Скачать 80.48 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 имени А.Ф.Лебедева 634057 г. Томск, ул. К. Ильмера, 11 т. 8 (3822) 62-17-40, факс 8(3822) 62-17-38 е-mail: school14@tomsk.net http://school14.tomsk.ru «Природные источники углеводородов» Сценарий интегрированного урока (химия-география) по химии для учащихся 10 класса Составители: Половников С. Ю. Меньщикова С. Я. учитель химии и биологии учитель географии высшей квалификационной высшей квалификационной категории категории Томск – 2009 Интегрированные уроки позволяют, пожалуй, лучше всего показать взаимосвязь разных наук и способствуют развитию компетенций учащихся. Предлагаемый здесь сценарий урока «Природные источники углеводородов» позволяет сформировать у учащихся представление о роли и месте Западной Сибири, Томской области в мировом топливно-энергетическом комплексе, о влиянии развития нефте и газодобывающей промышленности на формирование градостроительства, экономики области, страны; поднять проблемы экологии, сформировать представление о способах переработки нефти. Химия, география, экономика, политика, краеведение, экология – вот те науки, которые теснейшим образом переплелись между собой на этом уроке. ТЕМА: ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ 10 классЦели и задачи урока: Образовательные: Познакомить учащихся с основными природными источниками углеводородов – нефтью и газом, основными направлениями и способами переработки этих полезных ископаемых, основными месторождениями нефти и газа на территории России, Томской области, мира. Сформировать представление о топливном балансе мира, рассмотреть рост производства различных видов топлива. Развивающие: Показать значение энергетических ресурсов для развития экономики стран, проблемы экологии и пути транспортировки нефти и газа, проблемы энергетической безопасности мира и роль России в решении этой проблемы. Знакомясь со способами переработки нефти, учащиеся получают возможность подробнее узнать о качестве и марках бензина, областях применения других видов топлива и попутно закрепить свои знания о генетической связи углеводородов. Воспитательные: Карта полезных ископаемых России и Томской области позволит лучше узнать свой край, его богатства, историю возникновения городов и поселков севера Томской области. Методы обучения: рассказ, лекция, беседа, демонстрации коллекций, самостоятельная работа с географической картой, атласом. Оборудование: Географические карты полезных ископаемых России, Томской области и мира, карты “Топливная промышленность мира”, “Полезные ископаемые мира”, карты учебника, атласы, таблицы учебника, статистический материал. Коллекции “Нефть и нефтепродукты”, “Полезные ископаемые”, “Топливо”. Таблица “Ректификационная колонна”, альбом “В краю кедровом”. Ход урока. На столах учащихся лежат коллекции твердых видов топлива и полезных ископаемых, атласы, учебники по географии. Урок начинает учитель химии, рассказывая учащимся о значении нефти и газа не только как источников энергии, но и сырья для химической промышленности. Затем с учащимися обсуждается вопрос о преимуществе газообразного топлива перед твердым (используется технология «мозгового штурма»). В ходе обсуждения формулируются и записываются выводы. Выводы: Газообразное топливо имеет значительные преимущества перед твердым:
По этой причине газообразное топливо находит все более широкое применение в промышленности, быту и автотранспорте. Важнейшим видом газообразного топлива является природный газ, дешевый и высококалорийный (до 39 700 кДж), т. к. его главной составной частью является метан (до 93-98%). Состав природного газа. СН4 93 - 98% С4Н10 0,1 - 1% С2Н6 0,5 - 4% С5Н12 0 - 1% С3Н8 0,2 - 1,5% N2 2 - 13% и другие газы. Месторождения природного газа обычно находятся поблизости от нефтяных месторождений; по-видимому, природный газ (так же как и попутный нефтяной газ, имеющий меньшее содержание метана и большее его гомологов) образовался вследствие распада углеводородов нефти в результате деятельности анаэробных бактерий. Продолжает урок учитель географии. Учащимся задаются вопросы:
2. Вспомните из курса 9 класса, что такое топливно-энергетический комплекс ? После ответов учащихся учитель подводит итог и еще раз дает определение топливно-энергетического комплекса. Затем предлагаются задания. (работа в малых группах, чтение карт, таблиц, схем. Частично поисковая работа) Задание 1: По таблице № 4 учебника ознакомиться с мировым производством основных видов топлива (добыча нефти и газа). Задание 2: По рисунку 23 познакомиться со сдвигом в структуре мирового потребления топливных ресурсов и ответить на вопрос: растет ли потребление газа в мире? (Ответ – да) В ходе обсуждения данных таблицы № 4 и рисунка 23 учащиеся приходят к выводу о существовании нескольких наиболее важных районов добычи нефти и газа. Учитель по географической карте показывает и называет главные районы добычи нефти и газа, учащиеся сверяют их со своими атласами, называют страны и записывают их в тетрадь.
Задание 3: По рисунку 24 определить страны-лидеры по добыче нефти, По рисунку 25 определить формирование устойчивых нефтяных мостов между странами. ВЫВОД : Добыча нефти и газа осуществляется главным образом в развивающихся странах, потребление – в развитых. Продолжает учитель химии. Значительное увеличение добычи высококалорийных и более дешевых видов топлива (нефти и газа) привело к резкому снижению доли твердого топлива в топливном балансе стран. Попутный нефтяной газ тоже является (по происхождению) природным газом. Своим названием он обязан нефти, вместе с которой он встречается в природе. Попутный нефтяной газ растворен в нефти (частично), а частично находится над ней, образуя газовый купол. Под давлением этого газа нефть и поднимается по скважине на поверхность. При уменьшении давления попутный нефтяной газ легко выходит из нефти. Долгое время попутный нефтяной газ не находил применения и его сжигали на месте. В настоящее время его улавливают и используют в качестве топлива или как один из источников для органического синтеза, т. к. содержит большое количество гомологов метана. Для более рационального использования попутный нефтяной газ разделяют на фракции. Газовые фракции: 1. C5H12, C6H14 и др жидкости - газовый бензин; 2. C3H8, C4H10 - пропан-бутановая смесь 3. СН4, С2Н6 и другие примеси – «сухой газ»
Нефть и нефтепродукты. Нефть – единственное жидкое ископаемое горючее. Маслянистая жидкость от желтого до темно-коричневого цвета, легче воды. (демонстрируются образцы нефти. В том числе нефть с Невеженского месторождения Томской области). Элементарный состав нефти. С – 84 – 87% O, N, S - 0,5 – 2% Н – 12 – 14% в отдельных месторождениях до 5% S Нефть – сложная смесь большого числа органических соединений. Состав нефти и ее продукты. ( по таблице рассказывается о работе ректификационной колонны, называются фракции и области их применения). Фракции нефти: С5 – С11 - бензин (топливо для автомашин и самолетов, растворитель); С8 - С14 – лигроин (топливо для тракторов); С12 – С18 – керосин (топливо для тракторов, ракет, самолетов); С15 – С22 – газойль (светлые нефтепродукты) – диз. топливо. Остаток перегонки – мазут (топливо для котельных). При дополнительных перегонках образуются смазочные масла. Марка бензина и его качество зависят от его детонационной стойкости по октановой шкале: За 0 принята детонационная стойкость (легко самовозгорается) н. гептан; За 100 – (высокая устойчивость) 2,2,4-триметилпентан. Чем больше в бензине содержится н.гептана, тем выше его марка. Закрепление изученного материала
Ответ: Из попутного нефтяного газа выделяют газовый бензин, который используют как добавку к обычному бензину; пропан-бутановая фракция используется в качестве топлива; сухой газ используется в реакциях органического синтеза.
Ответ: Газовый бензин имеет более низкую температуру воспламенения, чем обычный.
Ответ: Состав нефти нельзя выразить одной формулой, т. к. нефть – смесь множества углеводородов. Домашнее задание: 1. По учебнику § 20 – 22 (до крекинга нефтепродуктов) читать 2. Вопросы и задания: № 4 § 20, № 7 – 9 § 21 Литература для учителя:
России. 9 класс» Москва, “Просвещение”, 2000 г.
Москва, “Просвещение”, 1976г .
технология” изд. Харьковского университета. Харьков, 1969г.
пособие для учителя, Москва, “Просвещение”, 1979г.
Москва, “Владос” 2004г. |
Природные источники углеводородов Основные источники углеводородов нефть,природный и попутный нефтяной газы, уголь. Запасы их не безграничны. По оценкам ученых,при... | Урок-игра по теме: «Природные источники углеводородов» Судья. В открытом судебном заседании слушается дело «Об ответственности природных источников углеводородов перед будущими поколениями... | ||
Уроков самостоятельная работа по теме «Природные источники углеводородов» | Урок по органической химии. 10 класс Тема: «Природные источники углеводородов» Изучить состав нефти, природного и попутного газов, сущность и значение их переработки, области применения продуктов и материалов,... | ||
Урок игра по теме «Природные источники углеводородов» Образовательная – познакомить с происхождением нефти и природного газа, методами их переработки, использованием продуктов, получаемых... | Тема урока: «Природные источники углеводородов и их переработка» Методическая разработка урока учителя химии моу «сош№13 с уиоп» г о. Электросталт Зарубаевой Н. Н | ||
Урок по химии Тема: «Природные источники углеводородов» Итоговая контрольная работа по курсу Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов | Конспект урока по теме: «Природные зоны Африки» Оборудование: карта «Природные зоны Африки», компьютер, презентация «Природные зоны Африки», электронный учебник «География. Наш... | ||
Конспект урока. Тема: Горючие полезные ископаемые- источники углеводородов Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на одну из таких проблем с двух сторон: географической и химической. Хотя и ее можно рассмотреть... | Научные основы процесса пиролиза углеводородов термодинамика пиролиза углеводородов Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кислород и азотсодержащие органические соединения и их природные источники (32 часа) | Особо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая... Имеют особо охраняемые природные территории (оопт). С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений... | ||
Урок географии, 8 класс «Крупные природные районы России» Задача: Через групповую исследовательскую работу создать «Приложение» (решебник «Крупные природные районы России») к учебнику «География... | План урока: 1 Общая характеристика природных источников углеводородов Цель урока: познакомить с природными источниками углеводородов: природным и попутным нефтяными газами, нефтью, каменным углём и продуктами... | ||
Происхождение минеральных вод. Природные источники С глубиной минерализация вод увеличивается. Почему? М. б потому что растворимость веществ увеличивается при увеличении давления?... | Урок по химии 10 класс. Тема урока: «Углеводороды» Цель: изучение строения, свойств, способов получения и областей применения ациклических углеводородов на основе базовых знаний |