Скачать 82.41 Kb.
|
Урок «Байкал – уникальный уголок России» Мельникова Л.Н. учитель географии Тип урока: урок новых знаний Цель: раскрыть уникальность природы озера Байкал, рассмотреть экологические проблемы, связанные с озером Байкал и пути их решения. Задачи: Дидактические
Развивающие
Воспитывающие
Оборудование урока:
Ход урока Учитель: Ребята, перед вами фотография уголка природы. Как вы думаете к какому природному комплексу России обратился взор фотографа? Учащиеся: - это горная страна -это горы Сибири - это горы южной Сибири Учитель: Ведущий географ А.С. Берг писал об одном из уникальных объектов Сибири «чудо природы во всех отношениях». Как вы думаете, о каком природном комплексе идет речь? Учащиеся: о Байкале. Учитель: - А что вы знаете о Байкале? - В чем его уникальность? -Что бы вы хотели узнать нового об этом озере? Учащиеся дают различные ответы. Учитель: Ребята, очень хорошо, что вы так усвоили тему «Горы Южной Сибири», поняли, что именно они являются водоразделами многих рек и озер. Абсолютно точно, что самое замечательное, уникальное, загадочное – озеро Байкал. Ваши цели совпали с теми, которые я ставила перед собой. Сегодня мы должны выяснить, в чем уникальность и неповторимость озера Байкал, почему ученые стремятся исследовать его глубины, увидеть экологические проблемы и предложить пути их решения. Мы продолжим совершенствование умений и навыков поисково-исследовательской работы, с этой цель работаем по плану. (учащиеся формулируют пункты плана) 1. История открытия и исследования озера Байкал. 2. Географическое положение озера. 3. Геологическое строение. 4. Климат. 5. Уникальность озера. 6. Экологические проблемы. Учитель: Итак, мы туристы. Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Байкалу.
За что ты так назван, Байкал? Кто имя дал тебе впервые? Чей первый голос воспевал Твои приволья буревые.
2. Знакомство с географическим положением озера (учащиеся работают с картой, выделяют все особенности географического положения и делают выводы. Проверка правильности их заключений – слайд презентации.)
3.Учитель: Кто из вас знает, в чем причина большой глубины Байкала? Учащиеся высказывают различные противоречивые предположения. Учитель: Чтобы ответить правильно на вопрос, давайте обратимся к атласу стр.10-13 и схеме «Строение байкальской котловины». Мы с вами исследуем геологическое строение прилегающей территории к озеру Байкал. - В чем причина большой глубины Байкала? - Каково геологическое строение прилегающей к озеру территории? - Какими хребтами окружено озеро?
- Каков возраст территории? А возраст озера? Обратимся к дополнительному материалу, который лежит у вас на партах. - Каков характер берегов озера? - Какими породами сложены берега? - Какие геологические процессы характерны для территории в современное время? Обратимся к дополнительному материалу, который лежит у вас на партах. - Представляет ли уникальную ценность озеро Байкал с геологической и тектонической точки зрения? 4. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему изотермы, проходящие рядом с Байкалом выше на несколько единиц по сравнению с Иркутском, находящемся в семидесяти километрах от озера? Учащиеся предполагают, что вода смягчает климат. Учитель: Давайте убедимся в этом, работая с атласом, учебником, дополнительной литературой. Предлагаю продолжить предложения
(По окончанию самостоятельной работы - самопроверка)
Учитель: Предлагаю обобщить знания на данном этапе урока, ответив на вопрос: изменился бы климат Юга Сибири, если бы Байкала не существовало? (Высказывание различных мнений). 5. Учитель: Сегодня очень много говорят об уникальности озера Байкал, чтобы ответить на вопрос, в чем же она состоит, предлагаю вам поработать в двух группах с атласами и дополнительным материалом. 1-я группа рассматривает уникальность воды озера и в чем она состоит? 2-я группа попытается ответить, в чем уникальность органического мира озера? А) Уникальность воды озера, в чем она состоит?
- соленость воды (0,01 %, в реках – 0,2%) - прозрачность воды (диск Секка виден на глубине 40 м), (дополнительный материал)
Поэт М. Сток писал о красоте Ангары: Я – царица сверкающих вод, Я – красавица дикого края; Мчатся воды мои все вперед Быстро к северу, гордо сияя. Меж холмов и утесистых скал, То блистая, то гордо темная Мчат оттуда, где бьется Байкал, До широкой волны Енисея. Б) уникальность органического мира. - 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся нигде более, только в Байкале.
(После работы в группах учащиеся дают ответы на поставленные вопросы) Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.С. Берга: «Байкал - чудо природы во всех отношениях». В ходе работы мы пытались доказать эту точку зрения ученого. Прав ли был Берг Л.С.? Какова ваша точка зрения? У Байкала уникального много, это: самое глубокое озеро; уникально происхождение озерной котловины; возраст озера около 25 млн. лет; озеро «чудо природы» в отношении климата и ветров; в Байкале самая пресная и прозрачная вода; в Байкале уникальный органический мир (2600 видов). Учитель: Увидеть неповторимость природы Байкала я предлагаю, просмотрев фильм. Учитель: Озеро прекрасно в течение всего года. Каждый, кто душой прикоснулся к озеру Байкал, не может остаться равнодушным. Его красота поражает, завораживает, заставляет сердце чаще биться. (Рассказ учащихся, получивших опережающее задание). Байкал весной. Байкал летом. Байкал осенью. Байкал зимой. 6. Учитель: Экологические проблемы, отношение человека к Байкалу,- эти вопросы остро стоят перед обществом. - Каково значение озера Байкал для человека и природы? - Как лучше использовать природный комплекс Байкала? - Какие виды хозяйственной деятельности повлияли на состояние Байкала?
- Сделайте вывод, какова же, по вашему мнению, экологическая ситуация на Байкале. - Предложите свои пути решения проблемы, как помочь уникальному Байкалу?
Учитель: Ребята, с вами и со мной полностью согласен поэт А.Вознесенский Надо вывешивать бюллетень, Как себя чувствует омуль, тюлень. Это не только отстойников числа – Совесть народов должна быть чистой. Вот почему, указав показуху Борются наши прорабы духа, Чтоб заповедником стало озеро, Чтоб его воды не целлюлозило, Чтоб никто никогда не сказал: «Мертвое море – священный Байкал». Учитель: Подводя итоги, я хочу спросить -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Чему вы научились? -Какие чувства вы испытываете при слове Байкал? -Ребята, вы достигли целей, поставленных в начале урока? -Я хочу закончить урок бессмертными словами А. Твардовского в которых слились воедино и роль Байкала в нашей жизни, и ответственность человека за наш общий дом - планету Земля «Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на земле». Разработка урока географии по теме: «Байкал – уникальный уголок России» учителя МОУ СОШ № 16 Мельниковой Ларисы Николаевны |
Урок конференция «Что в имени твоем, Байкал?» Сформировать образное представление об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать его значение | Положение о проведении конкурса «байкал жемчужина россия» Конкурс «байкал – жемчужина россии» проводится совместно кафедрами менеджмента (имэк) и геологии (ипп) фгбоу впо «Югорский государственный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Байкал одно из чудес России». Урок-конференция «Вода в творчестве российских писателей и поэтов». Творческий урок | Тема урока : «Озеро Байкал» Оснащение урока: физическая карта России; видеофильм «Байкал»; тсо, картины о Байкале; наборы открыток: «Птицы Байкала», «Флора Байкала»;... | ||
Озеро Байкал Многие люди не обращают внимания на главную причину загрязнения зарождающегося моря. На всём свете нет такого озера, как Байкал | Озеро Байкал Многие люди не обращают внимания на главную причину загрязнения зарождающегося моря. На всём свете нет такого озера, как Байкал | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «байкаловедение» Байкал, но и на сознательную природоохранную активность учащихся. Знания о флоре и фауне Байкала, географии озера и его жителях не... | Озеро Байкал – жемчужина России План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Урока: «Жемчужина России Байкал». Образовательные цели Развивать навыки использования информационных технологий для решения познавательных задач | Урок по теме «Байкал жемчужина Сибири» Задачи урока: Побудить интерес учащихся к окружающему миру; закрепление знаний по природе Сибири | ||
Урок по географии и математике в 6 классе Формирование учебно-познавательной компетентности через творческие задания, закрепление арифметических действий с обыкновенными дробями... | «Управление твердыми бытовыми отходами в центральной экологической... Материалы слушаний «Управление твердыми бытовыми отходами в центральной экологической зоне озера Байкал» | ||
Урок по географии. 8 класс. Тема урока «Байкал- чудо природы во всех отношениях.» Цели урока Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных... | Итоги ншк 5а выборнова Ксения Махметовна Проектная работа «Любимый... Проектная работа «Любимый уголок природы. Заповедные места лосиных заповедников» | ||
Считаю России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает своей неповторимой красотой и уникальной чистотой своих вод. Байкал... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Транс-Форс», третьего в России. Уникальный проект, технологии которого были разработаны специалистами российской компании «Транзас».... |