Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения





Скачать 98.74 Kb.
НазваниеЛекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения
Дата публикации10.07.2013
Размер98.74 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > География > Лекция
ЛЕКЦИЯ 1

 

1. Основные положения и понятия в технологии машиностроения

 

В природе существует ничтожно малое количество предметов, которые может использовать человек непосредственно без преобразования. Поэтому человеку приходиться приспосабливать предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Современный человек стремиться преобразования предметов природы выполнять с помощью машин.

Человеческое общество постоянно испытывает потребности в новых видах продукции, либо в сокращении затрат труда при изготовлении освоенной продукции. Эти потребности могут быть удовлетворены с помощью новых технологических процессов и новых машин. Таким образом, стимулом к созданию новой машины всегда является новый технологический процесс.

Машина полезна лишь, если она обладает требуемым качеством и, т.о., способна удовлетворять потребность людей.

Ресурсы труда в жизни человеческого общества представляют собой наивысшую ценность.

Создавая машину, человек ставит перед собой две задачи:

  1. создать машину качественной

  2. затратить меньшее количество труда при создании машины

Замысел новой машины возникает при разработке технологического процесса изготовления продукции, в производстве которой возникла потребность. Этот замысел выражается в формулировке служебного назначения, которая является исходным документом для проектируемой машины.

Процесс создания машины состоит из двух этапов:

  1. проектирование

  2. изготовление

В результате проектирования появляются чертежи машины. В результате изготовления с помощью производственного процесса появляется машина.

Второй этап и составляет основную задачу технологии машиностроения. Создание машины можно представить в виде схемы (рис.1.1). Изготовление машины связано с использованием различных способов обработки металлов.

История возникновения металлообработки в России мало исследована, однако известно, что:

  • в X в. Русские ремесленники обладали высокой техникой изготовления оружия, предметов обихода и т.п.;

  • в XII в. Русские оружейники применяли сверлильные и токарные устройства с ручным приводом и вращательным движением инструмента или заготовки;

  • в XIV – XVI в.в. использовались токарные и сверлильные устройства с приводом от ветряной мельницы;

  • в XVI в. в селе Павлове на Оке и в окрестностях г. Тулы существовала металлообрабатывающая промышленность;

  • А.И.Нартов (1718—1725) создал механический суппорт для токарного станка;

  • М.В. Сидоров (1714) на тульском оружейном заводе создал «вододействующие» машины для сверления оружейных стволов;

  • Яков Батищев построил станок для одновременного сверления 24 ружейных стволов;

  • М.В.Ломоносов (1711-1765) построил лоботокарные, сферотокарные и шлифовальные станки;

  • И.И.Ползунов (1728-1764) построил цилиндрорасточные и др. станки для обработки деталей паровых котлов;

  • И.П.Кулибин (1735-1818) построил станки для изготовления зубчатых колес часовых механизмов;

  • в конце XIX и начале XX в.в. на некоторых предприятиях начали указывать на рабочих чертежах допуски на изготовление деталей.

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image001.gif

Рис. 1.1. Создание машины

 

Зарождение технологии машиностроения, как отрасли науки связывают появлением трудов, содержащих описание опыта производство процесса.

Впервые сформулировал положение о технологии и определил, что «технология – наука о ремеслах и заводах» в 1804 г. Академик В.М.Севергин. А в 1817 г. Впервые был изложен опыт производства профессором Московского университета И.А. Двигубским в книге «Начальные основания технологии или краткое описание работ, на заводах и фабриках производимых».

Дальнейшее описание выполнено Тиме И.А. (1838-1920 г.г.) в первом капитальном труде «Основы машиностроения. Организация машиностроительных фабрик в техническом и экономическом отношении и производство в них работ», вышедшим в 1885 г. Позже Гавриленко А.П. (1861-1914г.г.) создал курс «Технология металлов».

Затем появились работы не просто обобщающие опыт, но и выявляющие общие зависимости и закономерности. Соколовский А.П. в 1930-1932 г.г. издал первый труд по технологии машиностроения. В 1933 г. Появился труд Каширина А.И. «Основы проектирования технологических процессов» и «Теория размерных цепей», разработанная Балакшиным Б.С., а в 1935г. – «Технология автотракторостроения», в котором Кован В.М. и Бородачев Н.А. занимались анализом качества и точности производства. Исследованием жесткости, применительно к станкам, в 1936 г. занимался Вотинов К.В. Работы ЗыковаА.А. и Яхина А.Б. положили начало анализу причин возникновения погрешностей при обработке. В 1959 г. Кован В.М. разработал методику расчета припусков. Исследования в области технологии машиностроения продолжили Глейзер Л.А., Корсаков В.С., Колесов И.М., Чарнко Д.В. и др.,

Технология машиностроения как наука (в современном понимании) прошла в своем развитии несколько этапов. Маталин А.А., автор одного из учебников по технологии машиностроения, выделяет четыре этапа.

Первый этап (до1929-1930 г.г.) характеризуется накоплением отечественного и зарубежного производственного опыта изготовления машин. Публикуются описания процессов обработки различных деталей, применяемого оборудования и инструментов. Издаются руководящие и нормативные материалы ведомственных проектных организаций страны.

Второй этап (1930-1941 г.г.) характеризуется обобщением и систематизацией накопленного производственного опыта и началом разработки общих научных принципов построения технологических процессов.

Третий этап (1941-1970 г.г.) отличается интенсивным развитием технологии машиностроения, разработкой новых технологических идей и формированием научных основ технологической науки.

Четвертый этап – с 1970 г. По настоящее время отличается широким использованием достижений фундаментальных и общеинженерных наук для решения теоретических проблем и практических задач технологии машиностроения.

Современное представление технологии машиностроения – это отрасль технической науки, которая изучает связи и закономерности в производственных процессах изготовления машин.

Конструкция любой машины – сложная система двух видов сопряженных множеств связей:

  1. свойств материалов;

  2. размерных.

Для реализации такой системы связей должен быть создан и осуществлен производственный процесс, который представляет собой другую систему сопряженных множеств связей:

  1. свойств материалов (нужны для создания аналогичных связей в машине во время производственного процесса);

  2. размерных;

  3. информационных (для управления производственным процессом);

  4. временных и экономических (производственный процесс не может осуществляться вне времени и без затрат живого и овеществленного труда).

Таким образом, создание машины сведены к построению двух систем связей (рис.1.2):

  1. конструкции машины;

  2. производственного процесса изготовления.

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image002.gif

Рис.1.2. Системы связей в машине

 

1.1. Понятие о машине и ее служебное назначении

Машина- устройство, предназначенное для действия в нем сил природы сообразно потребностям человека.

В настоящее время понятие «машина» имеет ряд смыслов:

 машина — механизм или сочетание механизмов, выполняющих движение для преобразования энергии, материалов или производства – с точки зрения механики;

 машина – доменная печь (Менделеев Д.И.);

 машина (с появлением ЭВМ) – механизм или сочетание механизмов, осуществляющих определенные целесообразные движения для преобразования энергии, выполнения работы или же для сбора, передачи, хранения, обработки и использования информации.

И, наконец, с точки зрения технологии машиностроения: машина является либо объектом, либо средством производства.

Поэтому машина – система, созданная трудом человека, для качественного преобразования исходного продукта в полезную для человека продукцию (рис.1.3).

Исходный продукт процесса – предметы природы, сырье или полуфабрикат.

Сырье – предмет труда, на добычу или производство которого, был затрачен труд.

Полуфабрикат – сырье, которое подвергалось обработке, но не может быть потреблено как готовый продукт.

Продукция – это результат производства в виде сырья, полуфабриката, созданных материальных и культурных благ или выполненных работ производственного характера (табл. 1.1).

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image003.gif

Рис. 1.3. Машина – средство производства

 

Таблица 1.1. Преобразования машинами исходного продукта в продукцию

Исходный продукт

Энергия

Машина

Продукция

Заготовка

Электроэнергия

Станок

Деталь

Груз

Механическая

Автомобиль

Перевезенный груз

Ткань, нить

Механическая

Швейная

машина

Шов

Эл. магнитные волны

Электрическая

Телевизор

Изображение и звук

Задача

Электрическая

ЭВМ

Решенная задача

Энергия сгораемого топлива

Расширения

газов

Двигатель

внутреннего

сгорания

Механическая энергия

 

Каждая машина создается для выполнения определенного процесса, т.е. имеет свое, строго определенное предназначение, иными словами — свое служебное назначение.

Под служебным назначением машины понимают четко сформулированную задачу, для решения которой предназначена машина.

Формулировка служебного назначения машины должна содержать подробные сведения, конкретизирующие общую задачу и уточняющие условия, при которых эта задача может быть решена. Например, автомобиль или обувь:

Автомобиль

Обувь

Сведений только о перевозке грузов недостаточно, чтобы представить нужный автомобиль. Необходимо знать: характер грузов, их массу и объем, условия, расстояние и скорость перевозки, состояние дорог, климат, внешний вид и т.д.

Сведения о защите ног недостаточно, чтобы удовлетворить потребность в обуви. Необходимо знать: размер, климат, время года, состояние дорог, внешний вид и т.д.

 

Служебное назначение машины описывают не только словесно, но и системой количественных показателей, определяющих ее конкретные функции, условия работы и т.д. Формулировка служебного назначения машины является важнейшим документом в задании на ее проектирование.

 

1.2. Качество и экономичность машины

 

Машина (как рассматривали выше) либо средство производства, либо объект производства – продукция. Поэтому машина, являясь одной из разновидностей продукции, обладает качеством и экономичностью.

Под качеством машины понимают совокупность ее свойств, обуславливающих способность выполнять свое служебное назначение. К показателям качества машины относят те, которые характеризуют меру полезности машины, т.е. ее способность удовлетворять потребности людей в соответствии со своим назначением. К ним относятся:

 качество продукции производимой машиной;

 производительность;

 надежность;

 долговечность (физическая и моральная);

 безопасность работы;

 удобство управления;

 уровень шума;

 КПД;

 степень механизации и автоматизации;

 техническая эстетичность и т.п.

Проектирование машины, ее изготовление, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт связано с конкретными затратами труда и материалов, энергии, технических средств. Все затраты образуют стоимостное свойство машины – ее экономичность.

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image004.gifg:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image005.gif,

где: g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image006.gif— затраты на проектирование;

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image007.gif— затраты на изготовление

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image008.gif— затраты на эксплуатацию;

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image009.gif— затраты на техническое обслуживание;

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image010.gif- затраты на ремонт;

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\image011.gif— количество продукции, произведенной машиной за ее срок службы.

Между качеством и экономичностью машины существуют связи, приводящие к влиянию одних на другие. Например:

 повышение качества по любому показателю связано с увеличением ее стоимости;

 в то же время повышение уровня надежности машины, сокращает затраты на устранение отказов, технического обслуживания и ремонт.

Потребление машиной энергии, топлива, материалов при эксплуатации, в известной мере, характеризующее экономичность машины, во многом зависит от качества ее изготовления и т.п.

Показатели качества отражают степень пригодности, полезности, те блага, которые извлекает человек, используя свою машину.

Экономичность – цена этих благ, их стоимость.

Качество машин обеспечивается уровнем проектных решений, от которого зависит техническое совершенство конструкции машины и технологией, определяющей качество сборки и отделки машины.

Экономичность машины зависит от технического совершенства конструкции машины и технологии ее изготовления. Стоимость машины зависит от качества, количества и стоимости материалов, выбранных конструктором в процессе проектирования. Конечные затраты на материалы, входящие в себестоимость, можно определить лишь уровень после осуществления технического процесса ее изготовления.

Уровень унификации и технологичности машины определяет конструктор. Влияние этих факторов на себестоимость машины проявляется не прямым путем, а через технологию ее изготовления. Эти же факторы оказывают влияние на затраты по технологическому обслуживанию и ремонту.

Экономическими показателями являются потребление машиной энергии, потребление машиной топлива, потребление машиной материалов в процессе эксплуатации.

Но вместе с тем, на значение этих показателей влияет качество реализации технологического процесса и т.д. Таким образом, обеспечение качества и экономичность машины в процессе ее создания является общей задачей конструктора и технолога.

Проблема создания качественных и экономичных машин является важнейшей и наиболее сложной. Сложно не только создание конструкции машины, но и обеспечение ее качества и экономичности при конструировании и изготовлении, так как любая машина создается для выполнения процесса, наделенного вероятностными свойствами, а изготовление сопровождается явлениями случайного характера.

g:\тм\основы технологии машиностроения1.files\1.files\counterivanovonetрейтинг@mail.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconСтатья Основные понятия, используемые в Законе
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconЛекция: Основные понятия технологии проектирования информационных...
Функционально-ориентированные и объектно-ориентированные методологии описания предметной области 61
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconКонспект урока «Основные cовременные тенденции развития мирового машиностроения»
Тип урока: комбинированный урок (школьная лекция (изложение нового материала) в сочетании с выборочным опросом, элементами повторения,...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения icon3. Геомантические вопросы технологии машиностроения
Темы рефератов для старшеклассников и абитуриентов, предлагаемых Электростальским политехническим институтом- филиалом Университета...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconПрограмма по дисциплине «прикладные протоколы интернет и www»
Глобальные вычислительные сети: os unix – основные понятия, Internet – структура и основные понятия, аппаратное обеспечение, программное...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconСамостоятельная работа Тема №1 Лекция
Основные положения борца захваты, передвижения, специальное подготовительное упражнение борца, страховка и самостраховка
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconСеминара: Основные положения теории права
Изучить основные понятия теории права и сформировать понимание ценности права в обществе, получить представление о работе со справочными...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconПамятка для студентов специальности «Проектирование зданий» по изучению...
...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconРабочая программа учебной дисциплины «Научные основы нефтеперерабатывающего машиностроения»
Изучение дисциплины базируется на общеинженерных технических и специальных знаниях, умениях и навыках, полученных при обучении на...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconНаименование темы Лекции (кол-во часов) Индивидуальная
История развития учения о защитно-компенсаторных механизмах и стрессе. Основные положения и понятия
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconЛекция №7 Тема: “Элементы молекулярно-кинетической теории и
Цель лекции: дать основные понятия и определения молекулярно-кинетической теории газов
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconФармакология
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения icon1. Введение. Понятия: «технология машиностроения» и «технологический процесс»
«Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconЛекция Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность...
Основные Нормативные документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта
Лекция 1 Основные положения и понятия в технологии машиностроения iconПрофессиограмма «фармацевт»1
Современное состояние и тенденции развития фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск