Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы





Скачать 227.51 Kb.
НазваниеУрок первый Тема урока. Четыре царства живой природы
Дата публикации12.07.2013
Размер227.51 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Уроки по окружающему миру 3 класс, УМК «Планета знаний»
Урок первый

Тема урока. Четыре царства живой природы.

Цели урока.

  • Познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.

  • Раскрыть основные отличия этих царств: растения-грибы, грибы-бактерии, бактерии-животные.

  • Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ (дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)

  • Расширить кругозор учащихся.

Осознавать единство и целостность окружающего мира.

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Оборудование

Презентация “Четыре царства природы”, ПК, медиапроектор, микроскоп, карточки с заданиями, толковый словарь

Ход урока
1.Организационный момент. Учащиеся поделены на 4 группы.

2. Вступительное слово учителя

Посмотри, мой милый друг

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Поле, речка и листва.

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … ( природа).

-Кто догадался, о чём мы будем сегодня вести разговор?

-Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (Живая и неживая.)

(У детей карточки с предметами живой и неживой природы. Распределиться на 2 команды)

Проблемный вопрос

Слайд 1.
Внимательно прочитайте следующие слова.

дышат

движутся

питаются

растут и развиваются

размножаются

умирают

- С объектами какой природы их можно соотнести? (Живой)

- Объектом нашего рассмотрения сегодня будет именно живая природа.

Ученик 1.В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…

Ученик 2.Нет – нет, не царь с царицей….

Ученик 1.Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас….

Ученик 2. Это четыре царства живой природы.

Слайд 2 “Царства живой природы”- без названий.
Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.

Работа в группах. У каждой группы на столе есть карточка с описанием какого-то царства. Зачитывают его и называют. В ходе этой работы составляется кластер.
Слайд 3.(Кластер, с поочередно высвечивающимися названиями царств живой природы)

1группа. Удивителен и разнообразен наш мир. Многих из нас вы хорошо знаете, а о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах (отгадав название передач, назовете первое царство): «В мире …..», «Диалоги о ….» (животных).

-Что вы понимаете под словом животное?

-Приведите примеры различных представителей животных.

-Как их называют ученые? (Едоки)

Учитель при необходимости добавляет. ( В науке за термином животные закреплено более широкое значение, к животным, помимо млекопитающих, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, всевозможные черви и т. д.)

2 группа. Мы являемся главным нарядом Земли, «легкими» планеты (растения).

-Что относится к растениям?

-Какую важную работу они выполняют на планете.

-Кто знает как их называют ученые? (Кормильцами)

Учитель при необходимости добавляет. (Ученые называют их «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных. Но самое главное – дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и питательные минеральные вещества.)
ФИЗМИНУТКА. РЕЛАКЦИОННАЯ ИГРА «ДЕРЕВО»
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте.

- Представьте, что вы дерево.

- Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.

- Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно.

- Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.

- Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга.

- Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
3 группа. Мы – загадочные создания. Почти каждый собирал нас, сушил, жарил, солил… Древние говорили, что они посланы богами: съедобные – в награду, ядовитые в наказание (грибы).

-Есть ли у грибов присущие для растения части: корень, стебель, листья? (Нет)

-Какая часть гриба съедобна? (Та, которая находится над поверхностью)

-А как называется подземная часть гриба в виде нитей? (Грибница)

-В каких местах любят расти грибы? (Где много влаги и тепла)

-Какие бывают грибы? Приведите примеры. (Съедобные и несъедобные)

-А как вы думаете кем в природе «работают» грибы?

Учитель при необходимости добавляет. ( Грибы работают в природе «мусорщиками», то есть разлагая отходы, они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия ее существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.)

4 группа. Назовите героя сказки К.Чуковского «Мойдодыр» от которого все отвернулись, а одежда убежала. (Мальчик грязный, неумытый). Там где грязь, там и болезни, а нам хорошо! Кто мы? (Бактерии).

Работа с микроскопом.

-Давайте рассмотрим под микроскопом грязь.

- Что увидели? (Мельчайшие живые существа)

- Можно ли бактерии увидеть невооруженным глазом? Почему? (Слишком мелкие)

- Чем для человека являются бактерии? (Возбудителями болезней)

- Есть ли среди бактерий полезные? Если да, то где встречаются?(Да, в молочных продуктах)

- Чем питаются бактерии? (Умершими организмами)

- Как их называют ученые? (Мусорщиками)

Учитель при необходимости добавляет. (Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства, как животных, так и растений. Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт – показ). А еще ученые называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого).

Слайд 4.

Получился кластер


Учитель. Царства живых существ изучают специальные науки.

Каждое царство выбирает название своей науки: ботаника, зоология, микология, микробиология. Находят в словаре значение данных слов и, если ошиблись, то меняются.
Слайд 5.

Бота́ника (др.-греч. βοτανικός — относящийся к растениям, βοτάνη — трава, растение).

Зоология (от др.-греч.ζῷον — животное и λόγος — учение) 

Миколо́гия (от др.-греч.μύκης — гриб) 

Микробиология — наука о живых организмах, невидимых невооруженным глазом .

Учитель. У каждого живого существа есть своя среда обитания.

- Вспомните, что называют средой обитания.
Слайд 6.

Вывешиваются картины с разной средой обитания: воздух, вода, почва, йогурт. Каждое царство выбирает свою среду обитания и доказывает почему им там удобно жить. (Свет, воздух, тепло и т. д.)

5. Подведение итога урока.
Слайд 7

-Распределите живые организмы по группам:

Кормильцы – ( растения)

Едоки – (животные)

Мусорщики – ( бактерии, грибы)

- Какое же царство самое нужное в природе? Докажите.

Учитель при необходимости добавляет. (Чтобы не навредить природе, нужно знать ее законы. Все царства связаны друг с другом и участвуют в круговороте веществ. Каждое звено этого круговорота необходимо для жизни обитателей нашей земли. Все на свете нужны).
6. Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике на с.78-79.

Прочить в энциклопедиях об одном из царств живой природы.

Урок второй.

Тема урока: «Разнообразие растений»

Цели урока.

сформировать знания о разнообразии растений; формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас;

воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование.

Презентация “Разнообразие растений”, ПК, медиапроектор, карточки с заданиями, гербарий, пазл «Домик»
Ход урока

1.Организационный момент.

Дети сидят по группам (5 групп).

2. Актуализация знаний. Работа в группах.

Учащиеся по утверждениям должны вспомнить название царств живой природы.

Задание №1.

Ученые называют их «мусорщиками» нашей планеты. 

Имеют свойства, как животных, так и растений.

Можно увидеть только в микроскоп. (Бактерии)

Задание №2.

Возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.

Вырастая, образуют споры - мельчайшие, как пыль, образования.

Не все виды можно употреблять в пищу. (Грибы)

Задание №3.

Ученые называют их «кормильцами».

Дают всем нам, живым организмам, воздух.

Благодаря этому царству существуют на Земле все живые существа. (Растения)

Задание №4.

Способны передвигаться.

Питаются живыми существами.

Могут жить в разной среде. (Животные)

Задание №5.

Назвать науки, изучающие царства живой природы.

В какой среде могут обитать представители живой природы?

3.Сообщение темы и цели урока.

- Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего разговора.

Слайд 1. Кроссворд «Растения»











1




























2




























3


























































5



















6



































































8





















1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета

Фиалкового цвета.

Это в летний жаркий день,

Расцвела в саду …….. (сирень.)

7. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

8. Платье потеряла,

Пуговки остались. (Рябина.)

В выделенных клетках прочитайте слово…(Растения)

Ученик. В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой.

-Что такое флора? (В ботанике исторически сложившаяся совокупность видов растений).

Ученик. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.Она бережно охраняет свое Царство.

Слайд 2.

- Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением.

- У меня на столе лежат детали разноцветного пазла в виде домика. Каждая группа возьмет себе одну деталь и узнает, с какой группой растений она будет работать (с обратной стороны написано: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).


- Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я - мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения,5-я – цветковые растения. Перед каждым на столе лежит карточка «Знаете ли вы?» Ответьте на вопросы в первой графе, поставив + или -.




п/п

Знаете ли вы?

До

После

1

…что водоросли могут окрасить воду?







2

…что водоросли не имеют корней и стеблей?







3

…что у мха есть только стебель и листья?







4

…что мох может ожить после того, как его засушили?







5

…что папоротники когда-то были деревьями?







6


… что папоротники не имеют цветов?







7

…что хвойные растения размножаются семенами?







8

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?







9

…что на Земле больше всего цветковых растений?







10

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?









4. ФИЗМИНУТКА

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает:

Раз, два, три, четыре, пять,

Ох, считать - не сосчитать

За день, за два и за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая сова

Сосчитать бы не смогла.
- На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений вашей группы, текст о данной группе растений. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?
Слайд 3
План

1.Прочитать текст

2.Рассмотреть гербарий, фотографии

3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения - представители этой группы.
4. Самостоятельная работа в группах

Карточка 1

Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде. Водоросли – это сборная группа организмов, основная часть которых, согласно современным представлениям, входит в царство Растений. Различные группы водорослей возникли в разное время и, по-видимому, от разных предков, но в результате эволюции в сходных условиях обитания приобрели много сходных черт.

У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. Наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Такое нерасчлененное на органы тело водорослей носит название слоевище, или таллом.

Водоросли никогда не образуют цветков и семян, а размножаются вегетативно или спорами.

Водоросли поглощают нужные им вещества из воды всей поверхностью.

Мелкие свободноплавающие водоросли, развиваясь в больших количествах, вызывают «цветение» (окрашивание) воды.

Карточка 2

Мхи - зеленые растения, способные создавать органические вещества из углекислого газа и воды. По типу питания они сходны со всеми зелеными растениями. Мхи принадлежат к числу высших растений. Но это - самые примитивные, наиболее просто устроенные высшие растения. У них нет, например, настоящих корней со многими специализированными тканями. Роль корней выполняют ризоиды - мелкие нитевидные отростки. Стебли и листья мхов имеют очень простое, довольно однородное микроскопическое строение

 Мхи - самые мелкие среди высших растений. Их размеры исчисляются немногими миллиметрами, реже сантиметрами. Наконец, мхи - самые мелколистные растения. Листья многих видов мхов настолько малы, что почти не различимы простым глазом.

Жизнь мхов очень своеобразна. Эти маленькие хрупкие растения круглый год остаются зелеными. Такими их можно найти даже зимой под снегом. Они словно нечувствительны к холоду. Весной, едва сошел снег и чуть пригрело солнце, мхи быстро оживают. Однако в дальнейшем они находятся в состоянии активной жизни далеко не все время. Эти растения по-настоящему живут лишь в отдельные периоды лета, когда они смочены водой. Именно в это время, когда достаточно влаги, у них идет фотосинтез, рост, размножение. Словом, мхи живут как бы от дождя до дождя. Их жизнедеятельность тесно связана с наличием воды, они очень зависят от влажности. Когда дождя долго нет, мхи высыхают и все жизненные процессы останавливаются. Однако растения не погибают, а просто переходят в стадию покоя, словно впадают в глубокую спячку. И так до следующего дождя.

Карточка 3

Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом.

Папоротники встречаются в лесах – в нижнем и верхнем ярусах, на ветвях и стволах крупных деревьев – как эпифиты, в расселинах скал, на болотах, в реках и озёрах, на стенах городских домов, на сельскохозяйственных землях как сорняки, по обочинам дорог. Папоротники – вездесущи, хотя и не всегда привлекают внимание. Но самое их большое разнообразие – там, где тепло и сыро: тропики и субтропики

Папоротники размножаются спорами и вегетативно корневищами

Тело папоротника состоит из листовых пластинок, черешка, видоизменённого побега и корней (вегетативного и придаточного). Листья папоротника называются вайя.

В лесах умеренной зоны обычно папоротники имеют короткий стебель, представляющий собой корневище, находящееся в почве.

Вайи (листья папоротника) развёртываются над поверхностью почвы, вырастая из почек корневища. Эти листоподобные органы обладают верхушечным ростом и могут достигать больших размеров, обычно они служат для выполнения двух функций – фотосинтеза и спорообразования.

Карточка 4

Хвойные растения – это насчитывающий около 600 видов порядок, который относится к классу шишконосных отдела голосеменных. 

Большинство современных голосеменных растений относятся к подклассу хвойных: их называют так из-за видоизменённых листьев, называемых иглами, или хвоей.

Сюда входят исключительно растения с одеревеневшими стволами - деревья или кусты.

Корни хвойных деревьев глубоко уходят в почву, что позволяет надземной части вырастать до значительных размеров.

Держатся листья на дереве от 2 до 7 лет и лишь у лиственницы и лжелиственницы ежегодно опадают на зиму.

У хвойных растений весной на молодых побегах можно наблюдать светло-желтое соцветие шишечек в которых затем созревают семена.

Хвойные – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Их целебные свойства просто чудесны! Лечебными свойствами обладают и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Сосновый запах убивает бактерии.

Хвойные растения считаются долгожителями. Они могут прожить до 3-4 тысяч лет.

Карточка 5

Самый многочисленный отдел растений – цветковые растения, насчитывающие около 250 000 видов обитающих повсюду на Земле. Цветковые растения встречаются в тундре, среди вечной мерзлоты и в тропиках, среди болот, в пустынях и высоко в горах. К ним относятся и травы, и деревья, и лианы, и кустарники. Самое маленькое из них – это ряска, живущая в воде и едва достигающая миллиметра в диаметре. Самыми крупными цветковыми растениями являются деревья, которые могут достигать высоты 95м и более.

Цветковыми растения этой группы называются потому, что у них развивается особый орган размножения – цветок. Например, это могут быть такие ярко окрашенные и обладающие чудесным запахом цветы, которые можно увидеть в садах или за городом. Цветки растений, напоминающих обычную траву, обычно мелкие и невзрачные, а у многих деревьев они и вовсе не похожи на цветки.

Каждое цветковое растение имеет органы: корень, стебель, лист, цветок и плод. Благодаря корню, стеблю, листья растение питается. Поэтому корень, стебель, лист называют органами питания. При помощи цветков и плодов растение может размножаться. Другими словами цветок и плод называют органами размножения.

5. Проверка самостоятельной работы.

Заслушивание ответов детей. Заполнение графы «после » в таблице.




п/п

Знаете ли вы?

До

После

1

…что водоросли могут окрасить воду?







2

…что водоросли не имеют корней и стеблей?







3

…что у мха есть только стебель и листья?







4

…что мох может ожить после того, как его засушили?







5

…что папоротники когда-то были деревьями?







6

… что папоротники не имеют цветов?







7

…что хвойные растения размножаются семенами?







8

…что хвойные растения могут прожить больше 3000 лет?







9

…что на Земле больше всего цветковых растений?







10

…что цветковые растения можно встретить и в лесу, и в воде?








6. Рефлексия

Слайд 4


А) Составление пазла. (Домик)

-Какие же растения есть у нас на Земле?
Слайд 5

б) Составление синквейна о растениях

Каждой группе предлагается составить синквейн об одном из представителей царства растений.

  1. ____________________________ Что?

  2. ____________________________ Какой? Какие?

  3. ____________________________ Что делает? Что делают?

4. ___________________________ Главная мысль о растении? Что бы вы хотели сказать?

  1. _______________________Что? (Резюме)


  1. Домашнее задание

- Приготовить буклет об одном растении из своей группы.

-Прочитать статью в учебнике на с.85-86.


Кравец Ольга Гавриловна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Буденновска Буденновского района»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconУрок во 2 классе Тема: «Царства живой природы»
Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; конверты с представителями царства животных для работы в парах, карточки...
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconЭнергоинформационная безопасность
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconПояснительная записка
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconСибирский федеральный университет
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы icon«сибирский федеральный университет»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconИз книги Елены Бембель
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconБиологические ритмы : список литературы
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы icon«agregat» происходит от фр. «agreger» лат. «aggregare»
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconКак стать экстрасенсом москва 1990
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconПредседателю Высшей аттестационной комиссии академику М. П. Кирпичникову
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconФедеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы icon«клииО» Проводит II межрегиональную викторину в рамках 2013 года- года Экологии для обучающихся
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы iconНими любую преграду, любой экран, включая и металлический, связь...
Тема урока: «Биология – наука о живой природе. Царства живой природы. Среды обитания организмов»
Урок первый Тема урока. Четыре царства живой природы icon1. Пояснительная записка. Раздел Как устроен мир 7часов
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск