Урок «Байкал – уникальный уголок России»





Скачать 82.41 Kb.
НазваниеУрок «Байкал – уникальный уголок России»
Дата публикации16.08.2014
Размер82.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок «Байкал – уникальный уголок России»
Мельникова Л.Н. учитель географии
Тип урока: урок новых знаний
Цель: раскрыть уникальность природы озера Байкал, рассмотреть экологические проблемы, связанные с озером Байкал и пути их решения.
Задачи:
Дидактические

  • совершенствование основных приемов и методов поисково-исследовательской деятельности;

  • формирование умений самостоятельно добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы.


Развивающие

  • формирование познавательного интереса;

  • развитие самостоятельности мышления;

  • умение сформулировать проблему, отстаивать свою точку зрения;

  • развитие культуры ведения научной дискуссии.


Воспитывающие

  • воспитание чувства патриотизма, любви к природе России.


Оборудование урока:

  • физическая карта России, атлас на каждой парте

  • книжная выставка (Ю.П. Пармузин «Живая география», книга для чтения по охране природы, Г.И. Галазий «Байкал в вопросах и ответах»

  • подборка фотографий из архива ученика « В объективе – Байкал»



Ход урока
Учитель: Ребята, перед вами фотография уголка природы. Как вы думаете к какому природному комплексу России обратился взор фотографа?
Учащиеся: - это горная страна

-это горы Сибири

- это горы южной Сибири
Учитель: Ведущий географ А.С. Берг писал об одном из уникальных объектов Сибири «чудо природы во всех отношениях». Как вы думаете, о каком природном комплексе идет речь?
Учащиеся: о Байкале.
Учитель:

- А что вы знаете о Байкале?

- В чем его уникальность?

-Что бы вы хотели узнать нового об этом озере?

Учащиеся дают различные ответы.
Учитель: Ребята, очень хорошо, что вы так усвоили тему «Горы Южной Сибири», поняли, что именно они являются водоразделами многих рек и озер. Абсолютно точно, что самое замечательное, уникальное, загадочное – озеро Байкал.

Ваши цели совпали с теми, которые я ставила перед собой. Сегодня мы должны выяснить, в чем уникальность и неповторимость озера Байкал, почему ученые стремятся исследовать его глубины, увидеть экологические проблемы и предложить пути их решения.

Мы продолжим совершенствование умений и навыков поисково-исследовательской работы, с этой цель работаем по плану.

(учащиеся формулируют пункты плана)

1. История открытия и исследования озера Байкал.

2. Географическое положение озера.

3. Геологическое строение.

4. Климат.

5. Уникальность озера.

6. Экологические проблемы.
Учитель: Итак, мы туристы. Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Байкалу.

  1. Учитель: Слово предоставляем экскурсоводам (рассказ учащихся, получивших опережающее задание по истории открытия и исследования озера Байкал)

За что ты так назван, Байкал?

Кто имя дал тебе впервые?

Чей первый голос воспевал

Твои приволья буревые.

  • историческая справка

  • происхождение названия озера

  • мыс Бурхан и мыс Шаманский - государственные природно-исторические памятники, отражение верований местных народов.

2. Знакомство с географическим положением озера (учащиеся работают с картой, выделяют все особенности географического положения и делают выводы. Проверка правильности их заключений – слайд презентации.)

  • Озеро занимает юг Восточной Сибири.

  • Байкал вытянут в форме полумесяца с юго-запада на северо-восток.

  • Длина озера 636 км.

  • Наибольшая ширина 81 км.

  • Озеро расположено на высоте 455 м.

  • Длина береговой линии 1850 км.

  • Максимальная глубина 1637 м.

  • Средняя глубина 730 м.


3.Учитель: Кто из вас знает, в чем причина большой глубины Байкала?

Учащиеся высказывают различные противоречивые предположения.
Учитель: Чтобы ответить правильно на вопрос, давайте обратимся к атласу стр.10-13 и схеме «Строение байкальской котловины». Мы с вами исследуем геологическое строение прилегающей территории к озеру Байкал.

- В чем причина большой глубины Байкала?

- Каково геологическое строение прилегающей к озеру территории?

- Какими хребтами окружено озеро?

  • Байкальский

  • Баргузинский

  • Хамар-Дабан

  • Приморский

- Каков возраст территории? А возраст озера? Обратимся к дополнительному материалу, который лежит у вас на партах.

- Каков характер берегов озера?

- Какими породами сложены берега?

- Какие геологические процессы характерны для территории в современное время? Обратимся к дополнительному материалу, который лежит у вас на партах.

- Представляет ли уникальную ценность озеро Байкал с геологической и тектонической точки зрения?
4. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему изотермы, проходящие рядом с Байкалом выше на несколько единиц по сравнению с Иркутском, находящемся в семидесяти километрах от озера?

Учащиеся предполагают, что вода смягчает климат.
Учитель: Давайте убедимся в этом, работая с атласом, учебником, дополнительной литературой. Предлагаю продолжить предложения

  • Климатический пояс

  • Тип климата

  • Температура июля

  • Температура января

  • Температура воды

  • Количество осадков

  • Местные ветры

  • Самый сильный ветер

(По окончанию самостоятельной работы - самопроверка)

  • Климатический пояс умеренный

  • Тип климата резко континентальный

  • Температура июля +18С

  • Температура января -24С

  • Температура воды в открытом озере 4-16С, на мелководье 18-23С

  • Количество осадков 400-600 мм

  • Местные ветры- баргузин, верховик, низовик, сивер, култук (всего 13)

  • Самый сильный ветер – сарма до 40 м/с


Учитель: Предлагаю обобщить знания на данном этапе урока, ответив на вопрос: изменился бы климат Юга Сибири, если бы Байкала не существовало? (Высказывание различных мнений).
5. Учитель: Сегодня очень много говорят об уникальности озера Байкал, чтобы ответить на вопрос, в чем же она состоит, предлагаю вам поработать в двух группах с атласами и дополнительным материалом.

1-я группа рассматривает уникальность воды озера и в чем она состоит?

2-я группа попытается ответить, в чем уникальность органического мира озера?
А) Уникальность воды озера, в чем она состоит?

  • В чем уникальность воды Байкала?

  • Почему Байкал называют «колодцем планеты»?

- соленость воды (0,01 %, в реках – 0,2%)

- прозрачность воды (диск Секка виден на глубине 40 м), (дополнительный материал)

  • Какие реки впадают в озеро?

  • Селенга ( использование дополнительного материала)

  • Баргузин

  • Сарма

  • А всего 336 рек (И.Д. Черский), 544 (О.Г.Гусев)

  • Какие реки вытекают из озера?

  • Ангара

Поэт М. Сток писал о красоте Ангары:

Я – царица сверкающих вод,

Я – красавица дикого края;

Мчатся воды мои все вперед

Быстро к северу, гордо сияя.

Меж холмов и утесистых скал,

То блистая, то гордо темная

Мчат оттуда, где бьется Байкал,

До широкой волны Енисея.
Б) уникальность органического мира.

- 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале.

  • В чем уникальность фауны озера Байкал?

  • Какова роль планктона для озера?

  • Чем уникальна голомянка?

  • Какие животные имеют промысловое значение?

  • Назовите эндемиков Байкала.

  • Что представляет растительный мир Прибайкалья и Забайкалья?

(После работы в группах учащиеся дают ответы на поставленные вопросы)
Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.С. Берга: «Байкал - чудо природы во всех отношениях». В ходе работы мы пытались доказать эту точку зрения ученого. Прав ли был Берг Л.С.? Какова ваша точка зрения?

У Байкала уникального много, это:

самое глубокое озеро;

уникально происхождение озерной котловины;

возраст озера около 25 млн. лет;

озеро «чудо природы» в отношении климата и ветров;

в Байкале самая пресная и прозрачная вода;

в Байкале уникальный органический мир (2600 видов).
Учитель: Увидеть неповторимость природы Байкала я предлагаю, просмотрев фильм.
Учитель: Озеро прекрасно в течение всего года. Каждый, кто душой прикоснулся к озеру Байкал, не может остаться равнодушным. Его красота поражает, завораживает, заставляет сердце чаще биться.

(Рассказ учащихся, получивших опережающее задание).

Байкал весной.

Байкал летом.

Байкал осенью.

Байкал зимой.

6. Учитель: Экологические проблемы, отношение человека к Байкалу,- эти вопросы остро стоят перед обществом.

- Каково значение озера Байкал для человека и природы?

- Как лучше использовать природный комплекс Байкала?

- Какие виды хозяйственной деятельности повлияли на состояние Байкала?

  • Строительство целлюлозно-бумажных комбинатов.

  • Строительство ГЭС на Ангаре.

  • Лесозаготовки и сплав леса.

  • Неорганизованный туризм, загрязнение берегов.

  • Бесконтрольный лов рыбы, истребление животных.

- Сделайте вывод, какова же, по вашему мнению, экологическая ситуация на Байкале.

- Предложите свои пути решения проблемы, как помочь уникальному Байкалу?

  • Создание заповедных зон.

  • Изучение и знание законов.

  • Повышение культуры населения.

  • Ограничить лов и промысел.

  • Сократить строительство предприятий.


Учитель: Ребята, с вами и со мной полностью согласен поэт А.Вознесенский

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа –

Совесть народов должна быть чистой.

Вот почему, указав показуху

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтоб никто никогда не сказал:

«Мертвое море – священный Байкал».
Учитель: Подводя итоги, я хочу спросить

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чему вы научились?

-Какие чувства вы испытываете при слове Байкал?

-Ребята, вы достигли целей, поставленных в начале урока?

-Я хочу закончить урок бессмертными словами А. Твардовского в которых слились воедино и роль Байкала в нашей жизни, и ответственность человека за наш общий дом - планету Земля «Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле».

Разработка урока географии по теме:

«Байкал – уникальный уголок России»

учителя МОУ СОШ № 16

Мельниковой Ларисы Николаевны

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconУрок конференция «Что в имени твоем, Байкал?»
Сформировать образное представление об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать его значение
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconПоложение о проведении конкурса «байкал жемчужина россия»
Конкурс «байкал – жемчужина россии» проводится совместно кафедрами менеджмента (имэк) и геологии (ипп) фгбоу впо «Югорский государственный...
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Байкал одно из чудес России». Урок-конференция «Вода в творчестве российских писателей и поэтов». Творческий урок
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconТема урока : «Озеро Байкал»
Оснащение урока: физическая карта России; видеофильм «Байкал»; тсо, картины о Байкале; наборы открыток: «Птицы Байкала», «Флора Байкала»;...
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconОзеро Байкал
Многие люди не обращают внимания на главную причину загрязнения зарождающегося моря. На всём свете нет такого озера, как Байкал
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconОзеро Байкал
Многие люди не обращают внимания на главную причину загрязнения зарождающегося моря. На всём свете нет такого озера, как Байкал
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение»
Байкал, но и на сознательную природоохранную активность учащихся. Знания о флоре и фауне Байкала, географии озера и его жителях не...
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconОзеро Байкал – жемчужина России
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconУрока: «Жемчужина России Байкал». Образовательные цели
Развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconУрок по теме «Байкал жемчужина Сибири»
Задачи урока: Побудить интерес учащихся к окружающему миру; закрепление знаний по природе Сибири
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconУрок по географии и математике в 6 классе
Формирование учебно-познавательной компетентности через творческие задания, закрепление арифметических действий с обыкновенными дробями...
Урок «Байкал – уникальный уголок России» icon«Управление твердыми бытовыми отходами в центральной экологической...
Материалы слушаний «Управление твердыми бытовыми отходами в центральной экологической зоне озера Байкал»
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconУрок по географии. 8 класс. Тема урока «Байкал- чудо природы во всех отношениях.»
Цели урока Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных...
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconИтоги ншк 5а выборнова Ксения Махметовна Проектная работа «Любимый...
Проектная работа «Любимый уголок природы. Заповедные места лосиных заповедников»
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconСчитаю
России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает своей неповторимой красотой и уникальной чистотой своих вод. Байкал...
Урок «Байкал – уникальный уголок России» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Транс-Форс», третьего в России. Уникальный проект, технологии которого были разработаны специалистами российской компании «Транзас»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск