Рабочая программа учебного курса география 6 класс







Скачать 203.84 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса география 6 класс
Дата публикации08.09.2014
Размер203.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Утверждена

Приказ №________

от «___» ___________ 2013 г.
Директор школы О. Л. Блохина





Рабочая программа



учебного курса география

6 класс

г. Переславль-Залесский

2013 год
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной программы основного общего образования по географии для 6-7 классов и федерального компонента Государственного стандарта общего образования по географии.

Федеральный базисный учебный план для обязательного изучения учебного предмета «География» в 6 классе отводит 35 часов, а также подтверждает возможность привлечения еще одного часа в неделю для организации изучения обучающимися географического содержания краеведческой направленности.

Были использованы методические рекомендации Хомутовой Л. Н., методиста кафедры гуманитарных дисциплин ИРО о включении элементов краеведческого содержания в отдельные темы школьного курса предмета «География».

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «География» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» /

Краеведческое содержание не дублирует, а осуществляет органическую связь с курсом географии.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Используемый УМК:


  1. География. Природа и люди. Под редакцией А.И.Алексеева. – М.: Просвещение, 2007 – 2010.

  2. Географический атлас (с комплектом контурных карт). 6 класс. – М.: Роскартография, 2004 – 2010.

  3. Николина В.В. Методические рекомендации: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Гусева Е.Е. «Конструктор» текущего контроля: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.


Дополнительная литература:


  1. Баранчиков Е.В. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  2. Крылова О. В. Интересный урок географии. – М.: Просвещение, 2000.

  3. Крылова О. В. Современный урок географии: Уроки развивающего обучения. 6-7 классы. – М.: Школьная пресса, 2005.

  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.

  5. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения.

6-10кл. – М.: АРКТИ, 1999.

  1. Элькин Г. Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. – СПб.: «Паритет», 2003.

  2. Элькин Г. Н. Физическая география. 6 класс: Метод.пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.

  3. Интернет – ресурсы.


Оценочные практические работы:


  1. Решение задач по топографической карте.

  2. Топографический диктант.

  3. Составление простейшего плана местности.

  4. Определение направлений и расстояний по картам полушарий, России, Ярославской области.

  5. Определение географических координат.

  6. Обозначение на контурной карте крупнейших равнин и гор.

  7. Описание географического положения и высоты гор и равнин.

  8. Обозначение на контурной карте крупнейших объектов гидросферы.

  9. Характеристика географического положения объектов гидросферы.

  10. Описание реки по плану.

  11. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления с высотой, среднесуточной температуры, влажности, направления ветра.

  12. Характеристика климата г.Переславля-Залесского.



Цели:



Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об источниках географической информации, методах изучения Земли; о Земле как планете Солнечной системы, географических особенностях ее оболочек; причинно-следственных связях между компонентами природы, формирующих

окружающую среду и деятельности человека, ее изменяющей; географических особенностях природы своей области как составной части земных оболочек; обобщенных приемах работы на местности;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, различные методы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Тематический план



Наименование разделов и тем

Всего часов

Практические

работы

Контрольные

работы

1

Введение.

2

2




2

На какой Земле мы живем.

4

1




3

Земля как планета.

4

4




4

План и карта.

12

10

1

5

Человек на Земле.

3

2




6

Литосфера и рельеф Земли.

10

7

1

7

Гидросфера.

10

3

1

8

Атмосфера.

10

8

1

9

Биосфера.

4

3




10

Географическая оболочка.

9

4

1




Итого:

68

44

5


Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Практические работы

(оценочные выделены курсивом)

Дата




Введение (2ч)







1

География как наука, ее задачи и методы исследований. Значение географических знаний в современной жизни.

Пр/р №1 Организация наблюдений за погодой.




2

Основные источники географической информации. Структура учебника.










На какой Земле мы живем (4ч)







3

Развитие географической науки в древности. Эпоха Великих географических открытий.







4

Как были открыты и исследованы материки.







5

География сегодня. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.







6

Источники географической информации. Географические информационные системы.

Пр/р №2 Анализ источников географической информации.

Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».







Земля как планета (4ч)







7

Земля – планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Материки и океаны.

Пр/р №3 Составление и объяснение схемы «Положение Земли в Солнечной системе».

Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.




8

Вращение Земли вокруг своей оси, движение по орбите вокруг Солнца и их географические следствия.

Пр/р №4 Определение фенологических изменений в природе своей местности по сезонам года.




9

Неравномерное распределение света и тепла на Земле. Дни равноденствий и солнцестояний.

Пр/р №5 Составление и объяснение схемы «Движение Земли вокруг Солнца».




10

Распределение света и тепла на Земле.

Пр/р №6 Составление схемы «Пояса солнечного освещения».







План и карта (12ч)







11

Способы ориентирования и измерения расстояний на местности и плане.

Пр/р №7 Определение направлений и расстояний на местности.




12

Азимут. Компас. Способы ориентирования.

Пр/р №8 Ориентирование при помощи компаса. Определение азимута.

Движение по азимуту.




13

Масштаб. Условные знаки плана.

Пр/р №9 Решение задач по топографической карте.




14

Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота.

Пр/р №10 Чтение плана местности.





15

Глазомерная съемка местности.

Пр/р №11 Составление простейшего плана местности.




16

Глобус. Географическая карта. Масштаб и легенда карты. Виды географических карт.

Пр/р №12 Сравнение изображения местности на картах, космических снимках и аэрофотоснимках.

Определение расстояний с помощью масштаба.




17

Градусная сеть карты.

Пр/р №13 Определение расстояний с помощью градусной сети.




18

Урок – практикум.

Пр/р №14 Определение направлений и расстояний по картам полушарий, России, Ярославской области.

Определение абсолютных высот по физической карте Ярославской области.




19

Географическая широта.

Пр/р №15 Определение географической широты.




20

Географическая долгота.

Пр/р №16 Определение географической долготы и географических координат.




21

Обобщение знаний и умений по теме «Географическая карта».







22

Контроль знаний и умений по теме «Географическая карта»










Человек на Земле (3ч)







23

Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к разным условиям жизни.







24

Расы и народы мира. Численность и размещение населения.

Пр/р №17 Определение по карте плотности населения.




25

Государства на земном шаре.

Пр/р №18 Нахождение на политической карте мира крупнейших государств и их столиц.







Литосфера и рельеф Земли(10ч)







26

Внутреннее строение Земли. Земная кора; ее строение под материками и океанами.







27

Горные породы и минералы, их свойства и происхождение.

Пр/р №19 Изучение свойств горных пород и минералов.




28

Минеральные ресурсы литосферы, их виды, способы добычи и транспортировки.

Пр/р №20 Изучение свойств горных пород и минералов своей местности.




29

Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы Ярославской области.







30

Движения земной коры. Правила безопасного поведения во время стихийных явлений.

Пр/р №21 Обозначение на контурной карте районов размещения зон землетрясений и вулканов.




31

Рельеф Земли. Равнины. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России.

Пр/р №22 Обозначение на контурной карте крупнейших равнин.

Описание по карте равнин по плану.




32

Жизнь людей на равнинах.

Пр/р №23 Описание рельефа своей местности.




33

Рельеф Земли. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России.

Пр/р №24 Обозначение на контурной карте крупнейших гор.

Описание по карте гор по плану.




34

Изменение гор и равнин под воздействием внешних сил. Выветривание. Овраги, сели.

Пр/р №25 Описание изменений рельефа под влиянием деятельности человека.




35

Контроль знаний по теме «Литосфера и рельеф Земли».










Гидросфера (10ч)







36

Состав и строение гидросферы.







37

Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей.







38

Мировой океан и его части.







39

Рельеф дна Мирового океана.







40

Температура и соленость вод Мирового океана.







41

Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности.







42

Реки – артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки. Крупнейшие реки мира и России.

Пр/р №26 Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира.




43

Значение рек для человека. Реки Ярославской области. Рациональное использование ресурсов рек.

Пр/р №27 Описание реки Трубеж по плану.

Установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.




44

Озера, подземные воды и ледники.

Пр/р №28 Описание озера Плещеева.

Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира.




45

Контроль знаний и умений по теме «Гидросфера».










Атмосфера (10ч)







46

Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы для жизни на Земле. Пути повышения качества воздушной среды.







47

Тепло в атмосфере.

Пр/р №29 Определение среднесуточной температуры на основании показаний термометра.

Построение графика температуры.




48

Атмосферное давление.

Пр/р №30 Решение практических задач на определение изменений температуры и давления с высотой.




49

Ветер.

Пр/р №31 Построение и анализ розы ветров для г.Переславля.




50

Влага в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды.

Пр/р №32 Решение практических задач на определение влажности.




51

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека.

Пр/р №33 Анализ календаря погоды.




52

Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс.

Пр/р №34 Анализ прогноза погоды на ближайшие два-три дня.




53

Климат и климатические факторы.

Пр/р №35 Выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.




54

Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Пр/р №36 Характеристика климата г.Переславля.




55

Контроль знаний по теме «Атмосфера».










Биосфера (4ч)







56

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира.

Пр/р №37 Описание растений и животных своей местности.




57

Почва как особое природное образование. Особенности почв своей местности.

Пр/р №38 Наблюдение и описание почвенного покрова своей местности.




58

Человек – часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.







59

Изменение биосферы человеком. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

Пр/р №39 Составление списка охраняемых растений и животных своей местности.







Географическая оболочка (8ч)







60

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними.

Пр/р №40 Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.




61

Свойства географической оболочки.

Пр/р №41 Описание природного комплекса своей местности.




62

Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Ярославской области.







63

Природные зоны Земли.

Пр/р №42 Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».




64

Культурные ландшафты.

Пр/р №43 Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.




65

Объекты природного и культурного наследия.







66

Обобщающее повторение по курсу географии 6 класса.







67

Контроль знаний за курс географии 6 класса. Итоговая тестовая работа.







68

Повторительно-обобщающий урок.








Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии обучающиеся VI класса должны:

знать/понимать

основные географические понятия и термины: различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий; географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность,

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов

и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для

изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации

человека к условиям окружающей среды;

составлять описание географических объектов и явлений на основе разнообразных

источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек;

географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной

форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений
    за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
    в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
    определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов
    своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
    местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер
    в случае стихийных природных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности и из
    разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса география 6 класс iconПояснительная записка Данная рабочая программа учебного курса географии...
Данная рабочая программа учебного курса географии составлена на основании: Примерной программы по учебным предметам География 11...
Рабочая программа учебного курса география 6 класс iconРабочая программа учебного курса «География»
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса география 6 класс iconРабочая программа учебного курса «География материков и океанов»
Рабочая программа учебного курса «География материков и океанов» составлена на основе следующих документов">