Рабочая программапо физике для 10 «А» класса на 2013-2014 год Москва-2013 АннотацияРабочая программа по физике в 10-м классе (базовый уровень) на 2013 -2014 учебный год составлена на основе Примерной программы для средней (полной) общеобразовательной школы по физике. М.: «Просвещение», 2010 г. Преподавание ведется по учебнику: Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Физика 10 класс», – М., Мнемозина, 2009. Количество часов на год по программе: 68. Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану. Цели изучения физикиИзучение физики в X класс на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: формирование у учеников умения видеть и понимать ценность и значимость физического образования для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности.
формирование у учеников целостного представления о мире и роли физики в сознании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды.
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельностиУчебная рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Прогнозируемые результатыЛичностными результатами освоения учащимися курса физики являются: в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью;
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, целеустремленность.
Метапредметными результатами освоения учащимися курса физики являются: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез. Сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
Предметные результаты на базовом уровне: 1) в познавательной сфере: классифицировать изученные объекты и явления;
давать определения изученным понятиям, называть основные положения изученных теорий и гипотез;
структурировать изученный материал, интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых и технических устройств, рационального использования и охраны окружающей среды.
2) в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия производственной и бытовой деятельности человека, связанной с использованием физических процессов, для окружающей среды. 3) в трудовой сфере – проводить физические эксперименты. При проведении курса предполагается использование технологии уровневой дифференциации, системно-деятельностного подхода, технологии индивидуализации обучения, элементов проектной деятельности, технологии коммуникативной деятельности, методы группового обучения, ИКТ-технологии. Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10-11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и ее практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана ее ценность – как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики. Основное содержание: Тема
| Количество часов
| Количество лабораторных работ
| Количество контрольных работ
| по программе
| по плану
| Кинематика
| 9
| 9
| Л.р. №1
Л.р. №2
| К.р. №1
| Законы Ньютона
| 8
| 8
|
| К.р. №2
| Законы сохранения в механике
| 10
| 10
|
| К.р. №3
| Молекулярная физика. Молекулярно-кинетическая теория
| 15
| 15
|
| К.р. №4
| Термодинамика
| 11
| 11
| Л.р.№3
| К.р. №5
| Электростатика
| 11
| 11
|
| К.р. №6
| Обобщающее повторение
| 4
| 4
|
| К.р. №7
| Итого
| 68
| 68
|
|
| Календарно-тематическое планирование по физике для 10 Б класса по учебнику Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик «Физика 10». – М., Мнемозина, 2009 на 2013–2014 учебный год 2 часа в неделю № урока
| Дата
| КЭС
| Тема урока
| Параграф
| КПУ
| Содержание
|
|
| 1.1
| Кинематика
|
|
|
|
|
| 1.1.2-3
| Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение. Скорость.
| 1
| 1.1.2.
| З/п смысл физических понятий и величин
|
|
| 1.1.3, 1.1.4
| Равноускоренное движение.
| 2
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины ускорение
|
|
| 1.1.1–5
| Центростремительное ускорение.
| Тетрадь
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины ускорение
|
|
| 1.1.4, 1.1.5
| Решение задач на уравнение прямолинейного равноускоренного движения
| Тетрадь.
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.1.4, 1.1.5
| Движение под действием силы тяжести под углом к горизонту.
| Тетрадь. С. 319 Л/р. №1
| 2.1.1, 2.1.2
| Уметь описывать и объяснять равноускоренное движение, уметь описывать и объяснять независимость ускорения свободного падения от массы тела
|
|
| 6.2
| Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
| Повт.1-3
| 2.5.3
| Уметь измерять ускорение
|
|
| 1.1.1- 1.1.5
| Решение задач.
| С. 320 л/р №2
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 6.2
| Лабораторная работа № 2 «Изучение движения тела брошенного горизонтально»
| Тетрадь.
| 2.5.1
| Делать выводы на основе эксперимента
|
|
| 1.1.1-1.1.5
| Контрольная работа №1 «Кинематика».
| Повт.1-3
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.2
| Законы Ньютона
|
|
|
|
|
| 1.2.1, 1.2.9
| Силы трения
| 14
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины сила
|
|
| 1.2.1, 1.2.8,1.2.7
1.2.11
| Сила упругости, сила тяжести, вес тела.
| 8, 13
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины сила
|
|
| 1.2.3–5
| Первый, второй и третий закон Ньютона
| 6,9,10
| 1.3.1
| З/п смысл законов Ньютона
|
|
| 1.2.1–5
| Решение задач: вес, невесомость, спутники.
| С. 108
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.2.1–5
| Решение задач: наклонная плоскость.
| С. 106
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.2.10
| Решение задач: движение связанных тел.
| С.109
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.2.7
| Решение задач.
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.2.11
| Контрольная работа №2 «Законы Ньютона».
| Повт.6, 9, 10
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.4
| Законы сохранения в механике
|
|
|
|
|
| 1.4.1, 1.4.2
| Импульс тела, импульс силы.
| 16
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины импульс
|
|
| 1.4.3, 1.4.4
| Закон сохранения импульса.
| 17
| 1.3.1
| З/п смысл закона сохранения импульса
|
|
| 1.4.3, 1.4.4
| Решение задач.
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.4.5–7
| Механическая работа и мощность.
| 18
| 1.2.1
| З/п смысл физических величин работа и мощность
|
|
| 1.4.3
| Работа силы тяжести, потенциальная энергия в поле тяготения
| Тетрадь
| 1.2.1
| З/п смысл физических величин работа и энергия
|
|
| 1.4.3, 1.4.6
| Работа силы упругости, потенциальная энергия деформированного тела
| Тетрадь
| 1.2.1
| З/п смысл физических величин работа и энергия
|
|
| 1.4.5
| Кинетическая энергия, полная механическая энергия
| 19
| 1.2.1
| З/п смысл физических величин работа и энергия
|
|
| 1.4.7
| Закон сохранения механической энергии
| 19
| 1.3.1
| З/п смысл закона сохранения энергии
|
|
| 1.4.1–7
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1.4.1–7
| Контрольная работа № 3 «Законы сохранения в механике»
| Повт. 16–19
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.1
| Молекулярная физика
|
|
|
|
|
| 2
| Молекулярно-кинетическая теория
|
|
|
|
|
| 2.1.2–5
| Основные положения молекулярно-кинетической теории
| 24
| 1.3.2
| З/п смысл МКТ
|
|
| 2.1.2, 2.1.5
| Масса и размеры молекул. Количество вещества.
| 25
| 2.1.1
| Уметь описывать и объяснять молекулярное строение вещества
|
|
| 2.1.6
| Идеальный газ. Среднеквадратичная скорость.
| 25
| 2.5.2
| Приводить примеры физических моделей для объяснения природных явлений
|
|
| 2.1.10
| Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Скорости молекул.
| 27
| 1.3.2
| З/п основное уравнение МКТ
|
|
| 2.1.10
| Решение задач.
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.1.8, 2.1.9
| Температура и тепловое равновесие
| 26
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины абсолютная температура
|
|
| 2.1.8, 2.1.10
| Абсолютная температура.
| 26
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины абсолютная температура
|
|
| 2.1.8
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.1.10
| Уравнение состояния идеального газа
| 27
| 1.3.2
| З/п основное уравнение МКТ
|
|
| 2.1.10
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.1.11
| Изопроцессы в газах
| 27
| 1.3.2
| З/п основное уравнение МКТ
|
|
| 2.1.11
| Графики изопроцессов
| 27,29
| 2.4
| Определять характер физического процесса по графику
|
|
| 2.1.11
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.1.11
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.1.7, 2.1.10, 2.1.11
| Контрольная работа № 4 «Молекулярная физика»
| Повт. 24–27
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.2
| Термодинамика
|
|
|
|
|
| 2.2.1
| Внутренняя энергия
| 31
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины внутренняя энергия
|
|
| 1.4.3
| Работа в термодинамике
| 31
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины внутренняя энергия
|
|
| 2.2.5
| Первый закон термодинамики
| 31
| 1.3.1
| З/п смысл закона сохранения энергии
|
|
| 2.2.5
| Первый закон термодинамики для изопроцессов
| 31
| 1.3.1
| З/п смысл закона сохранения энергии
|
|
| 2.2.6
| Второй закон термодинамики
| 33
| 1.3.1
| З/п смысл закона сохранения энергии
|
|
| 2.2.6–9
| Тепловые двигатели. К.п.д.
| 32
| 1.3.1
| З/п смысл закона сохранения энергии
|
|
| 2.2.6–9
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 2.1.12, 2.1.13
| Влажность воздуха
| 35
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины влажность
|
|
| 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.7
| Решение задач
| Тетрадь, с.330 л.р.9
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 6.1
| Лабораторная работа №3 «Определение влажности воздуха»
| Повт. 31–35
| 2.5.3
| Уметь измерять влажность
|
|
| 2.2.1, 2.2.4, 2.2.5, 2.2.7
| Контрольная работа № 5 «Термодинамика
| Повт. 31–35
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 3.1
| Электростатика
|
|
|
|
|
| 3.1.2, 3.1.5
| Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона
| 37,36
| 1.3.2
| З/п смысл закона Кулона
|
|
| 3.1
| Напряженность электрического поля. Силовые линии. Принцип суперпозиции
| 38
| 1.2.2
1.3.2
| З/п смысл физической величины напряженность, з/п принцип суперпозиции
|
|
| 3.1.10
| Проводники в электростатическом поле
| 39
| 2.1.1
| Описывать и объяснять свойства тел
|
|
| 3.1.11
| Диэлектрики в электростатическом поле
| 39
| 2.1.1
| Описывать и объяснять свойства тел
|
|
| 3.1.8
| Потенциальная энергия заряда в электростатическом поле
| 40
| 1.3.1
| З/п смысл закона сохранения энергии
|
|
| 3.1.9
| Разность потенциалов
| 40
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины разность потенциалов
|
|
| 3.1.6, 3.1.7
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 3.1.12
| Электроемкость
| 41
| 1.2.1
| З/п смысл физической величины электроемкость
|
|
| 3.1.8, 3.1.9, 3.1.2
| Решение задач
| Тетрадь
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
|
| Энергия электрического поля
| 41
| 1.2.2
| З/п смысл физической величины энергия электрического поля
|
|
| 3.1.4, 3.1.6, 3.1.9, 3.1.12
| Контрольная работа № 6 «Электростатическое поле»
| Повт. 39–41
| 2.6
| Уметь решать задачи
|
|
| 1
| Повторение: механика
| Тетрадь
|
|
|
|
| 2
| Повторение: термодинамика, молекулярно-кинетическая теория
| Тетрадь
|
|
|
|
| 3
| Повторение: электростатика
| Тетрадь
|
|
|
|
|
| Контрольная работа № 7 «Итоговая»
|
| 2.6
| Уметь решать задачи
| |