагогической практики в установленном порядке. Продолжительность рабочего времени магистрантов при прохождении практики составляет 36-40 часов в неделю.
Содержание педагогической практики определяется руководителем программы подготовки на основе ГОС ВПО с учётом научных интересов и возможностей выпускающей кафедры. Содержание педагогической практики определяется общей концепцией магистерской подготовки данного направления и включает в себя образовательно-воспитательную, образовательно-познавательную, практическую и исследовательскую деятельность магистрантов, предполагающую системное видение педагогических процессов и роли учителя в них, а также формирование необходимых компетенций будущего учителя, преподавателя. В процессе педагогической практики магистранты участвуют во всех видах научно-педагогической и организационной работы базовых образовательных учреждений. При этом: 1. изучают: - государственный образовательный стандарт, учебный план, рабочую программу по физике, в объёме, соответствующем прохождению этой дисциплины в выбранном базовом учреждении; - научно-методическую литературу по дисциплине «физика»; - формы организации учебного процесса в выбранном базовом образовательном учреждении. 2. выполняют следующую педагогическую работу: - посещают занятия класса (группы) по различным учебным дисциплинам; - анализируют и обобщают педагогический опыт работы учителей (преподавателей) различных учебных дисциплин, составляют психологический портрет класса (группы); - проектируют различные модели занятий с использованием традиционных и инновационных приёмов, методов, организационных форм и технологий; - используют различные способы самореферентности собственной педагогической деятельности; - выполняют педагогическую нагрузку в соответствие с индивидуальным планом прохождения педпрактики; - осуществляют самостоятельный подбор дидактического материала для конкретных занятий, разрабатывают методические и контрольно-измерительные материалы на современном инновационном уровне; - посещают и анализируют занятия других магистрантов-практикантов своего направления. В период прохождения педпрактики необходимо ориентировать магистрантов на подготовку и проведение занятий по профилю темы магистерской диссертации. Программа педпрактики конкретизируется и дополняется для каждого магистранта в соответствии со спецификой и характером выполняемой работы. Содержание педагогической практики магистранта направления «физико-математическое образование»
6. Руководство и контроль. Ответственность за организацию и проведение педагогической практики возлагается на проректора по учебно-воспитательной работе. Основанием для проведения педагогической практики является приказ ректора. Заведующий производственной (педагогической) практикой выполняет обязанности по организации педагогической практики в соответствии с должностными обязанностями. На факультете руководство педпрактикой магистрантов осуществляется руководителем магистерской программы соответствующего направления. Руководитель магистратуры совместно с кафедрами педагогики и психологии осуществляет организационное руководство практикой. Непосредственное руководство педагогической практикой магистрантов осуществляется научными руководителями магистрантов или групповым руководителем совместно с основными преподавателями (учителями) по выбранной дисциплине. Непосредственный руководитель педпрактики:
помогает магистрантам составить индивидуальный план на весь период практики в соответствии с ее программой (индивидуальный план подшивается в личное дело магистранта);
Методисты по педагогике и психологии. Методист по педагогике и психологии назначается из числа преподавателей кафедр или работников образовательных учреждений и выполняет следующие функции: преподаватель педагогики
преподаватель психологии:
Кафедры педагогики и психологии. Ответственность за организацию педагогической практики возлагается на заведующих кафедрами, которые координируют работу кафедральных методистов и связь с факультетскими руководителями. Кафедры психолого-педагогических дисциплин:
Декан факультета:
Педагогическая практика считается завершённой при условии выполнения студентами всех требований программы практики. Результаты практики оцениваются руководителем на основе отчёта, составляемого магистрантом, и оценок, выставленных преподавателями кафедр педагогики и психологии. Отчет подписывается магистрантом и его научным руководителем, причем руководитель выставляет оценку практики (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) с учетом оценки учебным заведением, на базе которого была организована практика. Отчет утверждается руководителем магистерской подготовки. Если педпрактика проходила в средних и средне-специальных образовательных учреждениях, то в качестве приложения к отчёту предоставляется стандартный утверждённый перечень документации прохождения педагогической практики студентами ВГПУ. Кроме того, магистрантом в этом случае составляется: конспект по специальностям; конспект урока по специальности с дидактическим материалом; конспект внеурочного занятия по предмету; письменное изложение творческих заданий по педагогике; психолого-педагогическую характеристику личности ученика; психолого-педагогическую характеристику коллектива класса; таблицу показателей физического развития и хронических заболеваний школьников. Если педпрактика проходила в высшем учебном заведении, то в качестве приложения к отчёту должны быть представлены: тексты лекций и/или планы лекций, и/или семинарских занятий, другие учебно-методические материалы. По итогам всех видов педагогической практики, не позднее чем через две недели после окончания, на факультетах проводятся итоговые конференции и выставки работ, выполненных магистрантами и учащимися в период практики. Формой контроля по всем видам педагогической практики является дифференцированный зачет, который выставляется в ведомость и зачетную книжку. Оценка может быть снижена, если магистрант в указанные сроки не отчитался по педпрактике. Оценка по всем видам практики приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов. Приложение. (Форма отчёта для магистрантов, прошедших педпрактику в высшем учебном заведении) Отчёт о педагогической практике
Дата и подпись магистранта-практиканта. Программа утверждена на заседании Ученого совета ВГПУ _______ 200 г. (протокол № ____). |