Урока: Образовательная





Скачать 97.52 Kb.
НазваниеУрока: Образовательная
Дата публикации02.08.2014
Размер97.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Открытый урок по ФИЗИКЕ 11 – б класс

на базе МБОУ – СОШ № 1 р.п.Степное

Учитель : Пугаченко Е . А .

МБОУ – СОШ р.п. Пушкино.
Цели урока:

Образовательная: Проверка теоретических знаний по теме "Фотоэффект" , отработка навыка решения задач разного типа и уровня в соответствии материала ЕГЭ , обобщение единичных знаний в систему.

Воспитательная: Продолжить развитие функции общения на уроке как условия обеспечения взаимопонимания побуждения к действию.

Развивающая: Развить способности усвоения теоретических знаний с

помощью наглядно-образных представлений о научном эксперименте, визуальную информацию переводить в вербальную, формировать умение трансформировать информацию, видоизменять её объём, форму, носитель.
Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран .

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний
Ход урока.


  1. Организационный этап. (Вступительное слово учителя)


Мы знаем, что физика – наука о природе. Вспомним Ф.И.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушен лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода.

В ней есть любовь, в ней есть язык.
Да, у природы есть свой язык, и мы должны его понимать. На каждом уроке физики, при изучении любого явления мы учимся этому языку.

На предыдущих уроках Вы познакомились с «азбукой» квантовой физики и сегодня продолжим «читать» книгу природы.

II . Фронтальный опрос .



  1. Какое явление мы называем фотоэффектом

  2. Какой ток называется током насыщения

  3. Что мы понимаем под задерживающим напряжением

  4. Какая энергия называется работой выхода

  5. Что такое красная граница фотоэффекта

  6. Какая частица называется фотоном

  7. Что мы понимаем под корпускулярно-волновым дуализмом

  8. Где применяется явление фотоэффекта


III . Физический диктант .



  1. Запишите обозначение энергии фотона

  2. Какой буквой обозначается постоянная Планка

  3. Обозначение частоты и длины волны падающего света

  4. Как обозначается «красная граница фотоэффекта»

  5. Какое обозначение имеет работа выхода

  6. Как обозначается запирающая разность потенциалов

  7. Чему равна энергия фотона

  8. Как найти импульс фотона

  9. Запишите формулу связи кинетической энергии с запирающим напряжением

10)Чему равна работа выхода

11)Запишите уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

IV – А . Расчетно – практическая работа .

Расчетно – практическая работа по теме «Фотоэффект»

I Вариант :

1) Рассмотрите модель «Фотоэффекта»

2) Изменяя значение напряжения U между анодом и катодом фотоэлемента , определите запирающее напряжение , силу тока насыщения и рассчитайте мощность светового потока P в каждом случае :

№ опыта

U, В

, м

P, Вт

I , А

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

Опыт 1



Опыт 2



Опыт 3



3. Меняя длину волны, пронаблюдайте изменения в графике зависимости силы тока от напряжения : измерьте запирающий потенциал Uз для различных длин волн ( опыт 1 и опыт 4 )

№ опыта

U з, В

, м

1.

 

 

4.

 

 

Опыт 4



4. Найдите работу выхода материала фотокатода Авых.

Авых=

5. Определите красную границу фотоэффекта max и V min .

max = ; и V min =

6. Определите постоянную Планка h.

h=

7. Ответьте письменно на вопросы:

а) Дайте определение явлению фотоэффекта.

б) Сформулируйте основные законы фотоэффекта?

в) Какая “работа” называется “работой выхода”?

г) Что такое красная граница фотоэффекта?

Расчетно – практическая работа по теме «Фотоэффект»

II Вариант :

1) Рассмотрите модель «Фотоэффекта»

2) Изменяя значение напряжения U между анодом и катодом фотоэлемента , определите запирающее напряжение , силу тока насыщения и рассчитайте мощность светового потока P в каждом случае :

№ опыта

U, В

, м

P, Вт

I , А

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

Опыт 1



Опыт 2



Опыт 3



3. Меняя длину волны, пронаблюдайте изменения в графике зависимости силы тока от напряжения : измерьте запирающий потенциал Uз для различных длин волн ( опыт 1 и опыт 4 )

№ опыта

U з, В

, м

1.

 

 

4.

 

 


Опыт 4



4. Найдите работу выхода материала фотокатода Авых.

Авых=

5. Определите красную границу фотоэффекта max и V min .

max = ; и V min =

6. Определите постоянную Планка h.

h=

7. Ответьте письменно на вопросы:

а) Дайте определение явлению фотоэффекта.

б) Сформулируйте основные законы фотоэффекта?

в) Какая “работа” называется “работой выхода”?

г) Что такое красная граница фотоэффекта?

IV – Б . Психологическая разминка .

V . ТЕСТИРОВАНИЕ .

ТЕСТ по теме «Фотоэффект »

Вариант 1.

1. Какое из приведенных ниже выражений соответ­ствует энергии фотона?

A. hv. Б. h/λ В. тc2. Г. hv/c2

2. Какой из фотонов, соответствующий красному или фиолетовому свету, имеет больший импульс?

А. Красному. Б. Фиолетовому. В. Импульсы обоих фотонов одинаковы. Г. Ответ неоднозначен.

3. Какие из перечисленных ниже явлений можно количественно описать с помощью волновой тео­рии света? 1) Фотоэффект. 2) Фотохимическое действие света.

А.1. Б. 2. В.1 и 2. Г. Ни 1, ни 2.

4. Какие из перечисленных ниже явлений можно количественно описать с помощью фотонной тео­рии света? 1) Фотоэффект. 2) Световое давление.

А. Только 1. Б. Только 2. В. 1 и 2. Г. Ни 1. ни 2

5. Какие из перечисленных ниже приборов основаны на волновых свойствах света? 1) Дифракционная решетка. 2) Фотоэлемент.

А. Только 1. Б. Только 2. В. 1 и 2. Г. Ни 1, ни 2.

6. Какие из перечисленных ниже физических явле­ний доказывают квантовые (корпускулярные) свой­ства света? 1) Интерференция. 2) Дифракция. 3) Фотоэффект. 4) Поляризация. 5) Комптон-эффект (рассеяние света свободными электронами).

А. 1, 3. Б. 1, 2, 4. В. 2, 3, 4. Г. 3, 5.

ТЕСТ по теме «Фотоэффект »

Вариант 2.

1. Какое из приведенных ниже выражений соответ­ствует импульсу фотона?

A.hv. Б. h/λ. В. тc2. Г. hv/c2

2. Какой из фотонов, соответствующий красному или фиолетовому свету, имеет меньшую энергию?

А. Красному. Б. Фиолетовому. В. Энергии обоих фотонов одинаковы.

Г. Ответ неоднозначен.

3. Какие из перечисленных ниже явлений можно количественно описать с помощью волновой тео­рии света? 1) Фотоэффект. 2) Световое давление.

А. 1. Б. 2. В. 1 и 2. Г. Ни 1, ни 2.

4. Какие из перечисленных ниже явлений можно количественно описать с помощью фотонной тео­рии света? 1) Фотоэффект. 2) Фотохимическое действие света.

А. Только 1. Б. Только 2. В. 1 и 2. Г. Ни 1, ни 2.

5. Какие из перечисленных ниже приборов основаны на квантовых (корпускулярных) свойствах света? 1) Дифракционная решетка. 2) Фотоэлемент.

А. Только 1. Б. Только 2. В. 1 и 2. Г. Ни 1, ни 2.

6. Какие из перечисленных ниже физических явле­ний доказывают волновые свойства света? 1) Интерференция. 2) Дифракция. 3) Фотоэффект.

4) Поляризация. 5) Комптон-эффект (рассеяние света свободными электронами).

А. 1, 3. Б. 1, 2, 4. В. 2, 3, 4. Г. 3, 5.

VI . Решение задач .

А ) У доски с последующим обсуждением - № 2 , № 9 , № 10 , № 17 .

Б ) Индивидуально по карточкам ( все остальные )

1. Какой частоты свет следует направить на поверхность платины, чтобы максимальная скорость фотоэлектронов была равна 3000 км/с? Работа выхода электронов из платины

10-18Дж.

2. Найдите скорость фотоэлектронов, вылетевших из цинка, при освещении его ультрафиолетовым светом с длиной волны 300 нм, если работа выхода электрона из цинка равна 6,4·10-19 Дж.

3. Какова наименьшая частота света, при которой еще наблюдается фотоэффект, если работа выхода электрона из металла 3,3·10-19 Дж?

4. Какой должна быть длина волны ультрафиолетового света, падающего на поверхность цинка, чтобы скорость вылетающих фотоэлектронов составляла 1000 км/с? Работа выхода электронов из цинка 6,4·10-19 Дж.

5. Какова кинетическая энергия и скорость фотоэлектрона, вылетевшего из натрия при облучении его ультрафиолетовым светом с длиной волны 200 нм?
Работа выхода электрона из натрия 4·10-19 Дж.

6. Электрон выходит из цезия с кинетической энергией 3,2·10-19 Дж. Какова максимальная длина волны света, вызывающего фотоэффект, если работа выхода равна 2,88·10-19 Дж?

7. Найти максимальную кинетическую энергию фотоэлектронов, вырванных с катода, если запирающее напряжение равно 1,5 В.

8. Какова максимальная скорость фотоэлектронов, если фототок прекращается при запирающем напряжении 0,8 В?

9. К вакуумному фотоэлементу, у которого катод выполнен из цезия, приложено запирающее напряжение 2 В. При какой длине волны падающего на катод света появится фототок? Работа выхода цезия равна 2,88·10-19 Дж

10. Какое запирающее напряжение надо подать на вакуумный фотоэлемент, чтобы электроны, вырванные ультрафиолетовым светом с длиной волны 100 нм из вольфрамового катода, не могли создать ток в цепи? Работа выхода вольфрама равна 7,2 ·10-19 Дж

11. Каким импульсом обладает фотон излучения с частотой 5,0·1014 Гц? Какова масса этого фотона?

12. Определить импульс фотона излучения с длиной волны 600 нм. Какова масса этого фотона?

13. Определить длину волны и частоту излучения, фотоны которого обладают импульсом 1,65·10-23 кг·м/с.

14. Каков импульс фотона ультрафиолетового излучения с длиной волны 100 нм?

15. Каков импульс фотона, энергия которого равна 3 эВ?

16. Определить энергию фотонов, соответствующих наиболее длинным (λ = 760 нм) и наиболее коротким (λ = 380 нм) волнам видимой части спектра.


17. При какой скорости электроны будут иметь энергию, равную энергии фотонов ультрафиолетового света с длиной волны 200 нм?
VII . РЕФЛЕКСИЯ .

Составьте соответствия своего состояния после урока


1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


VIII . Домашнее задание .
Повторение - параграф – 87 – 90

Упражнение – 12 № 3

Упражнение – 12 № 4 .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Образовательная iconУрока. Развитие пространственного воображения учащихся. Образовательная цель урока
Образовательная цель урока. Формирование и совершенствование навыков и умений построения сечений тетраэдра и параллелепипеда
Урока: Образовательная iconКонспект урока в 5 классе по истории по теме «Древнее Двуречье» Цели урока: Образовательная
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры...
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы
Урока: Образовательная iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых...
Урока: Образовательная iconПрезентация, доска, мел. Цели урока: Образовательная
...
Урока: Образовательная iconАнализ урока в соответствии с требованиями фгос ноо цель посещения:...
Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол...
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,...
Урока: Образовательная iconРешение Образовательная система «Гармония» Тема урока. Решение задач....
Совершенствовать умение решать задачи, а также умения и навыки письменных вычислений
Урока: Образовательная iconУрока: Оргмомент
Цель урока: Образовательная: создание условий для обобщения знаний о морфемах слова
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Образовательная: рассмотреть особенности повседневной жизни населения греческих колоний, охарактеризовать систему религиозных верований...
Урока: Образовательная iconУрока: Образовательная
Учитель объявляет тему (слайд 1), цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске
Урока: Образовательная iconПервый шаг из моря на сушу. (Слайд 1) Цели урока: (Слайд 2) По 1-й...
Образовательная область «Природа», предмет – «Окружающий мир», 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Урока: Образовательная iconУрока. Тема урока: Закон Моргана. Сцепленное наследование. (10 класс)...
Цели: Образовательная обеспечить условия по закреплению учащимися терминов менделевской генетики, подготовить их к пониманию отличий...
Урока: Образовательная iconКонспект урока по математике тема урока
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися географического положения, природы Древнего Двуречья, религиозных верований и культуры...
Урока: Образовательная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Образовательная: Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск