Скачать 46.77 Kb.
|
Зона Арктических пустынь, 4-й класс Учитель: Миронова Тамара Александровна Цели
Оборудование:
Ход урока 1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока). (Звучит музыка из к/ф “Приключения Шурика”) Где-то на белом свете, там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи о земную ось. Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря, Трутся об ось медведи, вертится Земля. Мы отправляемся с вами туда, Где царство холода, снега и льда. Сегодня наш маршрут – направление с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг в зону арктических пустынь. 2. Вступительное слово учителя. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида, закованный в лёд материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. (Учитель демонстрирует на карте область Арктики). 3. Работа над новой темой. По ходу урока учащиеся с помощью учителя делают выводы, а также в тетрадях заполняется схема:
План изучения новой темы А) Географическое положение Арктики Б) Климат арктической пустыни В) Растительный мир арктической пустыни Г) Животный мир арктической пустыни Физкультминутка Топай, Мишка, Хлопай, Мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперёд и вниз. Улыбайся и садись. Д) Деятельность человека Е) Экология Арктики Рассказ учителя при изучении темы сопровождается показом слайдов Арктика – это зона островов, лежащих около северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой берёзки и полярной ивы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды да снега. Всё белым-бело до боли в глазах. Но вдруг попадается зелёная льдина. Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями. В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным-темно и совсем холодно. Но к этим суровым условиям приспособились обитатели Севера. Моржам и тюлям не дает замёрзнуть толстый слой подкожного жира. Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи – близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день. Подкожный слой жира выручает и белуху в этих суровых условиях. Да и густой мех белого медведя хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыни в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные(белые) медведи – самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детёныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Огромные белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Взрослый медведь весит около 500 кг. Он так силён, что может убить человека одним ударом лапы. Летом питаются медведи травой, лишайниками, черникой и леммингами. На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий тёплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лёд тает и море очищается ото льда. Растения, которые появляются летом – основной источник питания многих животных. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Через арктические моря проложен Северный морской путь. Люди занимаются рыболовством, охотой. Человек Арктике нанес большой ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами. Это плохо отражается на экологическом состоянии Арктики. Для охраны редких животных, человек ограничил рыбную ловлю, создал заповедники. В России на острове Врангеля создан заповедник. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык. 4. Обобщение и закрепление изученного. Работа со слайдами презентации 1) Отгадай загадку 2) Выберите животных, которые обитают в Арктике. 3) Выберите растения, которые произрастают в Арктике. 4) Выберите птиц, которые обитают в Арктике. 5) Угадай животное 6) Какой арктический заповедник создан для охраны животного мира в России? 5. Домашнее задание. - прочитать стр.78-86 Творческое задание (по желанию) - на альбомном листе нарисовать рисунок «Арктическая пустыня» |
Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову | Конспект урока по географии в 7 классе на тему: «Животный мир зоны арктических пустынь» Составление таблицы алгоритмов для решения простейших тригонометрических уравнений | ||
Урок географии в 7 классе «Животный и растительный мир зоны Арктических пустынь» Здравствуйте дети! Пожалуйста, улыбнитесь мне, сегодня мы совершим удивительное путешествие в царство снега, льдов и холода | Темы рефератов Взаимоотношения природы и общества. Вклад российских... Неблагоприятные последствий антропогенной деятельности в различных природных зонах зоне тундр, зона тайги, зона смешанных лесов,... | ||
Украина Северо-восток почти на 1100 километров, а с севера на юг — от 150 километров на западе до 350-800 километров на востоке. Зона пахотных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У школы 2 здания в Грегоргианском стиле, большой сад (c настольным теннисом), компьютерный класс, рекреационная зона с музыкальными... | ||
Экологические особенности пустынь Африки Организация проектной и исследовательской работы учащихся на уроках географии, биологии и экологии в условиях фгос | Моделирование и прогноз динамики льдистых берегов восточных арктических морей россии Работа выполнена в ордена Трудового Красного Знамени Институте мерзлотоведения им. П. И. Мельникова со ран | ||
Пространственное распределение сплоченности ледяного покрова и методы... Работа выполнена в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте | Визитка библиотеки. Характеристика площадь, этаж, читальный зал или... Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства) | ||
Урок окружающего мира «Природные зоны России. Пустыни» Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей | Нижнепермский седиментационный бортовой уступ зона нефтегазонакопления... Нижнепермский седиментационный бортовой уступ – зона нефтегазонакопления в районе сочленения соль-илецкого свода с северным бортом... | ||
Уроков по теме природа Африки Повторить и закрепить общие понятия широтная зональность; высотная поясность; природная зона | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наше воображаемое путешествие начнется на полуострове Арнемленд, пройдет через природные зоны саванн, пустынь и закончится в австралийских... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни. Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь |