Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 262.4 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/2
Дата публикации09.09.2014
Размер262.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.1 АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
020801 Экология (Экологическая экспертиза)

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А.В.


1.2 Рецензенты:

  • кандидат биол. наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.

  • главный научный сотрудник лаборатории океанологии и радиоэкологии ММБИ, доктор географических наук Дженюк С.Л.


1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • цель курса : изучить структурные и функциональные изменения происходящие в организме человека, их механизмы, возникающие в процессе приспособления человека к пребыванию в условиях Крайнего Севера.

  • задачами курса являются:

- определить основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, вызывающие возникновение и развитие адаптаций;

- изучить механизмы адаптаций человека;

- изучить системные адаптации человека к условиям Крайнего Севера.

  • место курса в общей системе подготовки специалиста :

Данный курс представляет собой более детальное изучение медико-биологических аспектов экологии человека. При его изучении расширяются знания о механизмах адаптаций, реадаптаций, деадаптаций и дезадаптаций, возникающих в организме человека под влиянием специфических условий Крайнего Севера.

  • После окончания курса студенты должны знать:

- механизмы воздействия на организм человека природных факторов Крайнего Севера;

- механизм возникновения и развития приспособительных реакций;

- последствия длительного пребывания человека в условиях Крайнего Севера.

Студенты должны уметь:

- объяснять закономерности реакций организма человека на воздействие факторов среды Крайнего Севера;

- определять необходимые меры для снижения негативного воздействия средовых факторов.

  • В основе содержания программы положены



1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Не предусмотрено
1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020801 Экология (Экологическая экспертиза)

3

6

110

30

20

10

-

80

зачет



1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ФТД.2 020801 «ЭКОЛОГИЯ»

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Характеристика природно-климатических условий районов Крайнего Севера.

4

2

2

-


-

2.

Механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма человека

4

2

2

-

-

3.

Общие представления об адаптации человека

4

2

2

-

-

4.

Индивидуальная и популяционная адаптации человека

4

2

2

-

-

5.

Адаптации системы обмена веществ.

4

2

2

-

-

6.

Адаптации сердечно-сосудистой системы.

4

2

2

-

-

7.

Адаптации нервной системы.

4

2

2

-

-

8.

Приспособительные реакции дыхательной системы.

4

2

2

-

-

9.

Адаптации системы крови.

4

2

2

-

-

10.

Биоритмы.

4

2

2

-

-

Всего

40

20

20

-

-


ОПД.В.1.1. 020801 «ЭКОЛОГИЯ», ЗФО

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Характеристика природно-климатических условий районов Крайнего Севера.

-

-

-

-

24

2.

Механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма человека

2

2

-

-

3.

Общие представления об адаптации человека

4

2

2

-

4.

Индивидуальная и популяционная адаптации человека

2

2

-

-

24

5.

Адаптации системы обмена веществ.

2

2

-

-

6.

Адаптации сердечно-сосудистой системы.

4

2

2

-

7.

Адаптации нервной системы.

-

-

-

-

16

8.

Приспособительные реакции дыхательной системы.

2

2

-

-

9.

Адаптации системы крови.

2

-

2

-

8

10.

Биоритмы.


2

-

2

-

8

Всего

20

12

8

-

80


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Характеристика природно-климатических условий районов Крайнего Севера.

Границы эксремально холодных регионов, их площадь. Характеристика климата континентальных и морских районов. Специфика климатообразующих процессов в высоких широтах.

Раздел 2. Механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма человека.

Барьерная система в организме человека. Механизмы саморегуляции физиологических функций. Вегетативная нервная система. Эндокринная система. Иммунная система.

Раздел 3. Общие представления об адаптации человека.

Понятие об адаптациях. Механизмы адаптаций. Критерии адаптаций. Понятие акклиматизации. Степень адаптированности и ее критерии.

Раздел 4. Индивидуальная и популяционная адаптации человека.

Этапы фенотипических адаптационных реакций. Понятие системно-структурного следа. Понятие физиологической и патологической деадаптаций. Популяционная адаптация и географическая изменчивость.Адаптивные типы человека. Генетический полиморфизм и генетический груз.

Раздел 5. Адаптации системы обмена веществ.

Обмен веществ в организме человека, его значение, механизмы и виды. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на обмен веществ. Адаптационные изменения в системе обмена веществ и их возможные последствия.

Раздел 6. Адаптации сердечно-сосудистой системы.

Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на работу сердечно-сосудистой системы. Адаптационные изменения в работе сердечно-сосудистой системы. Продолжительность периода компенсации. Патологии сердечно-сосудистой системы, возникающие под воздействием факторов среды.

Раздел 7. Адаптации нервной системы.

Строение и функционирование нервной системы. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие функции нервной системы. Адаптационные изменения в работе нервной системы.

Раздел 8 Приспособительные реакции дыхательной системы.

Строение и функционирование системы дыхания. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие функции респираторных органов. Адаптационные изменения в работе дыхательной системы и их возможные последствия.

Раздел 9. Адаптации системы крови.

Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на систему крови. Изменения системы крови в процессе адаптаций.

Раздел 10. Биоритмы.

Понятие биоритмов. Компоненты биоритмов. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на изменения биоритмов. Возможные последствия нарушения биоритмов. Десинхронозы.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

ОПД.В.1.1. 020801 «ЭКОЛОГИЯ», ЗФО



ТЕМА

Название самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля



1

Характеристика природно-климатических условий районов Крайнего Севера. Механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма человека. Общие представления об адаптации человека

  1. Природно-климатические факторы, наиболее сильно влияющие на организм человека в условиях Крайнего Севера.

  2. Характеристика иммунной системы.

  3. Понятие социальных адаптаций

24

Опрос на практическом занятии

2

Индивидуальная и популяционная адаптации человека. Адаптации системы обмена веществ. Адаптации сердечно-сосудистой системы.

1. Составить схему механизма индивидуальной адаптации.

2. Адаптационные особенности обмена веществ и работы сердечно-сосудистой системы у аборигенного населения.

24

Реферат

3

Адаптации нервной системы. Приспособительные реакции дыхательной системы.

1. Составить схему симпатической и парасимпатической регуляции деятельности основных систем организма человека.

2. Описать механизм возникновения высокогорной болезни.

16

Доклад на практическом занятии

4

Адаптации системы крови.

1. Описать механизм изменений системы крови при пребывании человека в условиях Антарктиды.

8

Опрос

5

Биоритмы.


1. Механизм возникновения, развития и профилактики десинхронозов.

8

Опрос



1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
План последовательного проведения
практических занятий.


Практическое занятие №1

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 04 Паразитология основная...
Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Внеклассная работа...
Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 География городов...
Земли в результате исторической эволюции обществ (цивилизаций) и в современных условиях глобализации мировой системы
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно методический комплекс дисциплины фтд. 2 Введение в германскую...
Рецензенты: Билоус Л. С к ф н., доцент, декан фия мурманского гуманитарного института
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Адаптация человека к условиям крайнего севера основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск