Скачать 3.75 Mb.
|
Введено в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАСЧЕТУ, НОРМИРОВАНИЮ И КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ Настоящее пособие является переработкой изданного "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., 2002. Ранее изданное "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., 2002, по результатам его практической апробации переработано и дополнено в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами антропогенных источников в свете Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации. Пособие содержит методические рекомендации, разъяснения и дополнения по основным вопросам воздухоохранной деятельности: - инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; - нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ); - контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов; - сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта; - технические нормативы выбросов. При подготовке нового издания Пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных НИИ Атмосфера в 2001 - 2004 гг., а также замечания и предложения территориальных органов по охране окружающей среды МПР России (в настоящее время Ростехнадзора) (г. г. Москва, Санкт-Петербург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области, Приморский край, Республика Коми и др.), основанные на практическом опыте работ по инвентаризации и нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов. Пособие разработано коллективом сотрудников Научно-исследовательского института охраны атмосферного воздуха (НИИ Атмосфера) в составе: Н.С. Буренин (отв. исполнитель), М.В. Волкодаева, А.Ф. Губанов, О.В. Двинянина, Н.Н. Звягина, Т.С. Казарцева, Я.С. Канчан, И.Н. Нахимовская, М.М. Полуэктова, О.Л. Трещалов, А.С. Турбин, В.В. Цибульский, П.М. Шемяков и Л.Г. Хурудян (ГГО им. А.И. Воейкова) под общим руководством В.Б. Миляева. Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха, а также органов по охране окружающей среды Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России. Пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете НИИ Атмосфера (протокол N 32 от 5 ноября 2004 г.). Введено в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора N 14-01-333 от 24.12.2004. Перечень сокращений ЗВ - загрязняющее (вредное) вещество ИЗА - источник загрязнения атмосферы ПДВ - предельно допустимый выброс (допустимый выброс) ВСВ - временно согласованный выброс (лимит на выброс) ТНВ - технический норматив выброса СЗЗ - санитарно-защитная зона ЭЗЗ - экозащитная зона ПДК - максимальная разовая предельно допустимая м.р. концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест ПДК - среднесуточная предельно допустимая концентрация с.с. загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест ОБУВ - ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест ГВС - газовоздушная смесь ГОУ - газоочистная установка ОНД - общесоюзный нормативный документ НМУ - неблагоприятные метеорологические условия ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина УПРЗА - унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы ППД (ПД) - предпроектная документация (проектная документация) АЗС - автозаправочная станция ТЭС - теплоэлектростанция ТЭЦ - теплоэлектроцентраль ГРЭС - государственная районная электростанция Введение В настоящее время нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха продолжает развиваться на основе научно-исследовательской и методической деятельности НИИ Атмосфера по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ. Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами: - обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" [1], а с 2002 г. и Федерального закона "Об охране окружающей среды" [2]; - необходимостью, с одной стороны, большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и, с другой стороны, необходимостью упрощения системы нормирования выбросов. Положения Федерального закона и подзаконных актов [3, 4, 18, 54 и др.] уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе к сырью, топливу), а также с учетом технических нормативов выбросов. В тесной связи с введением в практику нормирования экологических критериев качества атмосферного воздуха является и вопрос о переходе от термина "санитарно-защитная зона" (СЗЗ) к термину "экозащитная зона" (ЭЗЗ), т.е. зона, за пределами которой обеспечивается соблюдение соответствующих нормативов качества атмосферного воздуха. В соответствии с Федеральным законом [1] в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ предусматривается установление технического норматива выброса (ТНВ). Базовой основой работ по нормированию выбросов, как и всей воздухоохранной деятельности, являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой узаконена ст. 22 Федерального закона [1]. Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере ни в одном методическом документе. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ. Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ. Ст. 22 Федерального закона [1] также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. Реализация этого положения Закона позволит оптимизировать объем работ по нормированию выбросов и воздухоохранной деятельности в целом. Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов при нормировании выбросов. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экспертизы, в том числе за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе и за счет иностранных инвестиций). К настоящему времени НИИ Атмосфера выполнил основные методические проработки по инвентаризации и нормированию выбросов, а также производственному контролю за соблюдением установленных нормативов, которые позволяют на практике реализовать положения Федерального закона в воздухоохранной деятельности. С учетом вышеизложенного, в настоящем Пособии, исходя из результатов практической апробации основных положений "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (СПб., 2002 г.), НИИ Атмосфера переработал и дополнил ряд разделов Пособия, что будет способствовать более эффективному ведению воздухоохранной деятельности на территории России. Приведено детальное описание процедуры инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уточнены и верифицированы на примерах различных производственных объектов показатели, регламентирующие значимость источников загрязнения атмосферы и необходимость их учета и вредных веществ, поступающих в атмосферу, при государственном учете и нормировании выбросов в атмосферу. Доработаны подходы к расчету выбросов автотранспортных средств и дорожно-строительной техники при их эксплуатации на различных режимах, при хранении и перегрузке сыпучих материалов, нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д. Существенные разъяснения методического характера даны по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов теплоэнергетики большой мощности и для котлов производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час, а также от животноводческих комплексов. Исходя из требований новой законодательной базы по охране атмосферного воздуха, дополнены условия, определяющие учет при установлении нормативов предельно допустимых выбросов совокупности критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельно допустимых нагрузок и других экологических требований. Конкретизированы основные этапы проведения расчетов загрязнения атмосферы с помощью компьютерных программ, уточнены требования к учету фонового загрязнения атмосферы и его учета в зависимости от уровней приземных концентраций, формируемых источниками выбросов в атмосферу. Доработаны требования к периодичности производственного контроля и организации контроля за содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе на границе жилой застройки. Расширен раздел по организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта в городах (регионах) и использованию результатов сводных расчетов для определения фоновых концентраций широкого спектра вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу и не контролируемых на сети мониторинга, а также определению допустимых вкладов предприятий в формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах и их использованию при нормировании выбросов и установлении нормативов выбросов в атмосферу. Уточнены рекомендации по структуре и содержанию "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия" и "Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для предприятия", внедрение которых в практику воздухоохранной деятельности взамен изложенному в [11, 15] обеспечит повышение обоснованности результатов инвентаризации и устанавливаемых нормативов выбросов. 1. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников 1.1. Общие положения 1. В Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" [1] впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом "Об охране атмосферного воздуха") введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. КонсультантПлюс: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Ростехнадзор). Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов [5]. Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для: - подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий; - подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы); - контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов; - ведения статистической отчетности о выбросах; - контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности; - разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования; - оценки экологичности используемых технологий; - формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона. 2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. |
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов... Настоящее пособие является переработкой изданного «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих... | Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов... Настоящее пособие является переработкой изданного "Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих... | ||
Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в... Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании... | 1. Немного истории Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании... | ||
Формула специальности Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании... | Ra) и причины вариаций объемной активности радона (ОА Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании... | ||
Технический университет Ю. Д. Плотников Часть Физика вакуума Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании... | Отсчета. Траектория движения материальной точки. Путь, перемещение. Скорость Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании... | ||
Экологические проблемы городов Такие города занимают около 1% площади суши. Но их воздействие на природные условия и экономику всего мира очень велико. На этой... | Министерство образования и науки российской федерации стерлитамакский... Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании... | ||
Обзор основных экологических проблем в России Однако объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух сократился лишь на 11%, а снижение сбросов загрязненных сточных воя было... | Техническое задание разработка и согласование проекта нормативов... Разработка и согласование проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для объекта ОАО «Рязаньтранснефтепродукт»... | ||
Азово черноморский бассейновый филиал утверждаю Пдв загрязняющих веществ в атмосферу, проведение инвентаризации и разработка технического отчета инвентаризации источников выбросов... | Название: Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух. (Издание четвертое) С 1 по 5 февраля в Томском государственном университете впервые проходят Дни науки: необычные лекции с применением эксперимента собрали... | ||
Нормативы удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от котельных... «всероссийский дважды ордена трудового красного знамени теплотехнический научно-исследовательский институт» | Реферат Тема: Гидроэнергетический комплекс Сибири Гэс в Норвегии приходится около 100% всего производства электроэнергии, в Бразилии, Канаде, Швеции более 50%. К положительным сторонам... |