Конспект урока окружающего мира в 1 «Г» класс
Тема: «Снег и лёд»
Цель:создать условия для формирования представления о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.
Задачи:
1.Путем практического исследования и моделирования природных объектов, вывести свойства снега и льда.
2.Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.
3.Определить значение снега и льда в природе и для человека.
4.Формировать экологическую культуру учащихся.
Оборудование
Веб-камера, интерактивная доска, проектор, одноразовые стаканчики, полоски цветной бумаги, салфетки.
Оргмомент
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться:
Доброе утро! Актуализация знаний учащихся
Песня «Как бы не было зимы».
Слушая эту весёлую песенку вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (о зиме)
В какие вы знаете признаки зимы?
Работа на ИД
Игра «Бывает — не бывает».
(Дети выходят по одному к доске, нажимают на любой рисунок, объясняют бывает или не бывает зимой. Лишние рисунки после нажатия исчезают). Мотивация учебной деятельности
Итак, чтобы определить тему нашего урока, попробуйте разгадать загадку:
В одной африканской школе тоже проходил урок и учитель рассказывал детям, что существует такая страна, в которой люди ходят по воде. И он не шутил. Такая страна действительно есть.
Ребята, что это за страна?
Хотите увидеть эту страну прямо сейчас? Тихонечко подойдите к окну.
По какой же воде люди ходят в России?
Снег — это основной признак зимы в нашей стране.
Какие задачи поставим на урок?
(изучить свойства снега и льда; определить значение снега и льда в природе; определить значение снега и льда для человека)
Сегодня на уроке мы будем выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, проводить эксперименты, делать выводы.
На доске появляются карточки: Снег, Лед
Работа по теме урока
Проводим эксперимент «Знатоки природы».
Выдвижение гипотезы. Снег и лед – это не одно и то же. Проверим это опытным путем.
Опыт 1.
Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Засекли время. Снег растаял через ... минут, а лед через ... минут.
Если воду от таяния снега и льда поместить в емкостях в морозилку, то мы увидим, что вода в емкостях замерзнет (этот опыт дети проводили дома).
Вывод: снег и лед в теплом помещении тают. Снег – быстрее, лед – медленнее.
Опыт 2 (дети проводят за партами в парах).
На лист цветной бумаги положим ком снега и кусок льда. Сравним снег и лед по цвету. Снег – белый, а лед – бесцветный.
Поытаемся рассмотреть через снег и лед цвет бумаги. Через снег цвет не виден, а через лед просматривается.
Вывод: снег – непрозрачный, лед – прозрачный.
Опыт 3.
Возьмём ком снега. Палочкой сделалаем углубление. Лед палочкой проткнуть не удалось. Тогда мы взяли карандащ и ударили по куску льда. Лед треснул и рассыпался.
Вывод: снег – рыхлый, а лед – хрупкий.
Какая беда может случиться, если лёд тонкий?
Вывод: тонкий лёд очень хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду.
Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.
На доске появляется запись:
Снег Лед
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
Рыхлый Хрупкий
2. Эксперимент«Природоведы».
Выдвижение гипотезы (снег бывает грязным)
Проведение опыта.
Положили в стакан ком снега. Когда снег растаял, на дне стакана появился темный осадок. Через несколько слоев марли перельём талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь. Рассмотрим марлю через веб-камеру.
Наблюдая за состоянием снега в различных местах, мы выяснили, что снег чище в парке, чем возле дорог.
Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.
Физминутка.
Игра «Льдинки, ветер и мороз».
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят,
Дзинь, дзинь.
Хлопают в ладоши с товарищем до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер»! Игроки — льдинки разбегаются в сторон и образуют новые пары по сигналу «Мороз»! Кто не успел найти себе новую пару становится водящим.
Итак, ребята, если лёд – это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег?
(снег – это множество снежинок)
Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?
Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?(Рассматривание фотографий снежинок на интерактивной доске с помощью функции «лупа»).
Вывод: снежинки похожи на звёздочки, у них шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.
Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки.
Тайна снежинок.
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.
Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.
Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
Ответ на вопрос, что такое ледники и айсберги. Показ фотогрграфий.
Значение снега и льда в жизни природы и человека.
Раскопаем снег лопаткой. Мы видим маленькие ростки травы. (Просмотр видеосюжета).
В снегу зимуют и прячутся от холода многие животные: мышь, медведь, бурундук, ёж, тетерев, глухарь, рябчик.
Что делают рыбаки на реке зимой? Почему все живое не замерзает подо льдом? Оказывается, подо льдом плюсовая температура. Снег нужен растениям, корням, семенам, он не греет, но, как и лёд, сохраняет тепло.
Вывод: снег и лёд сохраняют тепло, а значит имеют огромное значение для жизни растений и животных. Ребята, а нам со снегом, хорошо или плохо?
Верно: это веселые забавы детей (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых.
На ИД— разгадать виды спорта (для проверки используется инструмент «ластик» - стираются закрашенные названия видов спорта).
Физминутка.
Мы с доскою все играли
Глазки у ребят устали.(поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (посмотреть влево — вправо)
Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем,(закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём,
Вправо, влево повернём, (посмотреть по дуге вверх — вправо и вверх — влево)
А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими) Зима очень красивое время года. Полюбуйтесь её картинами. Поэты, писатели, художники, композиторы воспевали красоту зимней природы.
(просмотр слайдов с изображением картин русских художников).
Зима не только красивое время года, но и самое холодное.
Ребята, как вы думаете, какие опасности для здоровья подстерегают нас зимой? Как сохранить своё здоровье и не простудиться? (нужно закаляться, много гулять на свежем воздухе, избегать переохлаждения и контакта с больными людьми.)
Творческая работа
Дорисовать половинку снежинки. Выполненную работу прикрепляем на доске. А теперь у нас в классе настоящий снегопад.
Итог урока
Вспомните всё, что было сегодня на уроке. Что было для вас новым и необычным? |