Урок конференция





Скачать 125.56 Kb.
НазваниеУрок конференция
Дата публикации15.07.2014
Размер125.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок – конференция

Состояние природой среды региона как отражение глобальных экологических проблем

( По итогам исследовательской работы учащихся)

Цели:

  • привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам региона;

  • вовлечь в исследовательскую деятельность по изучению экологии.

Задачи:

  • изучить экологическую обстановку в стране, на территории Твери и Тверской области;

  • выявить основные источники загрязнения атмосферы, почвы, водоемов;

  • сформировать умения и навыки, необходимые для изучения оценки экологического состояния воздуха, воды, почвы в районе школы №51 г. Твери;

  • мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьной территории;

  • содействовать формированию коллективных навыков работы.

Оборудование:

компьютер, экран, мультимедиапроектор, фотографии в виде слайд – шоу, музыка, плакаты по охране природы, сделанные к уроку учащимися.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Глубь недр пойму и корни углублю,

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю, знаю и люблю

И тем полней люблю, тем больше знаю.

Родной землей мы называем тот край, где родились и выросли. Земля – так называется наша планета, огромная, прекрасная. Мы все живём на Земле, пользуемся её дарами для получения пищи, тепла, одежды. Но мы должны уважительно и бережно относиться к Земле, к природе родного края, потому что человек – дитя природы и без неё он обречен на мучительное вымирание. Эта простая и очевидная зависимость, как ни странно, многими не осознаётся. И поэтому сегодня сложилось катастрофическое положение. Гибнут реки и моря, плодородные земли и леса. Гибнет фауна. Пора взглянуть на окружающий мир не только с потребительских позиций, а попытаться внести свой посильный вклад в защиту природы. Что же нужно сделать, чтобы оздоровить обстановку, сохранить среду своего обитания?

Подготовка к конференции велась по группам: экологи-географы изучали состояние атмосферы, экологи-гидрологи анализировали состояние водных ресурсов, экологи-почвоведы занимались изучением загрязнения почвенного покрова (методику исследований см. в Приложении).

Прежде чем говорить о результатах проведенных исследований, мы заслушали сообщение наших экологов – географов, гидрологов и почвоведов о состоянии окружающей среды в стране в целом и на территории Твери и Тверской области.

II. Сообщения учащихся (сопровождались показом слайдов).

1.«Дайте глоток чистого воздуха» (о состоянии атмосферы).

2. «Живая кровь Земли – вода » (о состоянии водных ресурсов).

3. «Почва–это жизнь» (о загрязнении почвенного покрова).

Итак, ребята познакомили нас с экологической обстановкой в стране и в Тверском регионе. Прозвучало много серьезных проблем, примеров неразумного влияния человека на природу. Но они назвали и пути решения этих проблем. Значит не так уж все и плохо.

III. Результаты исследовательской деятельности.

Теперь слово учащимся, занимавшимся исследованиями состояния окружающей среды в районе школы и других районах города. Ребята расскажут о целях, ходе и результатах исследований.

1 группа исследовала загрязнения воздуха городским транспортом.

Для исследований выбрали улицу недалеко от школы и улицу с интенсивным автомобильным движением.

К основным загрязняющим веществам, которые попадают в атмосферу с выхлопными газами, относятся угарный газ, оксиды азота и углеводороды. Мы подсчитали, какое количество автотранспорта проходит за 1 час на выбранных нами участках, какое количество топлива они при этом сжигают, и рассчитали количество вредных выбросов, учитывая, что при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км образуется 0, 6 л угарного газа, 0, 1 л углеводородов, 0, 04 л оксида азота. Результаты представлены в таблице.

Количество вредных выбросов на участке дороги 100 м за 1 час.

Сравнительные характеристики

Улица около школы

Улица с интенсивным автомобильным движением

1. Число единиц автотранспорта, проходившего по участку

354 ед.

>3000ед.

2. Количество топлива, сжигаемого двигателем

3,54 л

30 л

3. Количество вредных выбросов в атмосферу


2, 62 л

в том числе угарного газа: 2,124 л

оксида азота:

0,141 л

углеводородов:

0,354 л


22, 2 л
18л
1,2л


Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Зеленые массивы улавливают 70 – 80% аэрозоли и пыли. Известно, что по степени повреждения хвои сосны можно выявить уровень атмосферного загрязнения. Для этого мы собрали и обследовали хвою с 5 деревьев. Результаты занесли в таблицу.

Состояние хвои

Количество хвоинок

% хвоинок от общего количества

Обследовано




100

Повреждения хвои:

Класс 1, 2, 3

Усыхание хвои:

Класс 1, 2, 3, 4










В результате анализа проделанной работы ребята пришли к выводу, что наша школа находится в благоприятной зоне, с экологической точки зрения. Но, учитывая, что микрорайон строится, население растёт, значит и возрастёт количество автотранспорта, что естественно может привести к ухудшению ситуации. Поэтому они предложили:

1. В плане озеленения школьного участка возобновить традицию создания аллеи выпускников, когда каждый выпускной класс в память о своём выпуске сажал аллею деревьев или кустарников.

2. На въезде в школу сотрудники ГАИ ежегодно устанавливают запрещающий знак. Но его срывают, и автомобили продолжают заезжать на школьную территории, тем самым, загрязняя атмосферу выхлопными газами. Мы решили нарисовать свой запрещающий знак. Может, сорвать его не поднимется рука?
2 группа исследовала качество питьевой воды в нашей школе.

Как известно, питьевая вода - важнейший фактор здоровья человека. 80% заболеваний людей связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды.

Показатели питьевой воды

МОУ СОШ №51

ПДК

РН

7,8

6,9

Fe+2'+3 мг ~ экв! л

4,284

0,3

Cl мг/ л

65,0

<350

жёсткость мг-экв/ л

7,8

7

Исследование показало, что пробы воды не отвечают стандартам качества, следовательно, представляют угрозу здоровью человека.

Например, повышенное содержание ионов железа повышает восприимчивость к инфекциям, неблагоприятно воздействует на слизистую и кожу, вызывает аллергические реакции. Превышение ПДК по жёсткости может привести к накоплению солей в организме, заболеванию суставов (артриты, полиартриты), образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях. Кроме того, общеизвестен тот факт, что вода в Тверской области бедна содержанием йода, недостаток которого в организме приводит к заболеваниям щитовидной железы.

Для улучшения ситуации в нашей школе мы предложили старшеклассникам на заработанные в центре занятости средства приобрести и установить в школе кулеры.

3 группа занималась изучением состава и свойств почвы.

Роль почвы как источника существования и эволюции жизни на Земле определяется её плодородием. Учащиеся выяснили, а плодородна ли почва на нашем пришкольном участке. Они изучили механический состав почвы, провели анализ почвы на влажность, структурность, водопрочность, определили кислотность и засоленность почвы.

Влажность почвы определяли по увлажнению фильтровальной бумаги. Структуру почвы установили по её способности рассыпаться на мелкие комочки, если образец почвы 2 раза подбросить на лопатке. Водопрочность определяли по сохранению формы комочков почвы, помещённой в стакан с водой, при лёгком взбалтывании. Для определения кислотности почвы брали водную вытяжку почвы и измеряли рН с помощью универсального индикатора. Результаты исследований таковы. Почва на нашем участке очень сухая, состоит в основном из песка и глины, не держит влагу, но нейтральная, в ней нет биомассы, она утратила плодородие. Для восстановления плодородия почвы ребята предложили летом и осенью, в период летней трудовой практики, учащимся с 5 по 8 классы под руководством учителей ежегодно проводить следующие мероприятия:

- продолжить сажать деревья и кустарники для сохранения почвы от ветровой эрозии и сохранения водного баланса;

- цветочные клумбы обогащать органикой компостов;

- продолжить оформление травяных газонов;

- использовать подкормку растений торфом.
IV. Итоги конференции

Какой же можно сделать вывод?

Окружённые и охваченные природой, мы не можем выйти из неё. Природа всё. Природа — это жизнь. Мы постоянно воздействуем на неё, но у нас нет над ней никакой власти. Изучайте природу, наблюдайте за ней, испытывайте её и перед вами раскроется величественная картина её красоты и целесообразности. Защищайте природу от самих себя и других людей. Это непременно надо делать. Если не мы - то кто?

Приложение

Исследовательская работа учащихся Исследование почвы

Изучение механического состава почвы.

Оборудование: пробы почвы в чашках выпаривания, вода в склянках.

Ход работы: возьмите в руки порцию увлажненной почвы, разотрите на ладони или между пальцами. Определите ее механический состав.

Примечание:

•глинистая почва во влажном состоянии пластична, при скатывании

получается шнур небольшой длины;

  • суглинистая почва во влажном состоянии имеет слабую пластичность, при скатывании получается очень непрочный шнур;

  • супесчаная почва во влажном состоянии в шнур не скатывается, при растирании дает ощущение песчаных частиц;

  • песчаная почва состоит из песчаных зерен, сыпучая;

  • щебенчатая почва (хрящевая) наряду с глинистыми или песчаными частицами содержит обломки горных пород (размеры не более 3 мм).

Изучение кислотности почв.

Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.

Ход работы: в пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2-3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закройте пробирку пробкой, тщательно встряхивайте в течение 1-2 минут. Профильтруйте полученную смесь почвы и воды. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Возьмите универсальный индикатор, нанесите на него палочкой почвенный раствор. Определите по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Для составления картограммы кислотности почв выберите какой-либо участок земли (поля), возьмите пробы почвы с различных мест выбранного участка. Определите кислотность каждой пробы почвы и нанесите полученные данные на план участка.

Определение степени засоленности почвы.

Избыток растворенных в почве солей (ее засоленность) снижает ее плодородие. Засоленность определяется хлоридами натрия, магния, кальция, карбонатом и сульфатом натрия.

Оборудование и реактивы: весы (с точностью до 0,1 г) и разновесы, фарфоровая чашечка для выпаривания, штатив, спиртовка, коническая колба (2 шт.), мерный цилиндр, пипетка, пробирки, воронка, фильтровальная бумага, нихромовая проволока; соляная кислота (10%), соляная кислота (конц.), растворы азотной кислоты (10%), хлорида бария (20%), нитрата серебра (2%), дистиллированная вода.

Ход работы

I. Обнаружение карбонатов в почве. К пробе почвы добавьте несколько капель 10%-й соляной кислоты. Если почва содержит карбонат-ион, то под действием кислоты начнется выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает». Почвы, вскипающие от 10%-й соляной кислоты, относят к карбонатным. Интенсивность образования углекислого газа, т. е. интенсивность «вскипания» (бурное, среднее, слабое), дает предварительную количественную оценку содержания карбонат-иона в почве.

2. Определение наличия хлоридов в почве: 1. Подготовка водной вытяжки почвы. Для этого поместите 25 г почвы в коническую колбу, добавьте 50 мл дистиллированной воды. Взболтайте содержимое колбы, дайте отстояться в течение 5-10 мин. Еще раз взболтайте и после отстаивания профильтруйте.

2. Отлейте в пробирку 5 мл почвенной вытяжки, добавьте несколько капель 10%-й азотной кислоты. По каплям добавляйте раствор нитрата серебра. Если хлориды присутствуют, то образуется хлопьевидный белый осадок хлорида серебра. Если признаком реакции при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый или хлопьевидный осадок, то данный образец содержит десятые доли процента хлорид - ионов. Если раствор только мутнеет, т. е. теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов.

  1. Обнаружение сульфатов в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилейте несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл раствора хлорида бария. Если почва содержит сульфат-ион, то появляется белый тонко дисперсный, или, как говорят, молочный осадок сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (густой осадок, мутный или почти
    прозрачный раствор).

  2. Обнаружение солей натрия. Ионы натрия обнаруживают по ярко-желтой окраске пламени. Для этой цели используют нихромовую проволочку. Ее вначале прокаливают в пламени спиртовки докрасна, затем вносят в исследуемый раствор, а после — в пламя спиртовки (во внешнюю его часть) и отмечают цвет пламени.

Исследование загрязнения воздуха городским

Транспортом

Ход работы

  1. Недалеко от школы выберите две или три улицы с разной интенсивностью автомобильного движения.

  2. На каждой из них определите участок дороги протяженностью примерно в 100 м.

  3. Подсчитайте число единиц автотранспорта, проходящего по участку за 15 мин. Умножив полученное число на 4, вы узнаете их численность за 1ч (N).

  4. Рассчитайте общий путь (S), пройденный всеми машинами за 1 ч.

S=N • 100 м.

  1. Рассчитайте количество топлива, сжигаемое двигателями автомашин (R)

R = S*K, где К— расход топлива на 1 км пути в литрах для бензиновых двигателей примерно составляет 0,1л, для дизельных — 0,4 л.

  1. Рассчитайте по бензину количество образованных вредных веществ на выбранном вами участке дороги. Для этого воспользуйтесь такими данными: при сгорании топлива, необходимого для пробега 1 км, образуется 0,6 л угарного газа, 0,1 л углеводородов, 0,04 л оксида азота (IV). При сгорании дизельного топлива вредных выбросов образуется в 4 (!) раза меньше.

ПРИМЕР РАСЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ

Допустим, что за 15 мин вами отмечено 20 единиц автотранспорта с бензиновыми двигателями. Тогда за 1 ч пройдет 80 единиц автотранспорта. Общий путь, пройденный всеми автомобилями: S=80* 100 м = 8000 м (8 км).

Количество топлива, сжигаемое всеми автомобилями,- 0,1 л/км • 8 км = 0,8 л. Рассчитаем суммарное количество вредных газообразных выбросов, выделяемых при сжигании 0,8 л топлива (0,6 + 0,1 + 0,04) = 0,59 л.

Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной

Цель работы: выявить влияние атмосферного загрязнения на морфологические признаки и состояние генеративных органов сосны обыкновенной.

Рекомендуемые места проведения работы: городские посадки растений, загородные, лесопарки.

Материалы и оборудование: линейка, лупа, миллиметровая бумага.

Ход работы

1. Определить участки проведения работы. Они должны находиться в зонах, контрастных по уровню атмосферного загрязнения: вблизи автодорог, промышленных предприятий и т.п.; в зеленой зоне города, загородных лесопарках, заповедных зонах.

2. Определить состояние хвои сосны.

  1. Выявить степень повреждения хвои. С ветвей 5—10 деревьев (в молодых — 30—40-летних древостоях) отбирают побеги одинаковой длины. С них собирают всю хвою и визуально анализируют ее состояние. Степень повреждения хвои определяют по наличию
    хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и т.д. (см. рис.1).

  2. Результаты учетов занести в таблицу.

2.3. Сделать вывод о состоянии хвои в разных участках города и загородной зоны.



Рис 1. Классы повреждения и усыхания хвои. Повреждения: 1а - хвоинки без пятен; 2а - с небольшим числом мелких пятнышек; 3а — с большим числом черных и желтых пятен некоторые из них крупные; вo всю ширину хвоинки. Усыхание:1а — нет сухих участков; 2б — усох кончик на 2—5 мм; 3б — усохла треть хвоинки; 4б — вся хвоинка желтая или более половины ее длины сухая

Список литературы

    1. В. Владиславский, «Человек среди природы». Высшая школа. Минск 1975г.

    2. Береги природу своего края. Использование и охрана природы Тверской области. Тверь 1991г.

    3. Программы элективных курсов. Химия. Предпрофильное обучение 8 – 9 классы. Дрофа. Москва 2006г.

    4. Химическое загрязнение атмосферы г. Тверь 1991г., 1993г., 2005г. ТГУ.

    5. Журнал «Биология в школе» №2, 4, 23 – 2007г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок конференция iconУрок-конференция «Космос-человечеству»
Мбоу оош с. Никольское прошел урок-конференция «Космос-человечеству», посвященный 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта...
Урок конференция iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок конференция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок конференция iconУрок в рамках метод-моста в 10 классе
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»
Урок конференция iconИ. В. Силантьев 2013г
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»
Урок конференция iconУрок конференция География биология Тема: «Здоровье нации будущее России»
Конференция, как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории учеников, которые...
Урок конференция iconКонспект урока по физической культуры для учащихся 11 класса (девушки)
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»
Урок конференция iconУрок конференция. Доклады и выступления учащихся по следующим темам
Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве. Урок лекция с элементами беседы
Урок конференция iconУрок №207 Мосолова Надежда Викторовна Формирование умения классификации...
«Социологическое исследование как средство формирования социальной компетенции» (урок конференция)
Урок конференция iconУж прошло 140 лет… а ума всё нет и нет!
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»
Урок конференция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Байкал одно из чудес России». Урок-конференция «Вода в творчестве российских писателей и поэтов». Творческий урок
Урок конференция iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разнообразие форм проведения уроков «Окружающего мира» способствует проявлению творчества учителя и учащихся: это и урок – игра,...
Урок конференция iconМеерович М. И., Мастер триз, Шрагина Л. И., Мастер триз. Лаборатория «триз-педагогика Украины»
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»
Урок конференция iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Урок конференция iconМеждународная Научно-практическая конференция «v Международная конференция...
Международная конференция посвященная проблемам общественных наук: Международная Научно-практическая конференция, г. Москва, 23 февраля...
Урок конференция iconКонспект урока английского языка в 7 классе по теме "Speaking about...
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск