Министерство образования Республики Беларусь
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Кафедра теоретической физики
Курсовая работа
Научно-методический анализ темы школьного курса физики
«Электростатика»
Студента 4 курса 2 группы
физико-технического
факультета специальности
Старовойт Владимир Игоревич
Научный руководитель: Курстак Ирина Александровна,
старший преподаватель
кафедры лазерной физики и спектроскопии
Гродно 2013
Оглавление Введение 3
1Анализ структуры и содержания темы: «Электростатика» 4
1.1Структура темы: «Электростатика» 4
1.2Основные понятия темы «Электростатика» 4
2Формирование основных видов знаний 6
2.1Электрический заряд 6
2.2Электростатическое поле 10
3Формирование основных умений и навыков учебной работы учащихся при изучении темы 14
3.1Формирования познавательного интереса учащихся 15
3.2Развитие творческих способностей 17
4Методическое обеспечение уроков по теме «Электростатика» 21
4.1План - конспект урока изучения нового материала по теме: «Закон Кулона» [приложение 1] 21
4.2План - конспект урока решение задач по теме «Электрический заряд» [приложение 2] 22
4.3План-конспект лабораторной работы по теме «Измерение элементарного заряда» [приложение 3] 23
4.4План - конспект урока контроля знаний по теме: «Электростатика» [приложение 4] 23
4.5План - конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Электростатика» [приложение 5] 24
4.6План-конспект проблемного урока по теме «Проводники и диэлектрики в электрическом поле» [приложение 6] 25
Заключение 26
Список литературы: 27
5Диск содержащий: презентацию по структуре раздела «Электростатика», методические разработки по данной теме, курсовую работу в электронном виде. [приложение 7] 29
Введение Тема «Электростатика» является первой темой раздела «Электродинамика», изучаемой в X классе. Она в основном посвящена изучению электрических зарядов и связанного с ними электростатического поля. В этой теме рассматривается закон сохранения электрических зарядов, большое внимание уделяется изучению одного из законов природы – закона Кулона, формированию понятия поля и его характеристик.
Особенностью изучения темы «Электростатика» как и темы «Электродинамика» в целом является, особо остро встающая проблема одновременного выполнения двух дидактических принципов – научности и доступности. Принцип научности требует, во-первых, чтобы в поисках методики популярного изложения сложных вопросов не было вульгаризации, чрезмерного упрощения, приводящего к неправильному описанию и поэтому неправильному пониманию физических явлений и, во-вторых, научная трактовка соответствовала современным физическим воззрениям.
Основная цель данной работы заключается в рассмотрении структуры, содержания и анализе методики изучения темы: «Электростатика».
Основными задачами изучения данной темы являются:
Образовательные: формирование знания и умения применять закон сохранения электростатического заряда и закона Кулона.
Воспитательные: формирование умений концентрировать внимание, вести диалог.
Развивающие: формирование умения наблюдать, логично объяснять явления, проводить анализ и синтез, выдвигать гипотезы и находить решения проблемных вопросов.
1Анализ структуры и содержания темы: «Электростатика» 1.1Структура темы: «Электростатика» В соответствии с действующей учебной программой в 10 классе в данной теме изучаются следующие подтемы:
Электрический заряд.
Электростатическое поле.
Проводятся демонстрации, опыты, компьютерные модели:
Электрометр;
Взаимодействие зарядов;
Взаимодействие проводников с током;
Электрическое поле точечного заряда;
Электризация через влияние;
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле;
Конденсаторы;
Зависимость электроемкости плоского конденсатора от его геометрических размеров и диэлектрической проницаемости диэлектрика;
Энергия электростатического поля конденсатора;
|