Скачать 262.4 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.1 АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020801 Экология (Экологическая экспертиза) (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры географии и экологии естественно-географического факультета (протокол № 8 от 18.03.2008 г.) Зав. кафедрой ______________ /А.В. Николаев/ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.2 Рецензенты:
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- определить основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, вызывающие возникновение и развитие адаптаций; - изучить механизмы адаптаций человека; - изучить системные адаптации человека к условиям Крайнего Севера.
Данный курс представляет собой более детальное изучение медико-биологических аспектов экологии человека. При его изучении расширяются знания о механизмах адаптаций, реадаптаций, деадаптаций и дезадаптаций, возникающих в организме человека под влиянием специфических условий Крайнего Севера.
- механизмы воздействия на организм человека природных факторов Крайнего Севера; - механизм возникновения и развития приспособительных реакций; - последствия длительного пребывания человека в условиях Крайнего Севера. Студенты должны уметь: - объяснять закономерности реакций организма человека на воздействие факторов среды Крайнего Севера; - определять необходимые меры для снижения негативного воздействия средовых факторов.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО Не предусмотрено 1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.6.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ФТД.2 020801 «ЭКОЛОГИЯ»
ОПД.В.1.1. 020801 «ЭКОЛОГИЯ», ЗФО
1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Характеристика природно-климатических условий районов Крайнего Севера. Границы эксремально холодных регионов, их площадь. Характеристика климата континентальных и морских районов. Специфика климатообразующих процессов в высоких широтах. Раздел 2. Механизмы поддержания постоянства внутренней среды организма человека. Барьерная система в организме человека. Механизмы саморегуляции физиологических функций. Вегетативная нервная система. Эндокринная система. Иммунная система. Раздел 3. Общие представления об адаптации человека. Понятие об адаптациях. Механизмы адаптаций. Критерии адаптаций. Понятие акклиматизации. Степень адаптированности и ее критерии. Раздел 4. Индивидуальная и популяционная адаптации человека. Этапы фенотипических адаптационных реакций. Понятие системно-структурного следа. Понятие физиологической и патологической деадаптаций. Популяционная адаптация и географическая изменчивость.Адаптивные типы человека. Генетический полиморфизм и генетический груз. Раздел 5. Адаптации системы обмена веществ. Обмен веществ в организме человека, его значение, механизмы и виды. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на обмен веществ. Адаптационные изменения в системе обмена веществ и их возможные последствия. Раздел 6. Адаптации сердечно-сосудистой системы. Строение и функционирование сердечно-сосудистой системы. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на работу сердечно-сосудистой системы. Адаптационные изменения в работе сердечно-сосудистой системы. Продолжительность периода компенсации. Патологии сердечно-сосудистой системы, возникающие под воздействием факторов среды. Раздел 7. Адаптации нервной системы. Строение и функционирование нервной системы. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие функции нервной системы. Адаптационные изменения в работе нервной системы. Раздел 8 Приспособительные реакции дыхательной системы. Строение и функционирование системы дыхания. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие функции респираторных органов. Адаптационные изменения в работе дыхательной системы и их возможные последствия. Раздел 9. Адаптации системы крови. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на систему крови. Изменения системы крови в процессе адаптаций. Раздел 10. Биоритмы. Понятие биоритмов. Компоненты биоритмов. Основные природно-климатические факторы Крайнего Севера, влияющие на изменения биоритмов. Возможные последствия нарушения биоритмов. Десинхронозы. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения. ОПД.В.1.1. 020801 «ЭКОЛОГИЯ», ЗФО
1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ План последовательного проведения практических занятий. Практическое занятие №1 |
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5 Мифология Кольского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 04 Паразитология основная... Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А. В | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Культура германии... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Внеклассная работа... Автор программы: старший преподаватель кафедры географии и экологии Ковальчук Е. А | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 2 География городов... Земли в результате исторической эволюции обществ (цивилизаций) и в современных условиях глобализации мировой системы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 6 Художественное краеведение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно методический комплекс дисциплины фтд. 2 Введение в германскую... Рецензенты: Билоус Л. С к ф н., доцент, декан фия мурманского гуманитарного института | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |