В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет





Скачать 58.09 Kb.
НазваниеВ. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Дата публикации01.07.2013
Размер58.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы

В.К. Федюкин


Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

О СОЗДАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «КВАЛИТОЛОГИЯ»


Сегодня назрела необходимость создания (разработки, обобщения и формулирования) специальной научной и учебной дисциплины – квалитологии, предметом изучения которой является сущность, содержание, природа качеств различных объектов.
A new subject “Qualitology” is supposed to be read as a general theory of quality.

This subject is read to the students of specialty 340100 – “Managing Quality” at Saint-Petersburg, State University of Engineering and Economics.

XXI-й век для нашей страны должен стать веком качества во всем начиная с производства продукции и услуг необходимого качества вплоть до обеспечения достойного качества жизни людей [3]. В связи с этим, и по причине отсутствия общей теории качеств, назрела необходимость создания (разработки, обобщения и формулирования) специальной научной и учебной дисциплины – квалитологии, предметом изучения которой является сущность, содержание, природа качеств различных объектов.

Известно, что качество как интегральная характеристика любых объектов природы, техносферы, общества, а также отдельных его членов, и т.д., изучается со времен Аристотеля. Однако до настоящего времени проблема качества изучалась фрагментарно. А именно, есть философское учение о качестве и количестве [1 и др.], есть квалиметрия – учение об измерении и количественной оценке качества, есть расчетные методы оценки уровня качества, достаточно хорошо разработаны методология и теория оперативного, административного и всеобщего управления качеством (ВУК) продукции и услуг. Есть квалитология образования [2]. Наибольшие успехи достигнуты в вопросах планирования, контроля, сертификации и обеспечения заданного качества производимой продукции и выполняемых услуг. Но еще мало развита теория и методики принятия управленческих решений в отношении качества и, следовательно, конкурентоспособности товарной продукции и услуг. Это обусловлено тем, что при принятии управленческого решения по качеству необходимо основываться на общих и частных законах изменения (развития, улучшения) качества, т.е. на законах и закономерностях перехода от одного уровня качества к другому и/или от одного фундаментального качества к принципиально другому. Совокупность этих законов, закономерностей, тенденций и проявлений качеств представляет собой основополагающую, фундаментальную науку и учебную дисциплину о качестве как таковом при многообразных его проявлениях. Эта наука должна называться квалитологией [4]. Следовательно, квалитология – это общая, фундаментальная теория качеств объектов реального мира.

В квалитологии под качеством понимается не просто сущность, содержание, определенность объекта, проявляющаяся его свойствами, а совокупность свойств, оцениваемая по отношению к комплексу свойств других аналогичных объектов. В этом определении качества отражена его объективная сторона. Если, например, какой-либо объект рассматривается без сопоставления с другими, то его качество неразличимо, т.е. является неопределенным для нас. Определенность качества выявляется в сопоставлении с другими сущностями аналогичных объектов. Именно относительный характер качества отличает его от простого отражения (описания) сущности (или содержания) исследуемого (познаваемого) объекта. Сущность, содержание – это характеристика безотносительная, а не оценочная в отличие от качества, которое всегда выражает и сущность, и ее отличие от других подобных сущностей, и отношение оценивающего субъекта к данному объекту.

Так как качество есть сущностная определенность объекта, которая обнаруживается путем сопоставления отдельных свойств этого объекта со свойствами других объектов, то из того следует, что качество, как обобщенная характеристика, получается в результате синтеза относительных показателей свойств оцениваемого и других объектов. Все свойства измеряются или оцениваются количественно. Следовательно, объективно качество любого объекта так же имеет количественное значение, т.е. может характеризоваться числом.

С другой стороны, качество объекта оценивается людьми еще и по критерию его полезности. Не случайно, например, под качеством продукции понимают совокупность свойств и их характеристик, способных удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Подобные же определения даются качеству окружающей среды, качеству труда, качеству жизни и т.д. Здесь уже отражается как объективная, так и субъективная стороны качества изучаемых (оцениваемых) нами объектов.

Некоторые авторы считают, что “без потребности нет качества” или “без сравнения свойств продукции с конкретной потребностью ничего нельзя сказать о ее качестве”. Однако это, не так. Продукция, или какой-либо иной объект, может не удовлетворять наши потребности или быть не только бесполезным, но и вредным для нас. Однако из этого не следует, что объект, который нас не интересует, т.к. не удовлетворяет наши потребности, утрачивает свойства и сущность, отличную от других объектов, т.е. не имеет качества. Объект с вредными, отрицательными для нас свойствами обладает своим, негативным по нашим оценкам, качеством. Этот объект обладает качеством не соответствующим нашим потребностям; у него не положительное (удовлетворяющее потребность), а отрицательное качество.

Диалектика положительных и отрицательных качеств – одна из важнейших тем квалитологии.

Очевидно, что прикладными дисциплинами, основанными на достижениях квалитологии, являются: «Квалиметрия» – учение о методах и средствах измерений и оценок качеств, а также «Управление качеством» как совокупность “методов и видов деятельности оперативного характера, используемых для выполнения требований по качеству” или как деятельность, «направленная на выполнение требований к качеству». Так как «Квалиметрия» и «Управление качеством» уже сформировались в виде относительно самостоятельных научных и учебных дисциплин, то и общая теория качества под названием «Квалитология» должна рассматриваться как самостоятельная, основная и фундаментальная дисциплина комплексной науки о качестве – «Качествоведения». Следовательно, представляется обоснованным считать, что «Качествоведение» – это комплекс взаимосвязанных научных (и учебных) дисциплин такой последовательности: квалитология – квалиметрия – управление качеством. Укрупненная структура качествоведения показана на следующей схеме.



Схема. Структура качествоведения

В настоящее время выполнено большое количество углубленных исследований природы качеств, получены значительные результаты, которые позволяют сформулировать единую и общую теорию качества. Поэтому систематизация, научное объединение (взаимоувязка, согласование) и обобщение (синтез) имеющихся разрозненных сведений о разноплановой сущности и законах изменения качества – это важнейшая задача оформления (формирования) целостной науки о качестве, т.е. квалитологии.

Итогом такой синтезирующей знания работы является создание учебной дисциплины для студентов высшей школы профессионального образования по менеджменту качества. В этом отношение на кафедре управления качеством и машиноведения Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета уже поставлен авторский курс и подготовлено учебное пособие под названием «Основы квалитологии» [5]. Пока что в авторском курсе квалитологии основными разделами предусмотрены нижеследующие:

1. Философское учение о качестве и количестве.

2. Онтология и объективная диалектика качества.

3. Субъективность качества.

4. Факторы субъективного качества.

5. Качество продукции и услуг.

6. Качество и экономика.

7. Качество экосистемы.

8. Качество природопользования.

9. Качество, мораль, идеология, безопасность.

10. Качество человека и его жизни.

11. Социальные качества общества.

12. Всеобщая философия качества.

Очевидно, что со временем перечисленные разделы (темы) учебной дисциплины будут уточняться и дополняться по мере развития науки о качестве.

В настоящее время важно обратить внимание научной и педагогической общественности на необходимость ускоренного формирования новой специальной науки и учебной дисциплины «Квалитология» в рамках комплексной науки под названием «Качествоведение». Коллективные усилия в этом направлении приведут к успеху в решении стоящих перед нами задач.
Литература

  1. Воцеховский С.И. Философия качества: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2003. – 64 с.

  2. Субетто А.И. Квалитология образования. – СПб. – М.:Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 220с.

  3. Концепция национальной политики России в облатси качества продукции и услуг. // Вестник Госстандарта России, №6, 2002. с. 77-87.

  4. Федюкин В.К. Квалитология – новая фундаментальная наука об онтологии качества. / Управление качеством: проблемы, исследования, опыт. Сб. науч. тр. Вып.1. – СПб.: СПбГИЭУ, 2001, с.4 – 8.

  5. Федюкин В.К. Основы квалитологии: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002. – 112с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconTypes of Tourism
Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconПротокол №6 от 19 января 2012 года
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические указания по написанию контрольной работы №1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconАнна Анатольевна Рождествина Шпаргалка по уголовному праву. Общая часть
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconМетодические указания к контрольным работам для студентов заочной формы обучения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет icon«высшая школа экономики» Факультет права Программа итогового государственного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconПсихическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива
Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconСанкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,...
Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет icon«Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Учебное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бонч-Бруевича» (СПбгут) по направлению подготовки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск