Скачать 142.78 Kb.
|
Городской конкурс «День науки» Коллекция ваз «Времена года» для музея «Природы»
Кострома, 2010 Введение Этот учебный год знаменателен для меня сразу двумя событиями: я заканчиваю основную и выпускаюсь из художественной школы. Хочется оставить о себе добрую память. Пусть это будит что-нибудь эксклюзивное, что впишется в интерьер моего лицея. Постараюсь применить полученные знания на практике. Сделаю подарок своими руками.В течение нескольких лет в моей школе работает музей «Природы». Он один из лучших в городе и туда часто приезжают гости со всей области: учителя, ветераны, школьники. В музее многое сделано руками моих сверстников, и я тоже хочу внести свой вклад. Подумаю, что это может быть… Я могу написать картину с видом природы или вышить скатерть для чаепитий или смастерить мягкую игрушку животного.Нет, пожалуй, лучше я сделаю вазу, поскольку в отличие от других подарков этот уж точно будет востребован всегда. В музее с каждым временем года меняются выставки. Летом там присутствуют живые цветы, весной – веточки вербы, осенью - красивые листья, зимой - сухоцветы и хвоя. Вот только подходящих сосудов для этого у музея нет. В качестве ваз приспосабливают подручные средства: банки и пластиковые бутылки. Поэтому я решила сделать не одну, а целую коллекцию ваз и назову ее «Времена года». Мне кажется, так как здесь проходят занятия экологического клуба «Зелёный мир» и уроки для учеников младшей школы помещение музея станет уютнее для ребят, познающих природу.Как можно оформить вазы: расписать в соответствии со временами года; обвязать нитками; оформить аппликацией из различных материалов. Остановлюсь на последнем варианте. Использую в своей работе натуральные материалы, отражающие природу Костромской области, её промыслы. Это будет лён – национальное достояние костромичей и кожа – старинный промысел, которым славилась губерния, начиная с 16 века. Кроме того, изучая на уроках «Технологии» основы дизайна и занимаясь в кружке «Художественная обработка материалов», я знаю, что сочетание разных материалов сегодня является очень модным, а использование кожи – это ещё и признак высокого класса. Поэтому моя коллекция будет оформлена в технике аппликации из кожи. При выполнении своей работы я попробую решить следующие задачи:
Аппликация, как вид изобразительного искусства Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении форм из кусочков каких-либо материалов (кожи, ниток, ткани, бумаги) и закрепление их на основе из различных по свойствам и фактуре материалов; а также изображение, узор, созданный таким способом. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию в оформительских целях, в создании картин, панно. Кострома – льняная столица России Наше представление о древней Руси не мыслится без национальной льняной одежды — мужских рубашек-косовороток, женских сарафанов, лаптей. Сегодня мы все чаще при выборе между синтетической и натуральной одеждой отдаем предпочтение всему натуральному. В последние годы лён снова стал входить в моду. И сейчас модно не только то, что красиво, но и удобно, и экологично. Первые упоминания о льне появились еще во времена Египетских фараонов. Тогда лён был настолько тонок, что даже сквозь одежду в 5 слоёв просвечивало тело. С античных времён лён - это символ света, чистоты, он способен излечить от множества недугов. Лён на Костромских землях начали выращивать задолго до того, как образовалась сама Костромская область. Ведь в наших краях больше не из чего шить одежду, а потому, как только люди стали обосновываться здесь, стали выращивать это растение. Существовало много обрядов и закличек про лён, что показывает, как высоко уважали его: «Лён вымотает, лён и озолотит», «За ленок держись, обеспечишь жизнь», «А рубашка в поле выросла». А как иначе? – льна не будет, не во что будет одеться. В те времена одежду берегли. Когда молодые бегали в соседние деревни на гулянья, то сапоги снимали и бежали босиком, края юбок придерживали повыше, чтобы не испачкать, обувались только у околицы. Потому и возникла тогда лоскутная техника – каждый лоскуток берегли. Домотканые льняные костромские полотна становятся широко известными с XIV века. В XV – XVI веках костромской лён выходит на рынок в Голландию, Англию, Узбекистан (города Самарканд и Бухара). Купцы, занимающиеся скупкой льняных полотен у крестьян и его продажей на рынках в других городах, хорошо зарабатывали и становились фабрикантами полотняной промышленности. Так Углечанинов в 1751 году основал первую костромскую фабрику. В 1760 году Пастухов и Грязнов основали фабрику в городе Нерехта. Московские купцы Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) Третьяковы скупали в Костроме лён и продавали его Москве. Всеми известный коллекционер — Павел Михайлович Третьяков - большинство своих картин купил на деньги, вырученные с продажи костромского льна. Он говорил: «Нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу)». Сегодня Костромской лён — это каждый третий метр льняной ткани в России. Каждый шестой метр льняной ткани в странах Евросоюза. 450 миллионов рублей вложенных инвестиций. Ежегодно мировые дизайнеры приезжают к нам на различные фестивали и конкурсы: это и «Российский лен», и «Сказ о северном шелке», «Лен и иголка», «Льняная нить». Невозможно переоценить вклад льняного мастерства в уклад жизни русского народа. Ведь лён — связующая нить между современным поколением и нашими предками в прямом и переносном смысле этих слов. Льняные изделия отлично подходят в качестве подарков на самые разные праздники. Это и постельное белье из льна с вышивкой, скатерти льняные, вышитые салфетки, свадебные рушники, фартуки. Здоровье, элегантность, комфорт и уют, ощущение прикосновения к родной культуре - то, что может дать нам этот удивительный материал. История развития кожевенного мастерства - от прошлого к настоящему. «Кожаный марафон» стартовал давно. Первобытный человек выделывал кожу из шкуры убитого им зверя для одежды, обуви, мешков и даже плавательных средств. На кожаных бурдюках можно было переправляться по реке. Раскопки, проведённые в Египте и Междуречье, свидетельствуют о том, что в V тысячелетии до нашей эры люди занимались земледелием и скотоводством, которое являлось основой кожевенного производства. Существование подобного производства подтверждают своды законов, собранных правителем Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Изображения, сохранившиеся на каменных рельефах ассирийских дворцов иллюстрируют широкое применение кожи. Из неё делали одежду, воинское снаряжение (латы, щиты), предметы быта (покрывала, подушки, ковры) и даже суда (у последних была кожаная обшивка). О тысячелетней истории традиции использования кожи напоминает и приспособление для орошения земли - кожаное ведро. Из кожи изготавливали прочные верёвки, которые делали замеры, связывали строительные леса. Верёвки, сплетенные из нескольких кожаных ремней, использовались при строительстве в Северной Африке города-государства Карфаген. Древние египтяне применяли тонкие кожаные ремешки для сшивания кожи и оплетки изделий из неё. При этом ремесленник пользовался шилом и специальным крючком, которым через проколотое отверстие протаскивал ремешок. Кочевые народы применяли кожаную посуду (фляги, чайники, сосуды), которая служила им по 40-50 лет. В VI- VII веках на территории Восточной Европы знали разные способы выделки кожи. Особенно это удавалось северянам. Оказывается, одним из исконных промыслов и на костромской земле была выделка кожи. Кострома и Галич еще в XVI веке славились своей юфтью и сафьяном. Кожа шла отсюда не только на российский рынок, но и в Англию. Археологические раскопки в Новгороде и Москве свидетельствуют о существовании кожевенных мастерских в XI-XII веках. В XIII веке город Торжок стал центром выделки сафьяновой кожи из козьих и бараньих шкур. Вскоре появились кожевенные заводы и в других русских городах: Ярославле, Угличе, Ростове. Высокое качество изготовления кожаных изделий позволяло передавать их по наследству. Так, Дмитрий Донской завещал сыну «пояс золот великий с каменьем без ремени, пояс золот с ремнем». И уже тогда, в X-XIII веках, в Древней Руси получило развитие декоративное искусство. Существовало прекрасное слово «узорочье» для обозначения предметов декоративного искусства. В кожаных изделиях, как впрочем и в других, орнамент покрывал всю поверхность, почти не оставляя свободного пространства. Расшитые золотом и серебром кожаные изделия экспортировались за границу. Центром драгоценного шитья стал уже упомянутый Торжок. В то время Россия была единственной странной в Европе, где производилась цветная шагреневая кожа. Сегодня существует масса способов выделки кожи. Многообразно и её применение. От верхней одежды до бижутерии – таков диапазон «кожаной моды» сегодня. Мужчины носят кожаные куртки, плащи, пальто, брюки, жилеты. Женщины аналогичный гардероб дополняют украшениями: поясами, браслетами, колье, кулонами, клипсами. Молодёжь обязательно имеет набор кожаных «фенечек». Не менее популярна кожа в интерьере дома и офиса. Кожаные кресла и диваны отличаются прочностью, удобством уборки и создают комфорт. Эскизы Где же взять эскизы для работы? В этом помогут книги по аппликации и обработке кожи, Интернет, художественные открытки ну и конечно мое воображение! Чтобы разработать модели, нужно собрать в «копилку» весь понравившийся материал: рисунки, схемы и т.д. Проанализировав всю собранную информацию, я рисую эскизы сама. Не случайно же я столько лет занималась еще и в художественной школе! (Приложение 1)Применяемые материалы Кожа - прекрасный природный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Но где же нам взять натуральную кожу для своей работы? Первое, что приходит в голову – можно купить в ателье по пошиву одежды. Однако я ставила своей задачей – изготовить подарок с минимальными затратами. Поэтому, использую для работы кожу вышедших из моды вещей. Неплохая идея! Дам коже «вторую жизнь». Для этого выполню подготовительную работу:
С главной проблемой я справилась. Осталось найти пустые бутыли интересной формы для основы ваз, лоскутки льняной суровой ткани и нитки для обтяжки бутылей, кусочки картона для изготовления выкроек рисунка. В этом вопросе мне помогли мои запасливые родители. Теперь только купить клей «Момент» и материалы подготовлены. (Приложение 2) Оборудование и инструменты Для работы мне понадобится оборудование и инструменты, которые найдутся в каждом доме и не требуют дополнительных затрат. Оборудование:
Инструменты:
Технология изготовления Перед началом работы повторю правила безопасности и культуры труда:
Все готово к работе можно приступать. Технология изготовления. Ваза «Зима» 1. Обтягиваю вазу льняной суровой тканью. а) Выкраиваю детали из льняной ткани в соответствии с чертежом. б) Деталь верхней части стачиваю вдоль на швейной машине в цилиндр. Ширина шва 5мм. Для машинных работ использую нитки в цвет ткани. Разутюживаю шов. Выворачиваю цилиндр на лицевую сторону. Надеваю на горлышко бутыли. Сверху заправляю ткань плотно внутрь. в) Деталь нижней части стачиваю поперек на швейной машине в цилиндр. Ширина шва 5мм. Разутюживаю шов. С одной стороны цилиндра (нижний срез) прокладываю сборочную строчку с длиной стежка 4 мм на расстоянии 5 мм от среза. Надеваю на нижнюю часть бутыли. Стягиваю нитки в центре основания бутыли. Срезы закрываю кругом, вырезанным из картона. г) Деталь средней части стачиваю на швейной машине в цилиндр, так, чтобы в дальнейшем бутыль плотно вошла внутрь Ширина шва 5мм. Разутюживаю шов. Сверху и снизу цилиндра прокладываю по две сборочные строчки с длиной стежка 4 мм на расстоянии 5 мм от срезов и друг от друга. Выворачиваю цилиндр на лицевую сторону. Верхний и нижний срезы цилиндра обрабатываю мелкой машинной строчкой зиг-заг. Вставляю бутыль внутрь. Стягиваю нитки у основания и горлышка, так, чтобы:
д) Соединяю детали между собой потайными стежками, прокалывая ткань в сборочный шов. (Приложение 4) 2. Изготавливаю рисунок. а) По выкройке вырезаю листья из кожи средней толщины, а полоски для спиралек и лепестки розы из тонкой кожи. (Приложение 5) б) Обжигаю листья на сковороде, чтобы придать объемную форму и дать возможность прожилкам раскрыться. в) Полоски тонкой кожи 12×2 мм наматываю на металлическую спицу по спирали, оставляя между витками свободные промежутки. Обжигаю над пламенем свечи, двигая и поворачивая так, чтобы прогрелась вся поверхность, но кожа не загорелась. Даю немного остыть и протираю влажной тряпочкой от копоти. Снимаю со спицы. (Приложение 6) г) Лепестки роз обжигаю над пламенем свечи. (Приложение 7) е) Собираю розу, начиная с центра: маленький лепесток (сердцевину) свернуть в виде конуса, окутать всеми последующими лепестками. ж) Укорачиваю корешок розы, на 5-7 мм. 3. Приступаю к сборке. Раскладываю детали на вазе в соответствии с замыслом и приклеиваю, подложив подо все основные элементы вазы кусочки натурального меха. Для придания особого изыска работе покрываю лепестки роз перламутровым лаком для ногтей. Ваза «Весна» 1. Обтягиваю вазу льняной суровой тканью. (Смотри «Ваза «Зима» п.1) 2. Изготавливаю рисунок. а) По выкройке вырезаю листья березы из кожи средней толщины. (Приложение 8) б) Обжигаю листья на сковороде, чтобы придать объемную форму и дать возможность прожилкам раскрыться. в) Изготавливаю сережки березы. Для этого выкраиваю прямоугольники из тонкой замши темно коричневого цвета размером 40×25 мм. Смазываю клеем с изнаночной стороны. Плотно скручиваю, предварительно вставив тонкий замшевый шнур. г) Из тонкой кожи вырезаю веточки береза толщиной 2 мм. 3. Приступаю к сборке. Раскладываю детали на вазе в соответствии с замыслом и приклеиваю. Ваза «Лето» 1. Обтягиваю вазу льняной суровой тканью. (Смотри «Ваза «Зима» п.1) 2. Изготавливаю рисунок. а) По выкройке вырезаю листья, лепестки ромашки и цветы незабудок из кожи средней толщины. (Приложение 9) б) Обжигаю цветы незабудок на сковороде, чтобы придать объемную форму. Как только лепестки незабудок станут выпуклыми, надавливаю спицей на центр цветка. Кожа в центре цветка съеживается, и цветок приобретает необходимую форму. В центр незабудок вклеиваю ярко желтые серединки. в) Обжигаю листья ромашек на сковороде, чтобы придать объемную форму и дать возможность прожилкам раскрыться. г) Обжигаю кончики лепестков ромашки над пламенем свечи, чтобы они загнулись вниз, а серединку на сковороде до тех пор, пока она не приобретет выпуклую округлую форму. Приклеиваю лепестки к изнаночной стороне серединки ромашки. д) Из тонкой кожи вырезаю стебли цветов толщиной 2 мм. е) Из мягкой кожи раскраиваю детали стрекозы. (Приложение 10) ж) Прямоугольник размером 60×20 мм смазываю клеем и плотно сворачиваю трубочкой по всей длине. з) Прямоугольник размером 25×20 мм оборачиваю вокруг трубочки, отступая т конца 5 мм. Это будет тельце стрекозы. и) К тельцу стрекозы приклеиваю крылья, предварительно, наклеив маленькие крылышки на большие. к) Обжигаю глаза стрекозы на сковороде для придания им выпуклой формы, приклеиваю в центры зрачки. Глаза прикрепляю к тельцу стрекозы. 3. Приступаю к сборке. Раскладываю детали на вазе в соответствии с замыслом и приклеиваю. Ваза «Осень» 1. Обтягиваю вазу льняной суровой тканью. (Смотри «Ваза «Зима» п.1) 2. Изготавливаю рисунок. а) По выкройке вырезаю листья и ягоды рябины из кожи средней толщины. (Приложение 11) б) Обжигаю листья и ягоды рябины на сковороде, чтобы придать объемную форму. в) Из тонкой кожи вырезаю веточки рябины толщиной 2 мм. 3. Приступаю к сборке. Раскладываю детали на вазе в соответствии с замыслом и приклеиваю. Для большего эффекта на некоторые листики зеленого цвета наклеиваю оранжевые листья, но меньшего размера или прожилки. Листья наклеиваю не всей плоскостью, а одним кончиком, только у основания веточки. Второй кончик остается красиво приподнят над гроздью рябины. У некоторых листиков приклеиваю оба кончика, а серединку приподнимаю и оставляю ненаклеенной. Работа закончена. Подарок готов! Экономический расчет Интересно, сколько будет стоить моя коллекция?! Для достижения цели работы мной была собрана информация о стоимости альтернативных ресурсов для изготовления изделия. Расчет произведен по результатам опроса в магазинах и ателье Костромы: сеть магазинов «Золушка», магазин «Славянка» (Красные Ряды, 5), магазин «Славянский стиль» (Большие Мучные Ряды, 1), ателье «Меха и кожа» (Красные ряды). Подсчитаю стоимость материалов:
Итого:290 рублей могут стоить материалы, если бы я покупала их в магазинах и ателье города. Мои же реальные затраты на изготовление коллекции ваз составили всего 24 рубля (стоимость клея «Момент»), так как в работе я использовала подручные материалы и инструменты, имеющиеся дома. При этом полная стоимость подобного изделия в магазинах «Подарки» составляет от 400 рублей и выше за одну вазу. Работу я выполняла в дневные часы, поэтому затраты электроэнергии не произвожу. Так как работу я делала для подарка, а не на продажу, то накладные расходы и затраты труда не учитываю. Заключение В процессе работы было установлено следующее:
Источники
|
Патентам и товарным знакам (19) А1, 14. 02. 1986. Gb 1284256 А, 02. 08. 1972. Fr 2348832 А, 23. 12. 1977. Автомобили ваз-2108, ваз-21081, ваз- 21083, ваз-2109, ваз-21091,... | Планеты солнечной системы. Отчего на земле сменяются день, ночь, времена года Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | ||
Коллекция моделей "Времена года", созданных в технике "crezi-wool" Перечень творческих работ обучающихся, размещенных в сети Интернет (по состоянию на 01. 01. 2013) | Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 15 ноября 2011 года Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | ||
Конкурс проводится в 2 номинациях: конкурс реферативных работ конкурс... С 1993 года во многих странах мира по инициативе Международной ассоциации водоснабжения и юнеско ежегодно 22 марта отмечается Всемирный... | Мониторинг 11. 03. 2013 Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | ||
Уважаемые коллеги! Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи: Ввести и первично закрепить новую лексику по теме Времена года, повторить слова, обозначающие действия в разные времена года... | ||
Задания для 5-6 классов Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Конкурс номинации Участники Сроки Времена года: «В гости к нам пришла весна!» Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот | ||
Календарно-тематическое планирование уроков Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Олимпиада по русскому языку. 6 Класс Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | ||
Конспект лекций ( url объявлен) Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Тест по окружающему миру для 4 класса Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | ||
Путешествие в страну Русский язык. Цели Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... | Викторина по русскому языку 6 класс Разминка Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и о том, отчего на Земле сменяются день, ночь,... |