Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии»







Скачать 81.94 Kb.
НазваниеПроект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии»
Дата публикации09.07.2014
Размер81.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Проект уроков географии в режиме on line

« Карта- второй язык географии»



Преамбула
Разверните географическую карту, бережно разгладив ладонью ее сгибы. Вглядитесь в краски, линии, надписи. Перед вами - маленькая модель мира, удивительное изобретение разума и творение рук человеческих. Посмотрите на глобус, медленно поворачивая его вокруг оси. Коснитесь рукой этого миниатюрного подобия нашей огромной планеты, и вы ощутите холод ее полюсов и жар экватора. Перелистайте страницы большого тяжелого атласа, и перед вами мелькнут знакомые с детства очертания материков, синяя гладь океанов, упругие вены рек, зеленовато-желтые просторы равнин, яркие звездочки городов.
И есть возраст, во время которого крайне необходимо сделать «прививку», называемой нами «интерес к географической карте». Если упустить этот возраст, ребенок, вырастая, никогда не будет обращаться к карте, как к ценнейшему источнику информации, он будет безразличен ко всему богатейшему разнообразию карт, у него никогда не возникнет желания открывать неизведанное, покорять новые вершины, и вся география для него будет пустым звуком. Этот возраст- 6,7 класс.
Цель проекта: Актуализация проблемы пространственного мышления, активизация творческих мыслительных процессов в области картографии, математической географии, литературной географии.
Участники проекта: Ученики 7 классов Гимназии №5 3 уровня Дельты* и НГШ.


Этапы проекта:


№ этапа

Этап

Задачи

Сроки

1

Подготовительный


Согласование расписания с администрацией, проверка готовности информационных технологий с учителями информатики, разработка уроков и методического материала, научно-методическое обоснование проекта и уроков.

Декабрь 2010

2

Основной

7 уроков в режиме on line, дистанционный обмен методическими материалами и учебными продуктами.

Январь, февраль 2011

3

Заключительный

Рефлексия, самоанализ уроков и экспертная оценка качества уроков, учебных продуктов, обмен опытом, публикация полученных результатов.

Март 2011

Планируемые результаты по итогам проекта уроков географии в режиме on line

« Карта- второй язык географии»
По окончанию проекта видеоуроков географии учащиеся смогут:

  • проводить элементарные картографические исследования;

  • определять по картографическим произведениям направления (в том числе географические координаты объекта), расстояния, объекты отдельных территорий, абсолютную и относительную высоту отдельных точек;

  • используя картографические способы изображения, «читать» карту (давать характеристику отдельным компонентам природы и объектам человеческой деятельности), устанавливать простейшие взаимосвязи (причинно-следственные связи) между отдельными компонентами природы, создавая графические модели отдельных территорий;

  • обозначать и подписывать географические объекты на контурной карте, использовать нестандартные приемы работы с картой;

  • освоить понятие «карта», отличие карты от плана, картосхемы;

  • различать изображение местности на рисунке, аэрофотоснимке, плане, карте; различать виды электронных карт (векторных и растровых), их достоинства и недостатки;

  • использовать способы изображения на планах и картах объектов и процессов природы социальной сферы;

  • поддерживать глубокую и содержательную беседу об истории картографии, литературной картографии;

  • разрабатывать собственные критерии оценки учебных продуктов, инструкции к картам;

  • очертить область своих знаний и незнаний в области математической географии и картографии;

  • активно участвовать в планирование собственной образовательной траектории по географии

Тематическое планирование уроков, краткая характеристика и обоснование необходимости в уроке.




Тема урока - образная и / методическая**

Учебный продукт

1

Мы и географическая карта / Географическая картография. История картографии.

Собственные афоризмы. Свод афоризмов классов (команд) собственного сочинения.

2

Контурная карта: польза или вред? / Математическая география, основа географической карты

Контурная карта как математическая основа будущей карты гипотетической страны, инструкция по применению

3

Даешь ареалы и изобаты! / Способы создания географических карт

Собственный метод создания карты

4

Хвастовство двух карт / Классификация географических карт, электронные и интерактивные карты, ГИС

Эссе

5

Швамбрания или сами создаем карту / Карта - образно-знаковая модель территории

Географическая карта гипотетической страны

6

Монстры картографии / Решение практических задач по географической карте

Сборник нестандартных практических задач классов (команд)

7

Карта в литературе и в моей жизни / Карты как составной элемент культуры человечества

Лист самоанализа и планирования учебной деятельности


1 урок «Мы и географическая карта» будет уроком – совместным планированием учебной деятельности (урок-погружение в проект). Цель данного урока - знакомство и установление дружеских отношений учеников Гимназии №5 и НГШ, согласование ученических и учительских правил «проживания в проекте». Содержательная сторона- раскрытие науки картографии, ее истории, связи с географией; знакомство с афоризмами и изречениями о географических катах. Мыслительный процесс - включение в совместное планирование уроков, постановка собственных целей; афоризмы собственного сочинения - создание грамотных, кратких, выразительных изречений, командный труд- создание свода афоризмов.

2 урок «Контурная карта: польза или вред?» - урок-избавление от ассоциации (стереотипа) контурная карта - раскраска, совместный разбор и обсуждение видов учебных действий с контурной картой. Мыслительный процесс- сравнение контурных карт и определение математической основы карт: проекции, генерализации, выявление отличий между контурными картами и картосхемами.

3 урок «Даешь ареалы и изобаты!»- урок – потребность в собственной практике создания карты каждым учеником, применения разных способов создания карты, в первую очередь - способов количественного и качественного фона, способа значков и ареалов, изолиний. Мыслительный процесс - в выборе оптимальных способов создания карты для определенных целей, решения практических задач, в т.ч. житейского характера.

4 урок- «Хвастовство двух карт»- урок-ориентирование в потоке географических карт, сравнение достоинств и недостатков современных электронных (интерактивных) карт - растровых и векторных. Мышление - в эссе «Хвастовство двух карт», дискуссии между «сторонниками» разных типов карт, в умении аргументировать, доказывать, сомневаться, разрешать спорные моменты.

5 урок – «Швамбрания или сами создаем карту» - урок создания образа будущего государства, в котором Человек и Природа жили дружно и относились друг к другу бережно, через описание государства***. На этом уроке ученики будут не только создавать карты гипотетического государства, но и разработают критерии оценки решенной задачи и сформулируют собственные, которые необходимо будет решить на уроках географии в этом учебном году для того, чтобы внести правки и изменения в исходную проектную задачу.

6 урок «Монстры картографии» - урок-соревнование между командами, совершенная и открытая конкуренция. Это решение задач картометрии (измерения по картам плановых координат объектов, аппликат (высот, глубин, мощностей), длин и расстояний, площадей, объемов, горизонтальных и вертикальных углов и направлений не только на скорость, но и на изящество решения. Это соревнование двух команд в графоаналитических приемах по честным правилам, разработанным вместе.

7 урок «Карта в литературе и в моей жизни» - урок - рефлексии и самопланирования, раскрытие новых горизонтов - карты не только как образно-знаковой, математической модели, но и художественного произведения, замечательного проявления материальной и духовной культуры человечества. Главная цель - патриотическое воспитание (через материал о картах, нужных войскам). Этот урок должен стать точкой роста ученика в духовном плане, через историю и литературу, через поэзию и живопись.
Сопровождение проекта:

Научно-методическое сопровождение со стороны зав. каф. физической географии и геоморфологии ЧувГУ им. И.Н. Ульянова Никоноровой И.В.
Риски и ограничения проекта:

Нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и учителем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.
 

Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса.
  
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
 
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.
 
Высокая трудоемкость разработки уроков. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 3 часов.
Отсутствие опыта дистанционного обучения, предпочтение родителей классическому образованию.
Послесловие
Карты пробуждают мечты, увлекая нас на все четыре стороны света, в глубь недр земных и в бездны Вселенной, на таинственное шероховатое дно океанов и на «пыльные тропинки далеких планет». Возникает страстное желание узнать все, что показано на картах, исследовать скрытые законы положения объектов и их невидимые связи, проникнуть мыслью в их устройство, в сокровенные причины возникновения и существования. Это даже не картография и география, это сама жизнь.

И еще одно. Нельзя упускать время. Время познавать, раскрывать, решать – жить, а не существовать. Пожелаем это нашим ученикам.


 
Использованные источники:
Сайт института новых технологий http://www.int-edu.ru/page.php?id=927
Сайт редких карт А. Акопяна http://www.karty.narod.ru
Сайт методической газеты ГЕОГРАФИЯ http://geo.1september.ru
Сайт учителей http://www.openclass.ru
Рабочая учебная программа по курсу «География» в начальной школе системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова, А.Б. Воронцов, С.В.Егоркина
Технологические аспекты работы с географической номенклатурой на уроках географии в средней школе, Р.С.  Алексеевич, учитель географии
Практическое мышление и методологизация современных практик образования А.А. Попов
Урок в традиционной и развивающей системах обучения О. В. Крылова,

АПКиППРО, Москва

* В основу Дельта-тестирования, проводимого в Гимназии, положена уровневая модель мышления и понимания, и акцент в диагностике ставится на индивидуальное продвижение ученика относительно его собственного уровня. В проекте примут участие гимназисты с 3 уровнем мышления

** Образное название урока - для учащихся; методическое название – содержательное, для педагогов

*** А.Б. Воронцов, Экспериментальный учебный комплекс «Школа развития», учебный блок №2, 6 кл


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconРабочая программа учебного курса географии в 7 классе Рассмотрено
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconРабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса, дисциплины (модуля))
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconСодержание данной рабочей программы соответствует нормативно-правовой...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconНиколай Николаевич Баранский вошел в историю науки как основоположник...
Баранский разрабатывал основополагающие методологические проблемы учета природной среды в экономической географии и географического...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconРабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии»
Рабочая программа по географии, 6 класс, «Начальный курс географии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного...
Проект уроков географии в режиме on line «Карта- второй язык географии» iconРазработка урока географии с использованием икт "Российские озера"
Карты: Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края">