«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/ Нуриева З. З./ Протокол №1 от
«___» ________2012г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/Р.Г.Галимова/ «___» ________2012г
| «Утверждено»
Директор МБОУ «АСОШ№7»
_____________/А.М.Гатауллина/
Приказ №1 от
«___» ________2012г.
|
Рабочая программа по географии
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Арская средняя общеобразовательная школа №7 »
Арского муниципального района Республики Татарстан
учителя географии
Фахертдиновой Лейсан Фархатовны
8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета протокол №1 от «29» августа 2012г.
2012-2013 учебный год
Учебно – тематическое планирование
Предмет: География
Класс: 8
Учитель: Фахертдинова Лейсан Фархатовна
Количество часов: всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ – 1, практических работ- 8
Административная контрольная работа - 1
Учебники:
География, природа России. И.И.Баринова. 2006 год.
География Татарстана. А.С. Тайсин 2003 год.
Пояснительная записка Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о природных условиях России и взаимосвязи климатических условий, природных зон. О многообразии природных комплексов и регионов
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями территории России
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета
• понимания географической специфики крупных регионов России.
Данная рабочая программа по географии 8 класс составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); - Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год; - Примерной программы основного общего образования по географии; - Учебного плана МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года)
Содержание Введение
Что изучает география России. Географическое положение России (6ч.)
Географическое положение России.Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря, омывающие Россию Природно-хозяйственные различия морей. История освоения и изучения территории России. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны. Государственная территория России Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России. Россия на карте часовых поясов. Этапы и методы географического изучения территории. Особенности административно-территориального устройства России.
Практическая работа №1 «Определение географического положения России» (нанесение на контурную карту).
Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени».
Особенности природы и природные ресурсы (21ч.)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.Геологическая история и геологическое строение территории России.Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Рельеф России .Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых: зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом: способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Климат и климатические ресурсы.Факторы, определяющие климат России. Циклоны и антициклоны.Типы климатов России.Климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Климат и человек.
Внутренние воды и водные ресурсы.Разнообразие внутренних вод России. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота.Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Водные ресурсы и человек
Почвы и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв.Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Стихийные природные явления на территории страны.
Почвенные ресурсы России.
Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы.
Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми».
Практическая работа №4 «Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных городов и описание типа климата».
Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, особенности годового стока, падения реки».
Природное районирование (7ч.) Природно-хозяйственное районирование России Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Леса. Лесостепи, степи, полупустыни, пустыни. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.Природные условия и ресурсы. Природно-ресурсный и экономический потенциал России.
Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»
Природа регионов России (17ч.) Географическое положение и особенности отдельных регионов России. Русская равнина. Северный Кавказ.Урал. Западно-Сибирская равнина, Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Дальний Восток.Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Практическая работа №7 «Характеристика работы и быта человека в одном из природных районов»
Человек и природа (5ч.)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей. Антропогенные воздействия на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.
Природа Республики Татарстан(14ч.) Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Водные ресурсы. Природно-географические зоны. Природно-географические районы. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Оценка природных ресурсов и их использования. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.
Практическая работа №8 «Определение географического положения РТ». Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем «Географическое положение Татарстана», «Основные черты природы Татарстана», «Климат Республики Татарстан», «Воды Республики Татарстан», «Природно-географические зоны»
«Природно-географические районы. Предкамье», «Закамье», «Предволжье», «Ресурсы Республики Татарстан», «Земельные ресурсы РТ», «Растительные ресурсы Татарстана»
«Животные ресурсы Татарстана». Требования к уровню подготовки обучающихся
Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации .
Планирование основных разделов учебного материала.
№ п/п
| Тема
| Всего часов
| Пр. раб.
| К.р.
| 1
| Что изучает физическая география России?
| 6
| 2
| -
| 2
| Особенности природы и природные ресурсы
| 21
| 3
| -
| 3
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
| 5
|
|
| 4
| Климат и климатические ресурсы
| 6
|
|
| 5
| Внутренние воды и водные ресурсы
| 4
|
|
| 6
| Почвы и почвенные ресурсы
| 3
|
|
| 7
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
| 3
|
|
| 8
| Природное районирование
| 7
| 1
| -
| 9
| Природа регионов
| 17
| 1
|
| 10
| Человек и природа
| 5
| -
| -
| 11
| Природа Республики Татарстан
| 14
| 1
| 1
|
| Административная контрольная работа
|
|
| 1
| ИТОГО
| 70
| 8
| 2
|
Учебно-тематическое планирование
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Дата проведения
| План
| Факт.
| Что изучает физическая география России (6ч.)
| 1.
| Введение. Что изучает физическая география России?
| 1
| 4.09.
|
| 2
| Географическое положение России.
Практическая работа№1
| 1
| 5.09.
|
| 3
| Моря, омывающие территорию России.
| 1
| 11.09
|
| 4
| Россия на карте часовых поясов. Практическая работа№2
| 1
| 12.09.
|
| 5
| Как осваивали и изучали территорию России.
| 1
| 18.09.
|
| 6
| Обобщение по теме «Образование России»
| 1
| 19.09.
|
| Особенности природы и природные ресурсы (21ч.)
| 7
| Особенности рельефа России
| 1
| 25.09.
|
| 8
| Геологическое строение территории России
| 1
| 26.09.
|
| 9
| Минеральные ресурсы России
Практическая работа№3
| 1
| 2.10.
|
| 10
| Развитие форм рельефа
| 1
| 3.10.
|
| 11
| Обобщение по теме: «Рельеф.
| 1
| 9.10.
|
| 12
| От чего зависит климат России
| 1
| 10.10.
|
| 13
| Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны
| 1
| 16.10.
|
| 14
| Типы климатов России. Практическая работа №4
| 1
| 17.10.
|
| 15
| Зависимость человека от климатических поясов.
| 1
| 23.10.
|
| 16
| Обобщение по теме: «Климат»
| 1
| 24.10.
|
| 17
| Внутренние воды. Реки
| 1
| 30.10.
|
| 18
| Озера, болота, подземные воды, ледники
| 1
| 31.10.
|
| 19
| Водные ресурсыПрактическая работа №5
| 1
| 13.11.
|
| 20
| Обобщение по теме: «Внутренние воды»
| 1
| 14.11.
|
| 21
| Образование почв и их разнообразие
| 1
| 20.11.
|
| 22
| Закономерности распространения почв
| 1
| 21.10.
|
| 23
| Почвенные ресурсы России
| 1
| 27.10.
|
| 24
| Растительный мир России
| 1
| 28.10.
|
| 25
| Животный мир России
| 1
| 4.12.
|
| 26
| Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
| 1
| 5.12.
|
| 27
| Природно-ресурсный потенциал России.
| 1
| 11.12.
|
| Природное районирование (7ч.)
| 28
| Разнообразие природных комплексов России
| 1
| 12.12.
|
| 29
| Моря как крупные природные комплексы
| 1
| 18.12.
|
| 30
| Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра
| 1
| 19.12.
|
| 31
| Разнообразие лесов России. Административная контрольная работа.
| 1
| 25.12.
|
| 32
| Безлесные зоны на юге России. Практическая работа №6
| 1
| 26.12.
|
| 33
| Высотная поясность
| 1
| 15.01
|
| 34
| Обобщение по теме: «Природные зоны России»
| 1
| 16.01.
|
| Природа регионов (17ч.)
| 35
| Русская равнина
| 1
| 22.01.
|
| 36
| Природные комплексы Русской равнины.
| 1
| 23.01.
|
| 37
| Природные ресурсы Русской равнины
| 1
| 29.01.
|
| 38
| Северный Кавказ
| 1
| 30.01.
|
| 39
| Природные комплексы Кавказа.
| 1
| 5.02.
|
| 40
| Урал
| 1
| 6.02.
|
| 41
| Особенности природы Урала
| 1
| 12.02.
|
| 42
| Природные уникумы Урала.
| 1
| 13.02.
|
| 43
| Западно-Сибирская низменность
| 1
| 19.02.
|
| 44
| Природные ресурсы Западной Сибири
| 1
| 20.02.
|
| 45
| Сибирь величие и суровость природы.
| 1
| 26.02.
|
| 46
| Природные районы Восточной Сибири
| 1
| 27.02.
|
| 47
| Жемчужина Сибири - Байкал
| 1
| 5.03.
|
| 48
| Природные ресурсы Восточной Сибири
| 1
| 6.03.
|
| 49
| Дальний Восток – край контрастов.
| 1
| 12.03.
|
| 50
| Природные комплексы Дальнего Востока
| 1
| 13.03.
|
| 51
| Природные ресурсы Дальнего Востока. Практическая работа №7
| 1
| 19.03.
|
| Человек и природа (5ч.)
| 52
| Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
| 1
| 20.03.
|
| 53
| Антропогенные воздействия на природу
| 1
| 2.04.
|
| 54
| Рациональное природопользование
| 1
| 3.04.
|
| 55
| Экологическая ситуация в России
| 1
| 9.04.
|
| 56
| Разнообразие природных комплексов
| 1
| 10.04.
|
| Природа Республики Татарстан (14ч.)
| 57
| Географическое положение Татарстана. Практическая работа №8
| 1
| 16.04.
|
| 58
| Основные черты природы Татарстана
| 1
| 17.04.
|
| 59
| Климат Республики Татарстан
| 1
| 23.04.
|
| 60
| Воды Республики Татарстан
| 1
| 24.04.
|
| 61
| Природно-географические зоны
| 1
| 30.04.
|
| 62
| Природно-географические районы. Предкамье
| 1
| 1.05.
|
| 63
| Закамье
| 1
| 7.05.
|
| 64
| Предволжье
| 1
| 8.05.
|
| 65
| Ресурсы Республики Татарстан
| 1
| 14.05.
|
| 66
| Земельные ресурсы РТ
| 1
| 15.05.
|
| 67
| Растительные ресурсы Татарстана
| 1
| 21.05.
|
| 68
| Животные ресурсы Татарстана
| 1
| 22.05.
|
| 69
| Контрольная работа по теме: «Татарстан»
| 1
| 28.05.
|
| 70
| Обобщение
| 1
| 29.05.
|
|
| Итого
| 70
|
|
|
Перечень литературы и средств обучения.
География, природа России. И.И.Баринова. 2006 год.
География Татарстана А. С. Тайсин 2003 год
Атлас. География России. Природа 8 класс – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009.
География. Дидактические карточки-задания. 8-9 кл. / Р.Х. Хабибуллин . - 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 64 с.: ил., карт.
В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009. – 96 с.
Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений» / В.И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109, [3] c. (Серия «Учебно-методический комплект»)
География: Уроки-игры в средней школе / Сост. Н.В.Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 139 с.
География. Предметная неделя географии в школе. /Сост. Н.М. Клюшникова – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Физическая география России: Цифры и объекты / К.С. Лазаревич. – М.: чистые пруды, 2008. – 32 с. (Библиотечка «Первого сентября», серия «География». Вып.19).
География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005 – 155 с. |