Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897)





НазваниеПояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897)
страница1/15
Дата публикации04.08.2014
Размер2.31 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Пояснительная записка

Рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе:

Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п.2.7), требований ФГОС ООО (Приказ от 17.12.2010 №1897),

Федерального государственного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011;

Фундаментального ядра содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.,

Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.,

Примерной программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект.- 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011., с учетом

Учебного плана МБОУ «Лесоперевалочная СОШ - № 2» ;

Авторской программы «География: программа: 5–9 классы / [Е.М. Домогацкий, И.И. Баринова, ВП. Дронов, Т.П Герасимова]. — М. : Вентана-Граф, 2012.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учтены национальные и этнокультурные особенности региона, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, и коммуникативных качеств личности.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности основного общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

— с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

 обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
География - учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Основная цель географии в системе общего образования - познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыков повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:

• понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;

• приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;

• формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.

Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:

• умение пользоваться одним из «языков» международного общения - географической картой;

• умение пользоваться современными информационными технологиями;

• владеть научными географическими понятиями;

• видеть проблемы и ставить вопросы;

• анализировать информацию, классифицировать и группировать её;

• наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного географического содержания, формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.

Содержание программы по географии структурировано в два блока «География Земли» и «География России». В таком подходе реализован принцип логической целостности, от общего к частному, т. е. от общей модели устройства Земли к рассмотрению природы, населения и хозяйства крупных регионов и стран.

Для реализации данной программы выбран УМК Издательского центра «Вентана-Граф», в котором сохраняются некоторые традиционные подходы к структуре школьной географии, хорошо освоенные в практике работы учителей. В состав данного УМК входят авторская программа, учебники и методические рекомендации для учителей. Блок «География Земли» традиционно разделён на две части - «Начальный курс географии» и «Материки, океаны, народы и страны». К каждой части помещены пояснительные записки, изложены цели и задачи, требования к результатам обучения.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Задачами изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

• познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, насе6ление, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

• понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

• формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Место курса в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 272, из них по 68 ч (2 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 68 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Требования к результатам обучения географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной (Л1);

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде (Л2);

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира (Л3);

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания (Л4);

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (Л5);

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (Л6).

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (М1);

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (М2);

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (М3);

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (М4);

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (М5);

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (М6);

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (М7);

8) смысловое чтение (М8);

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (М9);

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (М10);

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции) (М11);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (М12).

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования (П1);

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём (П2);

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах (П3);

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров (П4);

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения (П5);

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации (П6);

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф (П7);

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде (П8).

Содержание курса
Данную программу реализуют следующие учебники.

География. Введение в географию. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор Е.М. Домогацкий.

География. Начальный курс. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор Т.П. Герасимова.

География. Материки, океаны. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы В.А. Коринская, И.В. Душина.

География Природа России. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор И.И. Баринова.

География Россия. Население и Хозяйство. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы В.П. Дронов, В.Я Ром.

Начальный курс географии (5–6 классы)

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(ФГОС ООО).

Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 68 ч (из расчёта 2 ч в неделю).

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

• развить познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

• научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
Содержание и планируемые результаты изучения раздела (темы)


Содержание раздела (темы)

Планируемые результаты изучения раздела (темы)

Раздел «Географическое познание нашей планеты»

Что изучает география?

Методы географии и значение науки в жизни людей.

Основные этапы познания поверхности планеты.

Выдающиеся географические путешествия и открытия

Знают и объясняют существенные признаки понятий: «географический объект», «компас».

Используют понятия «географический объект», «компас» для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта.

Приводят примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий.

Отбирают источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.

Оценивают прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Применяют изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний

Раздел «Земля как планета Солнечной системы»

Возникновение Земли и её геологическая история.

Форма, размеры, движение Земли.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Дни равноденствий и солнцестояний

Знают и объясняют существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор».

Используют понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор»для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по около солнечной орбите.

Устанавливают взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.

Приводят примеры планет земной группы.

Понимают причины фенологических явлений.

Используют приобретённые знания и умения для проведения фенологических наблюдений

Раздел «Изображение земной поверхности»

Тема «План местности»

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, маршрутная и полярная съёмки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека

Знают и объясняют существенные признаки понятий: «план местности»,«азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота».

Используют понятия «план местности», «азимут», «масштаб», «географическая карта», «абсолютная и относительная высота» для решения учебных задач по ориентированию на местности, по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута), по определению относительных высот на местности и абсолютных высот по карте, почтению плана и карты.

Устанавливают взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки плана, глобуса географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения.

Определяют по плану, по карте расстояния, направления, абсолютные и относительные высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.

Используют приобретённые знания и умения для чтения карт различного содержания, для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.

Проводят самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников


Тема «Глобус и географическая карта - модели земной поверхности»

Глобус - модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса

Раздел «Геосферы Земли»

Тема «Литосфера»

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера -

твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства

Знают и объясняют существенные признаки понятий:«литосфера», «земная кора»,«рельеф», «горы», «равнины».

Используют понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности.

Устанавливают взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.

Приводят примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирают источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин.

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород.

Составляют описание гор и равнин, их географического положения.

Используют приобретённые знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений.

Проводят самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема «Гидросфера»

Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (тёплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водо-раздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники - источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения. Природные памятники гидросферы. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства

Знают и объясняют существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро».

Используют понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.

Устанавливают взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды.

Приводят примеры равнинных и горных рек, озёр по солёности озёрных вод и происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирают источники географической информации для составления описаний океанов и рек, объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр.

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки воды.

Составляют описание океанов и рек, их географического положения.

Используют приобретённые знания и умения для чтения физических карт, выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки.

Проводят самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема «Атмосфера»

Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха. Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре

Знают и объясняют существенные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат».

Используют понятия «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.

Устанавливают взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.

Приводят примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирают источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле. Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.

Определяют по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха, характер годового хода атмосферных осадков, преобладающие направления ветра.

Используют приобретённые знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры и давления воздуха, направления и скорости ветра, видов облаков и атмосферных осадков, для определения относительной высоты по разности атмосферного давления.

Проводят самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема «Почвенный покров»

Почва и её образование. Плодородие почвы

Знают и объясняют существенные признаки понятий: «почва», «почвенное плодородие», «биосфера», «природный комплекс».

Используют понятия «биосфера», «природно-территориальный комплекс» для решения учебных задач по определению механического состава почвы.

Устанавливают взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.

Приводят примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Отбирают источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки почвы, растений разных районов Земли. Составляют описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы.

Используют приобретённые знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений.

Проводят самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Тема «Биосфера»

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга

Тема «Географическая оболочка Земли»

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка - самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки. Человек как часть географической оболочки. Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли


Знают и объясняют существенные признаки понятий: «географическая оболочка», «природно-территориальный комплекс», «раса».

Используют понятия «географическая оболочка», «литосфера», «атмосфера», «гидросфера», «биосфера», «природно-хозяйственный комплекс», «раса» для решения учебных задач по выявлению характера взаимодействия геосфер, по определению представителей различных рас.

Устанавливают взаимосвязи между оболочками Земли.

Приводят примеры представителей различных рас.

Составляют описание представителей различных рас.

Отбирают источники географической информации для составления описаний состава и строения географической оболочки.

Выделяют, описывают и объясняют существенные признаки круговорота вещества в природе
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconАннотация к рабочей программе дисциплины «История» в 5 классе (фгос ооо)
Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 5-9-х классов...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка 11 класс рабочая программа по геометрии ориентирована...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин образования и науки РФ от «17»...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе: п....
Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования мо РФ (приказ №1089 от 05. 03. 2004)
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе
Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconРабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального...
Приказ мо и н РФ №1897 от 17 декабря 2010г), программы по биологии для 5 класса (Программы по биологии (письмо Департамента государственной...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПрограмма по литературе для 5-9 классов составлена на основе Закона...
Данная рабочая программа создана с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе в рамках...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка рабочая программа по математике разработана на основе
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / м-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение,...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка 10 класс рабочая программа по геометрии ориентирована...
Ный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка настоящая программа по литературе для 5-9 классов...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приложение к приказу Минобразования...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconРоссийской Федерации Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоусманский лицей»
Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный...
Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного общего образования для 5-9 классов составлена на основе: Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск