Скачать 0.7 Mb.
|
Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т.А., Ягодин Г.А. Учебные материалы для учащихся города Москвы для формирования экологических знаний и применения их в повседневной жизни (Государственный контракт от «12» июля 2013 г. № 0605-18/13) Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ Обращение к учащимся………………………………………….. 2 Как работать с учебными материалами…………………………. 4 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….6 Дополнительный текст «История экологии в терминах»………..11 §1. Солнечная система и планета Земля во Вселенной…………..20 Что мы знаем о Земле Дополнительный текст к §1 «Солнечная система и планета Земля во Вселенной»…………….25 §2. От возникновения жизни к появлению человека…………….. 31 §3. Экологические связи и организация жизни……………………44§4. Уровни организации живых систем и законыустойчивости природы………………………………………………56Игровые упражнения на взаимодействии и принятияколлективного решения……………………………………………….67Подведем итоги. Основные законы устойчивости живой природы.Проведение читательской конференции……………………………..71Дорогие друзья! Для сохранения целостности биосферы и её способности к самовосстановлению, возможности благополучно жить нынешним и будущим поколениям мировому сообществу была предложена стратегия устойчивого развития. Её основная идея состоит в том, что дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы. Концепция устойчивого развития не требует от людей, живущих сегодня на Земле отказаться от всех благ цивилизации. Она предлагает людям брать от природы лишь то, что необходимо, точно просчитывая, что природа может восстановить. Мы должны использовать ресурсы рационально, избегая конфликта и с природой, и с людьми, которые нас окружают или живут далеко от нас, принимая здравые решения в отношении сегодняшнего и завтрашнего дня. Решить эту нелёгкую задачу предстоит сегодняшнему поколению школьников, обладающих высоким творческим потенциалом, знаниями из различных областей наук, способных выявлять экологические проблемы, находить эффективные пути их решения в интересах устойчивого развития. Уникальность данных материалов состоит в том, что в нем введена проблематика устойчивого развития общества на примере конкретного региона - мегаполиса Москвы. В пособии рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности. Данное пособие ориентировано на выпускника школы, которому предстоит в будущем реализовать себя как личность, овладеть качествами социально-информированного гражданина для воплощения идей устойчивого развития. Г.А. Ягодин, профессор, академик РАО. Как работать с учебным материалами Уважаемые старшеклассники! Перед Вами учебное пособие «Экология Москвы и устойчивое развитие», созданное под научным руководством академика Г.А. Ягодина. Данное издание не просто познакомит вас с особенностями современной цивилизации, стратегией устойчивого развития, социально-экономическими и экологическими особенностями Москвы, а также поможет обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на уроках биологии, экологии, географии, химии, физики, истории, литературы. Даст возможность умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях. Главное, к чему стремились авторы – это научить вас самостоятельно учиться. В учебном пособии описаны разнообразные приёмы работы с новой информацией, овладев которыми вы сможете проявлять активность в познании окружающего мира, приобретать знания из различных источников, анализировать и обобщать, формулировать и аргументировать выводы, критически мыслить, применять полученные знания на практике. Кроме этого применительно к каждому материалу учебного пособия приведены графические организаторы учебного материала (таблицы, схемы, карты познания и др.), которые помогут Вам творчески переработать учебный материал, представить в упрощенном виде. Выполняя задания коллективно, в группе, паре вы овладеете навыками эффективного общения, сотрудничества, взаимодействия. Приведённые в пособии психологические игры и упражнения помогут вам умело адаптироваться в реальных условиях, выявлять возникающие проблемы, находить альтернативные варианты их решения, нести ответственность за результат собственных действий. Практические занятия по исследованию городской среды позволят вам получить информацию об экологическом состоянии окружающей среды города, приобрести навыки исследовательской деятельности, научиться выявлять причины экологических нарушений, принимать решения по их устранению, содействовать улучшению местной экологической обстановки. Прежде чем перейти к изучению нового материала, выполните задания, приведённые в рубрике «Это вы знаете». Затем ознакомьтесь с новым материалом, как указано в рубрике «Как работать с параграфом, текстом или документом». При этом обратите внимание на дополнительную информацию: «Это вас может заинтересовать», «Великие имена», «Зачем нужны экологические знания», а также на справочную информацию. В пособии содержатся как основные, так и дополнительные тексты к параграфу. Кроме рекомендаций по изучению теоретического материала в учебном пособии детально описаны методики выполнения практических работ и игр. Изучив новый материал, перейдите к рубрикам «Подумайте и ответьте», а также «Проверьте свои знания», «Применяем получение знания», выполните творческие задания. В конце урока проведите оценку работы согласно критериям, помещённым в заключении каждого параграфа, практической работы или игровых упражнений. После каждого раздела в рубрике «Подведём итоги» приводится краткое содержание изученного материала. |
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ моин РФ... | Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005 | ||
Согласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель... Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по... | «согласовано» «Исполнитель» Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы | ||
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... «Организация работы по формированию здорового образа жизни, развитию механизмов продуктивного общения обучающихся, воспитанников... | «Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель мо заместитель... В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | ||
Согласовано согласовано На воскресники,уборку школы и др трудовые дела следует являться в рабочей одежде | Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | ||
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008, 2009 | Согласовано согласовано утверждено Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель мо заместитель | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» Заместитель руководителя по увр | ||
Рабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу | Мбоу «Малокибечская оош им. А. Я. Яковлева» Согласовано: Согласовано: Утверждено Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Улюнханская средняя общеобразовательная школа «Согласовано» «Согласовано» «Утверждено» |