Урок окружающего мира по теме «В гости к осени»





НазваниеУрок окружающего мира по теме «В гости к осени»
Дата публикации19.08.2014
Размер92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» ЕМР РТ

Урок

окружающего мира

по теме

«В гости к осени»
подготовила и провела

учитель начальных классов

Танаева И.В.

первой квалификационной

категории

Елабуга

2014 г.

Урок по теме: В гости к осени.

2 класс УМК «Перспектива»

Цель: учить соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского языка, изменений в природе осенью;

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся: планировать своё высказывание, фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

Познавательные:

Обучающийся научится: анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся: включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

Предметные результаты

Обучающийся научится: находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев, приучатся к наблюдениям за изменениями в природе

Оборудование:

-проектор,

- презентация в Microsoft Power Point;

- аудиозапись произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Осенняя песенка»;

-заготовки осенних листьев и ватман.
Ход урока:

I. Оргмомент и актуализация знаний.

- Сегодня пасмурная погода, но если мы с вами хорошо поработаем, то обязательно засверкает солнышко, если не за окном, то у нас в классе. Пожелаем друг другу удачи!

II. Формулирование темы и целей урока.

- Послушайте строки:

Золотые тихие рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днем…

- Когда это бывает? (осенью)

-Какова тема нашего урока? (Осень) (Слайд1)

-Сегодня мы обобщим знания об изменениях в природе и жизни человека осенью и познакомимся с осенними месяцами и заботами наших предков

III. Повторение и закрепление изученного материала.

- Скажите, ребята, что такое погода? (Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра)

-Расскажите о погоде сегодня. (Ясно, облачно, пасмурно; Осадки, без осадков; Ветрено, безветренная погода; температура воздуха.)

- Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы, какую температуру показывал ваш термометр?

- Запишем на доске сегодняшнюю температуру воздуха ( например, четыре градуса выше нуля). По утрам и ночам термометр опускается ниже нуля, запишем : два градуса мороза, нуль градусов.
- Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью в неживой природе. ( Прикрепить на магнитную доску солнце, а лучи со словами прикрепляются после ответов учеников. Лучи: 1- короче дни, 2- похолодание, 3-осадки, 4- листопад, 5-линька, 6- спячка, 7- грибы, 8- урожай)

(Солнце поднимается все ниже и ниже, день становиться короче.

Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. На лужицах появляется первый ледок. Небо все чаще затягивают облака и тучи. Дожди становятся холоднее, затяжные и начинает пролетать снег).

- В чем же причина происходящих в природе изменений? (Похолодание)

- Мы знаем, что живая природа тесно связана с неживой природой.

Какие изменения происходят осенью в жизни трав, кустарников и деревьев?

- А что вы знаете об изменениях в жизни животных?

В народе говорят так:

-Замолкает сентябрьский лес. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

О какой осенней примете говорится? ( об отлете птиц в теплые края)

- Перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

- Вот и засверкало наше солнышко! (Слайд 2)

- Осень - перемен восемь. Осень дождлива да сыта. (Слайд 3)

  • А почему такие поговорки народ сложил об осени?

  • Какие вы ещё знаете? Составьте пословицы из набора слов.(Слайд 4-7)




– с, лето, снопами, со, пирогами, осень

-осень, собою , идёт, за , дождь , ведет , и

Физминутка. Игра «Хлопки»

-Хлопните в ладоши, если услышите осенние явления природы.

Туман, роса, радуга, снегопад, град,  вьюга, дождь, похолодание, изморозь, иней, потепление, снег, повышение температуры, понижение температуры, листопад,  яркое солнце, солнце ниже, чем летом, появление почек, цветут цветы, птицы улетают в тёплые края, увядают цветы, весело щебечут птицы, день короче, облачность.

IV. Работа по теме урока.

- Отгадайте загадки:

Опустел уютный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь) Слайд 8
Всё мрачней лицо природы -

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь) Слайд 9
Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь ) Слайд 10

- Кто знает, откуда к нам пришли названия месяцев? (нынешние названия месяцев существовали ещё в Древнем Риме более двух тысяц лет назад)

- Издавна природа сама подсказывала людям, как назвать месяцы. Какой месяц,по-вашему, мог получить название хмурень? Давайте вспомним всё, что нам известно про осенние изменения в природе и дадим свои названия осенним месяцам.

-Сейчас я буду перечислять осенние месяцы по их старинным русским названиям, а вы внимательно слушайте, и постарайтесь объяснить, о чём говорят эти старинные названия (хмурень, ревун, листопад, грязник, капустник, свадебник, листогной, полузимник, бездорожник, дождезвон)

Сентябрь- хмурень(часто небо хмурится), ревун (из-за рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей), дождезвон.

Октябрь- , листопад, грязник, капустник, свадебник.

Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли “листопадом”, “грязником”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья, от дождей грязь.
Примета: Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой – к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Практическая работа

У детей – листья.

– Как вы понимаете слово изнанка и лицевая сторона?
– Покажите изнанку? Лицевую сторону?

Задание 1. По дороге домой посмотреть, как легли листья.
Ноябрь- листогной, полузимник, бездорожник, грудень (от груд замёрзшей земли. Радовался земледелец, если снег падает на мёрзлую землю. Тогда будущим летом можно ждать хорошего урожая хлеба)

Задание 2. Давайте проследим, на какую землю ляжет снег в этом году.

- Объясните, о чём говорят эти названия. (Слайд 11)
- Старинные названия очень меткие. Они точно подмечают характер месяца. Каждое название как маленький рассказ. Люди в старину старались так обращаться с родным языком, чтобы по красоте, точности, совершенству родная речь была подобна великолепию природы, окружавшей человека.

- Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов были посвящены именно этому времени году. У нас в школе прошла Неделя природоведения. Был объявлен конкурс на лучшее исполнение стихотворения про осень. Послушаем ещё раз стихи наших победителей: Амелии и Полины.
- Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди , убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на всю зиму. В народе говорили:

Сентябрь пахнет яблоками – октябрь капустой.

- София расскажет нам об одном таком народном празднике.

8 октября праздновали праздник Сергей – капустник. Начиная с этого дня хозяйки приглашали к себе соседок помочь нарубить на зиму капусты.Собирались для этой работы обычно девушки и молодые женщины из разных семей.В одном доме поработают вместе, потом в другой перейдут. Так друг другу и помогают. Солили капусту на Руси с морковью и с клюквой, и с брусникой. Капуста и вкусной и красивой получалась, приятно на стол падать! (гостям раздаются листочки с рецептами квашения и засолки капусты)

- «Капуста — сила, пока она в бочке — беды не будет», — говорит народная мудрость. Издавна к ней люди относились с уважением и любовью. Как вы думаете, почему? ( потому что замечено: кто ест много капусты, свежей и квашеной, не страдает от нехватки витаминов и реже болеет.)

- Рубка капусты была истинным праздником для деревенских мальчишек. Ведь известно, что дети очень любят грызть кочерыжки. Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей, рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр.56.

Физминутка. Мы капусту рубим, рубим

(Рубить капусту ребром ладони)

Мы капусту солим, солим,

(Пальцы сложены «щепотью», «солить)

Мы капусту мнём, мнём

(Сжимать и разжимать кулаки),

А морковку трём, трём,

(Тереть ладони друг о друга)

Перемешиваем!

В бочки плотно набиваем

И в подвалы составляем.

(Присесть)

Эх, вкусна капуста!

(Выпрямиться и погладить себя по животу)

- Делу время - потехе час. Капусту порубили, посолили. Тут и начинается веселье. Здесь и песни и пляски уместны. (Исполнение песни « Кадриль» группой девочек.)

V.Закрепление изученного материала

Тест: (Слайды 12-18)

1.Какое осеннее изменение в неживой природе является главным?

А) густые туманы

М) похолодание

В) иней

2. Найди неправильное высказывание.

А) Осенью солнце поднимается ниже, чем летом.

Б) В сентябре бывают первые заморозки.

О) Дни становятся длиннее.
3. Что не относится к осенним явлениям в живой природе?

А) увядание трав

Б) исчезновение насекомых

Л) заморозки
4. Как температура воздуха изменяется с приходом осени?

А) не изменяется

О) становится ниже

В) становится выше
5. Какой месяц красно лето провожает, осень золотую встречает?

Д) сентябрь

А) октябрь

Б) ноябрь
6. В каком месяце зима с осенью борются?

А) сентябрь

Е) ноябрь

В) октябрь
7. Какой месяц в народе называют капустником?

Д) сентябрь

Ц) октябрь

Б) ноябрь

- Проверим правильность ответов. Должно получиться слово МОЛОДЕЦ. Кто у нас молодец? Поставьте себе «пять». У остальных ребят я проверю и скажу вам оценки. (Слайд 19)

VI. Подведение итогов

 - Какие старинные названия месяцев вы запомнили?

-Что нового узнали на уроке? (Слайд 20)

VII. Рефлексия ( Слайд 21)

В творчестве русского композитора Пётра Ильича Чайковского есть цикл произведений под названием «Времена года», где отдельное произведение он посвятил каждому из 12 месяцев. Слушая отрывок из темы октября под названием «Осенняя песня» покрасьте лист в красный, желтый – если урок понравился, в зелёный- понравился, но остались вопросы.

(Под музыку Чайковского дети красят листочки).

- Сделайте оттиск своего листочка к дереву. У нас получилось не просто осеннее дерево, а дерево знаний – чем больше листочков, тем больше знаний. А как их увеличить, пополнить? (энциклопедии, книги, ресурсы Интернет…) (Слайд 22)

Домашнее задание: с.54-57 ответить на вопросы, п.т.с.37 №4,5.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала...
Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков)

Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные»
Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям)
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии...

Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира по теме "Березовая роща"
А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода»
Цель урока: ознакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги»
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос»
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме: «Земля-кормилица»
Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе
Урок окружающего мира по теме «В гости к осени» iconУрок окружающего мира в 1 классе
Урок по теме «Понятия: время, сутки, дни недели» разработан с основной целью: повторить согласный звук (ч) и букву Ч,ч, а так же...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск