Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение





Скачать 200.22 Kb.
НазваниеПояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение
Дата публикации14.09.2014
Размер200.22 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка

к программе интегрированного курса по географии в 6 классах

география и географическое краеведение.
Программа курса предназначена для учащихся 6 класса и рассчитана на 68 часов. В БУП определён предмет география в количестве 1 часа и 1 час из регионального компонента для выполнения практических работ на краеведческом материале.
Данный курс актуален т.к. вооружает учащихся первоначальными знаниями и умениями по физической географии.

Позволяет учащимся отрабатывать практические умения начального курса, даёт возможность подготовить базу для дальнейшего изучения географии в школе.

Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для тех школ, где произошло сокращение часов в 6 классах.

В программе предусмотрены формы контроля, соответствующие возрастным особенностям учащихся. В целом, программа носит практический характер.

Учащиеся должны уметь:

1.Наблюдать и фиксировать явления природы.

2.Пользоваться приборами для определения высоты склона.

3.Ориентироваться на местности.

4.Определять по плану и топографической карте направления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек.

5.Определять направления по карте, географические координаты и абсолютную высоту.

6.Обозначать на контурной карте местоположение своего населенного пункта.

7.По географическим координатам определять местоположение географических объектов.

8.Различать по внешним признакам осадочные и магматические породы.

9.Показывать по физической карте и определять географическое положение гор и равнин, их высоту.

10.Обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте.

11.Показывать по карте и определять географическое положение объектов гидросферы; обозначать и надписывать их на контурной карте.

12.Устанавливать по картам зависимость от рельефа направления и характера течения рек.

13.Вычислять среднюю температуру и строить график за месяц, год;

14.Вычерчивать « розу ветров», диаграммы облачности.

15.Составлять описание погоды за сутки, месяц.

16.Характеризовать климат своей местности.

17.Решать задачи на изменение температуры и атмосферного давления с высотой.

18.Составлять описание природного комплекса своей местности.

19.Показывать на карте и плане местности населенные пункты, на политической карте – государства и их столицы.

Основные цели курса:

  • формирование приёмов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами;

  • формирование практических умений и навыков, предусмотренных программой;

  • изучение особенностей природных компонентов Ивановской области;

  • овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе своей «малой Родины»

Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальная, групповая, парная.

Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированный урок, урок-объяснение, урок-практикум, экскурсия, урок-игра.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

интегрированный кур по физической географии и краеведению

для 6 класса

один год обучения

на 1и 2 полугодие

2013 – 2014 учебный год.

Учитель Харламова Л.Г.

Количество часов по учебному плану в неделю 2 часа

в год 68 часов
Составлен в соответствии с программой, утвержденной от 2008 г

Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ
Изучаемая учебно-методическая литература:

Основной учебник: Герасимова Т.П.Физическая география. Начальный курс изд. «Просвещение»- 2008
Методические пособия: 1. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии /6 класс /

2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.

3. Петрова Н.Н. рабочая тетрадь для учителя / география начальный курс/

4.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии

5. Элькин Г.Н. Физическая география



Дата

Тема курса

№ урока в теме

Тема урока

Региональный компонент

Практическая работа

Триединая задача урока

Учебно-наглядный комплекс

Домашнее задание




В

В

Е

Д

Е

Н

И

Е


(4 ч.)


1 (1)


2 (2)

3 (3)

4 (4)


Что изучает география


Развитие географических знаний о Земле
Земля- планета Солнечной системы
Урок –экскурсия



Организация наблюдений за погодой.
Географическ. исследования на территории области



№ 1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонные изменения состояния водоёмов, растительности и животного мира

№ 2 . Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использование и охраны


Познакомить уч-ся с ролью и значением географии в жизни и деятельности людей, показать место географии в кругу других наук, объяснить изменения, происходящие с географией в современном мире

Познакомить учащихся с историей развития географических знаний о Земле, познакомить с выдающимися путешественниками и объяснить значение современной географии.


Приступить к формированию навыков исследовательской деятельности при изучении объектов природы


Карта полушарий, аэрофотоснимки Земли и фотографии из космоса

Глобусы, портреты путешественников, карта « Великие географические открытия»


Транспортир. Термометр, тетрадь , простые карандаши


§ 1.


§ 2.
§ 3.

Р.Т. стр.5




П

Л

А

Н

И


К

А

Р

Т

А

(14 ч.)


5(1)

6 (2)
7 (3)

План местности. Условные знаки


Масштаб плана.
Ориентирование на местности и по плану



Ориентирование сторон горизонта на пришкольном участке по компасу и местным признакам


№3 Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.

Познакомить уч-ся с различными способами изображения земной поверхности и со знаками, которые применяются при построении планов местности.
Познакомить с видами масштаба и его значением в работе с планом местности

Познакомить с новым понятием «Азимут», рассмотреть различные способы определения направлений на плане

План местности, космические снимки, набор условных знаков

План местности, компасы, транспортиры


§ 4.

§ 5.

§ 6.


8 (4)


9 (5)


10 (6)


11 (7)

12 (8)

13 (9)
14 (10)


15 (11)

16 (12)


17(13)

18 (14)



Изображение неровностей земной поверхности на плане

Съемка местности.


Урок – практическая работа

Составление плана местности.

Глобус – модель Земли.

Формы и размеры Земли
Географические карты.

Градусная сетка.
Географическая широта.
Географическая долгота.
Географические координаты.

Изображение высот и глубин на физических картах.

Значение плана местности и географических карт.


Урок обобщения и закрепления учебного материала по теме «план и карта».



Определение относи –тельной высоты точек местности. Описание форм рельефа своей местности.
Определение направление, расстояний, азимутов на местности. Составление плана местности

Определения географических координат г. Иваново на физический карте России

На примере физич. карты Ивановской обд.показать её практическое использование в строительстве, с/х, туризме.


№4 Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолют. и относит.

высот точек

№ 5 Построение простейших планов небольших участков местности (полярная съемка)

№ 6 Определение по картам географических координат точек


Познакомить с приборами, измеряющих высоту местности «нивелир», определить сходства и различия абсолют. и относит. Высоты, объяснение принципов построения планов с помощью горизонталей.
Познакомить уч-ся со способами съемки местности- полярная и маршрутная, инструментами для работы.

Дать представление об истинных размерах и форме Земли, научить уч-ся проводить измерения расстояний по глобусу.

Выявить достоинства и недостатки географических карт, определить черты сходства и различия в изображении земной поверхности на планах и картах.
Ввести новые понятия «меридиан», «параллель». Выявить признаки градусной сетки.
Познакомить уч-ся с новыми географическими понятиями «географическая широта», «географическая долгота». «географическая координата» сформировать умения определять по картам и глобусу географических координат объектов
Познакомить уч-ся с понятием «шкала высот» и «послойная окраска», научить уч-ся с помощью шкалы высот и глубин определять особенности рельефа земной поверхности и глубин океанов.
Выявить значение планов местности и географических карт в жизни и деятельности людей .
Закрепить и обобщить теоретические и практические навыки уч-ся по теме;
Выявить знания уч-ся по теме «План и карта»


План местности , карты, нивелир

Планшет, бумага , линейка, карандаш, компас


Планшет, бумага , линейка, карандаш, компас

Глобусы Земли разного масштаба.
Географическая карта, глобус, план местности

Географические карты, глобус, к/к


Глобус, карта полушарий, карта России, к/к
Физическая карта мира и России.

Комплект различных карт


§ 7.

§ 8.

§ 9.
§ 10.

§ 11.

§ 12.
§ 13.


§ 14.


§ 15

с. 48



Л

И

Т

О

С

Ф

Е

Р

А

( 9 ч.)


19 (1)

20 (2)

21 (3)

22 (4)
23 (5)

24 (6)
25 (7)
26 (8)

27 (9)




Строение Земли.

Породы, слагающие земную кору.
Движение земной коры.

Вулканы. Горячие источники. Гейзеры.

Рельеф суши. Горы .

Определение географического положения гор.

Равнины суши.
Рельеф дна мирового океана.

Обобщающий урок по теме

« Литосфера ».



-Определение принадлежности горных пород своей местности к генетическим группам

-Медленные вертикальные движения и их результаты на территории области


Восточно-Европейская равнина. Изменение поверхности своей местности под воздействием природных факторов и человека.


№7 Определение горных пород по образцам

№ 8 Обозначение на к/к крупнейших гор мира.

Описание г. п. гор по карте


Рассмотреть особенности внутреннего строения Земли, свойства земной коры.
Познакомить с классификацией горных пород, формировать умения различать

г.п. по внешнему виду.
Выявит виды движения земной коры, и объяснить вызывающие их причины.
Рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещении по Земле.

Сформировать представления об основных формах рельефа суши, выявить их различие по высоте. Выявить причины, вызывающие их изменения.

Начать формировать умения составлять описание географического объекта.
Выявить особенности рельефа дна Мирового океана, его состав, образование и изучение.

Схема/строение земной коры/
Коллекция минералов и горных пород.
Картины. Книги, хрестоматии.
Карта строения земной коры


Физическая карта полушарий.

План описания

§ 16
§ 17

§ 18
§ 19
§ 20

§ 21

§ 22































Г

И

Д

Р

О

С

Ф

Е

Р

А
(13 ч.)

28 (1)

29 (2)
30 (3)

31 (4)

32 (5)

33 (6)

34 (7)
35 (8)

36 (9)

37(10)
38 (11)

39 (12)


40 (13)



Что такое гидросфера.

Мировой океан и его составные части.

Свойства вод Мирового океана.

Волны в океане.

Течения в океане.

Изучение и охрана океана.

Подземные воды.
Реки.

Пороги. Водопады.

Озёра.
Ледники.

Искусственные водоёмы.
Загрязнение гидросферы
Обобщающий урок по теме




Образование подземных вод Ив. области.

Основные реки своего края, их питание и режим. Половодье и их опасность для населения.
Основные виды озёрных котловин, крупнейшие озера области
Значение искусственных водоемов для природы и населения. Загрязнение и охрана поверхностных вод

№9 Нанесение на к/к объектов гидросферы

№10.Описание по картам г.п. одного из океанов.

№ 11. Описание реки Ивановской области по плану

Показать особенности о мирового круговорота воды и выявить его значение.

Выявить состав Мирового океана.
Сформировать представления о свойствах воды: солёность и температура.

Познакомить с видами движения вод в океане, выявить причины их образования.

Познакомить с крупнейшими течениями Мирового океана

Дать представление о подземных водах, их происхождении и условиях залегания.
Дать представление о реках, их частях, составе, видах, особенностях питания и режиме.
Сравнить течение горных и равнинных рек.

Выявить особенности происхождения озёр.
Дать представление о водах гидросферы в твёрдом состоянии- ледниках, их образование и распространении.

Познакомить с видами водоёмов, созданных деятельностью человека.


Закрепить основные понятия темы. теме.

Карты: физическая полушарий. России, атласы Ивановской области, макеты по теме



§ 23

§ 24
§ 25

§ 26

§ 27

§ 28

§ 29
§ 30 п.1,2,3
§ 30 п.4,5

§ 31

§ 32

§ 33
§ 34





А

Т

М

О

С

Ф

Е

Р

А
(12ч.)


41 (1)

42 (2)

43 (3)
44 (4)

45 (5)
46 (6)

47 (7)

48(8)

49 (9)

50(10)
51 (11)
52 (12)



Атмосфера: строение, значение.

Температура воздуха

Годовой ход температуры воздуха.

Атмосферное давление.

Ветер.
Водяной пар в атмосфере.

Атмосферные осадки.

Погода.

Климат.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Причины, влияющие на климат.
Обобщение знаний по теме.




Измерение t воздуха.


-Измерение А.Д. Связь А.Д. с погодой

-Определение направления и силы ветра на местности.

-Наблюдение за облаками и облачностью, изображение облаков в тетради

-Построение диаграммы облачности и осадков.

-Определение основных элементов погоды

-Основные климатические характеристики Ивановской области.


№ 12. Построение графика температуры за месяц


№13. Вычерчивание розы ветров.

№14. Описание погоды за день

Изучить строение атмосферы, способы её изучения и проблемы загрязнения.

Научить уч-ся выполнять задания по измерению t воздуха.

Научить уч-ся строить график хода t.

Выявить виды, величину и причины А.Д.

Познакомить со способами измерения.

Познакомить с причинами образования ветра.
Выявить содержание и особенности водяного пара в воздухе Причины образования облаков.
Выявить виды А.О.,. причины и особенности образования.

Рассмотреть механизм предсказания погоды.

Выявить различия между понятием «Погода» и «Климат».

Познакомить с особенностями освещения и нагревания Земли.
Выявить факторы, влияющие на климат.

Определить уровень знаний на климат.


Глобус, таблица.

Термометр,

Календарь погоды.


Барометр.

Флюгер.

Анемометр.

Гигрометр.


Осадкомер.

Снегомерная рейка.


ФКП и России.

Теллурий

Глобус


Тесты



§ 35

§ 36

§ 37
§ 38

§ 38
§ 40

§ 41

§ 42

§ 43

§ 44
§ 45





Б

И

О

С

Ф

Е

Р

А

(5 ч.)


53(1)
54(2)

55 (3)

56 (4)
5 7 (5)


Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Природные зоны Земли.

Организмы в Мировом океане.

Воздействие организмов на земные оболочки.

Экскурсия: «ПК своей местности»



-Характерные животные и растения своей местности. Растения и животные Красной книги.

-Описание типичных ПК своей местности..
- Изменение ПК Ивановской области


.

.

№ 15. Описание ПК местности.


Сформировать знания уч-ся об организмах населяющих Землю.
Выявить особенности сочетания ПК в природных зонах.
Сформировать представления уч-ся об обитателях водной среды океанов.
Выявить результаты воздействия живых организмов на земные оболочки


Таблицы «Животные природных зон»
Карта «Природные зоны мира ».


§ 46
§ 47

§ 48
§ 49







Н

А

С

Е

Л

Е

Н

И

Е
З

Е

М

Л

И
(5 ч.)



58. (1)

59. (2)


60. (3)
61. (4)
62. (5)




Человечество – единый биологический вид.

Равенство рас

Численность населения Земли.


Основные типы населённых пунктов.

Человек – часть биосферы.
Обобщение знаний по теме.



На примере народов европеоидной расы своей местности; показать равенство в получении образования, мед . услуг .

- Кто живёт в нашей местности. Обычаи.

- Основные типы населенных пунктов в области

№16. Нанесение на к\к крупнейших стран мира


Дать знания уч-ся о население Земли, его численности и размещении, выявить расовый состав населения .
Выявить основные виды населённых пунктов и виды деятельности населения в них.
Познакомить уч-ся с государствами мира

Выявить уровень знаний уч-ся по теме.



Политическая карта мира.

Картины, таблицы


§ 51

§ 51


§ 52
§ 53


Резерв времени -6 часов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconРабочая программа по предмету география Для 10 класса (1 час в неделю, 35 часов в год)
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка по географии в 7 классе на 2013-2014 уч год...
Рабочая программа курса «География» разработана на основе авторской программы Алексеева А. И
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка к программе География. Начальный курс. 6 класс
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка Программа курса «Биологическое краеведение»
Программа курса «Биологическое краеведение» предназначена для работы с учащимися 6-х классов
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Политология» в 10 классе, «Право» в 10-11 классах, и по географии: «Коммерческая география России», «Углубленный курс географии»...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс Начальный...
Цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconРабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира»
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка важная роль в процессе обучения и воспитания...
Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconРабочая программа составлена на основе примерной программы по географии «География мира»
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 11 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Пояснительная записка к программе интегрированного курса по географии в 6 классах география и географическое краеведение iconРабочая программа основного общего образования по географии для 9...
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск