Урока Образовательная







Скачать 121.34 Kb.
НазваниеУрока Образовательная
Дата публикации22.06.2014
Размер121.34 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Технологическая карта урока по природоведению 5 класс

Авторы: Филатова А.Б., учитель географии МАОУ гимназии №24 им.М.В. Октябрьской г.Томска; Прохорова Н.А., учитель биологии МАОУ гимназии №24 им.М.В. Октябрьской г.Томска


Тема

Как растения изменили облик суши.

Цель урока


Образовательная:

По 1 линии развития (биология)– формирование представления о природе как развивающейся системе

- называть важнейшие события в истории биосферы и объяснять их значение для формирования современного облика планеты;

- пользоваться геохронологической шкалой для нахождения на ней времени основных событий в истории Земли;

По 3 линии развития (география) – объяснение окружающего мира с точки зрения географии

Деятельностная: создать условия для развития у учащихся научного представления о поступательном характере развития облика планеты

Задачи урока

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формулировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства достижения цели; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: умение классифицировать события геологической и биологической истории Земли по времени их появления, приводить примеры аналогии, наблюдаемые в современном мире; анализировать и оценивать географическую информацию, делать обобщающие выводы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему и таблицу в текст; текст в таблицу или схему).

Коммуникативные: уметь задавать вопросы; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

Работая в паре уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные: проявлять чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; преобразовывают практическую задачу в познавательную; осознавать единство и целостность окружающего мира; учиться признавать незавершенность своих взглядов на мир; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга.

Планируемый результат

Уметь классифицировать важнейшие события в истории биосферы и объяснять их значение для формирования современного облика планеты.

Основные понятия

Геохронологическая шкала (шкала времени), геологические события и события изменения жизни на планете, сосудистые растения, корневая система, береговая линия рек.

Межпредметные связи

География, биология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля и люди). Авт. Коллектив: К.Ю. Еськов, О.В. Бурский (Книга 1. История Земли и жизни на ней) / под редакцией А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2007. – 240 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

- «Учимся думать и фантазировать»: Рабочая тетрадь № 2 для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

- Средства для проведения опыта: емкость с песком, емкость с проросшей травой на песке; емкость с водой;

- презентация,

- наглядный материал (листы с событиями и названиями эр);

- раздаточный материал (индивидуальные листы с рисунками; листы с событиями и названиями эр для парной работы).

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Структура и содержание урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Проблемная ситуация и актуализация (10 мин)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-организация выполнения учащимися пробного учебного действия и фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Слушают учителя и смотрят 1 слайд презентации, на которой отсутствует тема урока.

Смотрят на доску с разбросанными в беспорядке словами ( события планеты и названия эр).
Выполняют задание за партами в парах: распределяют листы со словами в таблицу в 2 колонки рядов.


Называют 2 признака: названия эр и события в них.

Проговаривают, что повторили.

В шапку таблицу расставляют названия эр и по вертикали – события.

Возможный ответ: не остались лишни слова. Мы не знаем, куда их разместить.

Выдвигают версии.

Другой возможный ответ: мы вставили новые слова (появление сосудистых растений, береговая линия рек, корневая система) в колонку «Палеозой».

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого из частей.


Организует обобщение актуализированных знаний.
Показывает картинку следующего слайда 5: Предлагает задание для пробного действия.
Показывает картинку следующего слайда 6. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование затруднения. Показывает таблицу с ответом (слайд 7).



1.Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть отдохнувшими и надеюсь готовыми к работе на уроке. Мы с вами сегодня будем открывать новые знания по теме …

Но где запись с темой урока?!

Хорошо, что я подготовила вам информацию на обычной доске. Посмотрим что на ней?

Но что это такое?! На доске беспорядок. Мы должны с вами восстановить порядок и узнать все таки, какие новые знания мы будем осваивать.

Помогите, мне дети, распределите эти слова по 2 признакам в таблицу. Слайд 3.

2. Слайд 4.

Фронтальная проверка, выбор верного решения.

Дайте названия эти группам.

3. – Что мы повторили? (Решение задач на нахождение целого и частей).
4. Слайд 6. Выполнение продуктивного задания.

- А теперь расставьте события по эрам, в которые они происходили.

-Перечислите события докембрия. Палеозоя. Мезозоя. Кайнозоя.

- Все события нашли свои эры?

1 вариант ответа – проверка по таблице и фиксирование затруднения (слайд 7).

2 вариант ответа – у нас были разные варианты ответов, но правильный прозвучал. Заслушаем его. Молодцы (молодец!).


Уметь классифицировать важнейшие события в истории биосферы (появление сосудистых растений и корневой системы у них на формирование береговой линии рек) и объяснять их значение для формирования современного облика планеты



определять и формулировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства достижения цели; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Уметь работать в паре

(Регулятивные УУД).

умение классифицировать события геологической и биологической истории Земли по времени их появления (Познавательные УУД).

Работая в паре уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

(Коммуникативное УУД).

II. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Слайд 7.

1 вариант ответа:

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что это за слова).

2 вариант ответа:

- Как эти слова связаны друг с другом? Может быть, назовете мне 2 главные причины? Что мы не знаем?





Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

умение классифицировать события геологической и биологической истории Земли по времени их появления, делать обобщающие выводы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему и таблицу в текст; текст в таблицу или схему).

(Познавательные УУД).

учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга.

(личностные)

III. Поиск решения из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий и средств.



Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
Ставят цель урока.
С помощью учителя составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.

- Какой следующий шаг учебной деятельности? (Сами найдем способ).
-Может быть, назовете тему урока и что мы должны сегодня выяснить?

- Какую цель ставим?

- Наметим наш план действий (слайд 8):

1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое ...

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)





Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль;

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке

(Регулятивные УУД).

IV. Реализация построенного плана действий

(15 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя реализуют составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.


Называют профессию - «биолог».
Знакомятся с алгоритмом действия. Читают текст, выделяют ключевые слова, заполняют схему «Движение воды по сосудам».

Проверяют заполненную схему.
Формулируют вывод.

Называет этап.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует подводящий диалог:

- сравните фото «Овраг с растительностью», «Овраг без растительности» с предыдущими опытами.

-наблюдается ли зависимость между наличием растительности и ростом оврага?

- в чем аналогия с опытом?

- как выдумаете были ли овраги в палеозое?

- а реки?
Рассказ учителя о реках палеозоя.


Скажите, человек, какой профессии может нам помочь раскрыть тайну рек.

Продуктивное чтение текста на раздаточных листах: найдите ключевые слова в тексте и составьте схему «Движение воды по сосудам».


Сделайте вывод о появление сосудистых растений в палеозое, корневой системы у них и образованием береговой линии рек.

Слайд 9.

- Выполняем по плану действия. Проведение опыта 1.

Что происходит?

Слайд 10.

Проведение опыта 2.

Что происходит? Почему?

Можно ли аналогичное наблюдать в природе?

Слайд 11. Фото оврагов с растительностью и без.

Раскрытие учителем «Тайны рек палеозоя».

Слайд 13. Пейзаж водоемов палеозоя и современный ландшафт с реками.

Вступление в продуктивный диалог учителя биологии – слайды 13-15

Алгоритм действия детей по продуктивному чтению текста на раздаточных листах.

Продуктивное задание.

Вступление учителя географии.





Приводить примеры аналогии, наблюдаемые в современном мире; анализировать и оценивать географическую информацию, делать обобщающие выводы; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему и таблицу в текст; текст в таблицу или схему).

(Познавательные УУД).

Приводить аргументы и подтверждать их фактами (Коммуникативные УУД).


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(8 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают вывод о конечном распределение слов по колонкам таблицы.


По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Возвращение к таблице «Распределение событий по эрам»: Проверьте, что все события нашли свое место по эрам.
Схема:

закончите фразу, выбрав 1–2 из перечня:

Сегодня я узнал (а) …

Было трудно …

Теперь я могу …

Я понял (а), что …

У меня получилось …

Было интересно …

Меня удивило …

Мне захотелось …

Я думаю, что…

Слайд 16. Распределение событий по эрам.

Вернемся к началу урока, когда вы распределяли слова по эрам.

Посмотрим окончательный вариант таблицы.

Слайд 17. Рефлексивный экран.

Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке.




Осознавать единство и целостность окружающего мира; учиться признавать незавершенность своих взглядов на мир; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга

(личностные)

анализировать и оценивать географическую информацию, делать обобщающие выводы

(познавательные)

VI. Постановка домашнего задания (2 мин)

Выбор домашнего задания и запись его в дневник

Предлагает сделать выбор домашнего задания

Параграф 16

Выбрать для выполнения одно из заданий на стр. 67:

Необходимый уровень:

Задания №№ 4,5

Программный уровень:

Задания №№6-8

Максимальный уровень:

Задания №9

Или сочинить сказку «Я путешествую в палеозой»




учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций;

(личностные)

анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы

(познавательные)

Резерв времени – 5 мин





















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Образовательная iconУрока. Развитие пространственного воображения учащихся. Образовательная цель урока
Образовательная цель урока. Формирование и совершенствование навыков и умений построения сечений тетраэдра и параллелепипеда
Урока Образовательная iconКонспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры...
Урока Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы
Урока Образовательная iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых...
Урока Образовательная iconПрезентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная
...
Урока Образовательная iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Урока Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,...
Урока Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект", отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии...
Урока Образовательная iconРешение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач....
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск