Урок окружающий мир.
Раздел: «Человек и природа»
Тема урока: «Откуда берутся снег и лёд?»
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: организовать практическую деятельность, в результате которой учащиеся выделять свойства снега и льда.
Планируемые результаты и критерии их оценивания:
Учащиеся научатся:
делать выводы о свойствах снега и льда в результате практических действий, изображать эти действия с помощью схем, удерживать учебную задачу, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Ход урока
Эмоциональное вхождение в урок
Учитель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.
Создание мотивации.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришел гость. Вы хотите узнать кто он?
В голове - снег, В животе - снег, И в ногах снег, И в руках снег. Что за чудо человек? (Снеговик).
На доске появляется рисунок Снеговика, к которому прикреплен конверт с загадками.
Учитель: Снеговик принес конверт. Давайте посмотрим, что там? (карточки с загадками) Если вы отгадаете загадки, то вы узнаете, что больше всего любит Снеговик.
Всю зиму смирно лежит, А весной убежит. (Снег.)
Прозрачен как стекло, А не вставить в окно. (Лёд.)
Учитель: Так что же больше всего любит Снеговик? Почему?
Снег и лёд – основной признак зимы. Зимой на улице мы видим много снега и льда.
Учитель: Вы хотите узнать, откуда они берутся?
Снеговик предлагает нам ответить на этот вопрос.
(Класс делится на 4 группы, на столе в каждой группе лежат необходимые материалы для опыта и 2 объекта для изучения (снег и лёд))
Практическая работа.
Учитель: Ребята сегодня вы будете учёными – исследователями. К вам в лабораторию для изучения попали 2 известных вам объекта: снег и лёд. Вам нужно в группе вместе рассмотреть, изучить и сравнить их и сделать вывод, закончив предложение в учебнике о свойствах льда и снега. Каждая группа будет исследовать одно свойство.
Откройте учебник с. 46. На странице вам в помощь представлена картинка, которая показывает вам, что нужно сделать с объектами, чтобы прийти к выводу Посоветуйтесь в группе, как вы будете выполнять задание.
Учащиеся обговаривают план выполнения задания и поднимают сигнальную карточку зелёного цвета вверх (сообщают о готовности).
Учитель: с чего вы начнёте работу?
Учащиеся: сначала рассмотрим картинку (изучим, что нужно сделать с объектами), затем выполним действие с 1 объектом и прочитаем вывод, который предложен в учебнике, затем выполним действие со 2 объектом и сделаем вывод о свойстве 2 объекта, затем простым карандашом закончим предложение в учебнике о свойстве 2 объекта.
На доске появляется пошаговый план работы:
(рассмотри)
(изучи и исследуй)
(запиши)
Учащиеся самостоятельно работают в группах и выполняют задание.
После завершения работы один представитель от группы, зачитывает вывод и объясняет вследствие чего они пришли к этому выводу.
1 группа: Снег рыхлый. Лёд хрупкий, так как он разбился молотком.
2 группа: Снег белый. Лёд бесцветный, так как его нельзя отнести
3 группа: Снег непрозрачный. Лёд прозрачный, так как через него, возможно, увидеть другие предметы.
4 группа: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода. Это мы пронаблюдали вследствие нашего опыта. При проверке работы на доске оформляется запись вывод в виде слов- помощников.
Снег Лёд
Рыхлый Хрупкий
Белый Бесцветный
Непрозрачный Прозрачный
Тают
Физминутка
Ночью был мороз и вот –
Мы коньками режем лёд.
Разбежались, покатились,
Поскользнулись и свалились.
Снова на ноги поднялись
На носочках приподнялись,
Вверх подпрыгнули все дружно,
На урок уже нам нужно.
Учитель: Итак, снег и лёд имеют различные свойства. А если у них что–то общее? Где в природе вы видели лёд? ( В луже, в реке, на мокрой дороге)
А ещё в природе можно встретить ледники и айсберги (Учитель показывает картинки)
Так что такое лёд? (Это замерзшая вода)
Если лёд – это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег? (Снег – это множество снежинок)
На что похожи снежинки? (На звёздочки, шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.)
Дети рассматривают разные картинки снежинок.
Как вы думаете, где образуются снежинки? ( В небе, в облаках) А как?
Послушайте Снеговика, как он объясняет это природное явление. (Звучит аудиозапись с фрагментом из рассказа Марты Гумилёвской «Где рождается снег?)
Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Всё бывает совсем по - другому. Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно – медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
Учитель: Что же интересного об образовании снега вы узнали из рассказа Снеговика? Обсудите в группе ответ на этот вопрос.
Выступает одна группа по желанию, а другим предлагается дополнить ответ. Вывод: Снежинки образуются в небе в облаках. А облака – это скопление капелек воды на небе. В тёплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в снежинки.
Учитель: Мы изучили свойства снега ( на доске появляется карточка со словом «снег») и льда ( карточка со словом «Лёд»).
Состоят они из воды (карточка)
Учитель: Как эти объекты связаны между собой? Давайте эту взаимосвязь на схеме покажем стрелочками.
Итак, сделаем вывод: «Снег и лёд – это замершая вода».
Физминутка.
Играет музыка- «Вальс снежинок». (Дети произвольно выполняют плавные движения под музыку).
Рефлексия
- Ребята, что нового и интересного узнали на уроке?
Снеговик предлагает вам поиграть в игру «Да или нет».Он называет предложение, если вы согласны - рисуете синий кружок, если нет – красный. Эта игра поможет вам оценить свою работу на уроке. (Дети выполняют задание на маркерной доске)
Снег при таянии превращается в воду.
Если вода замерзнет, она превращается в лёд.
Снег бесцветный.
Лёд прозрачный.
У снежинок пять лучей.
Снег рыхлый.
Лёд хрупкий.
Снег непрозрачный.
Все снежинки одинаковые.
Снег белый.
Взаимопроверка.
Учитель: Сравните свои ответы с ответами Снеговика. За правильный ответ – поставьте плюсик.
Модельный ответ.
Поднимите руку те, у кого все плюсики.
(Снеговик вручает ребятам в подарок красивые снежинки)
Контроль и оценка.
Оцените свою деятельность на уроке и поставьте себе оценку шкале.
Домашнее задание:
Творческая работа.
Учитель: Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.
Попробуйте дома нарисовать свою неповторимую снежинку.
Спасибо за урок!
|