Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка





Скачать 221.43 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации13.11.2014
Размер221.43 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
  1   2   3
описание: безимени-1
Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №67

Рабочая учебная программа

курса «Экономическая и социальная география мира»

для 10-го класса

                                          Пояснительная записка

  Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2009 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009 г.

    Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

    Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучении предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т.е. в 10-м и 11-м классах.

    Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

 Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

В связи с тем, что Программа по географии Федерального компонента Государственного стандарта Федерального базисного учебного плана является Примерной, то при составлении рабочей программы по «Экономической и социальной географии мира» в 10классе мы придерживались структуры учебника В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» для 10 классов ОУ. Поэтому:

  • раздел I «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» изучаются на первом уроке «Введение».

  • Раздел II «Природа и человек в современном мире» программы полностью изучается в теме «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды».

Согласны с автором учебника В. П. Максаковским в таком более целесообразном подходе к изучению географии в 10 классе.
В программу внесены следующие изменения: в календарно-тематическом планировании отражена тема, предусмотренная стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства.

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.


Требования к уровню подготовки учащихся

1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

  • изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимо-действия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;

  • темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;

  • темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.


2. Объяснять:

  • причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;

  • закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

  • различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);

  • различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;

  • миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов;

  • направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди;

  • причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их
    последствия; распространение мировых религий на Земле;

  • особенности размещения основных отраслей хозяйства;

  • особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

  • причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе международного географического разделения труда;

  • географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа»,«нефтедоллара»

  • различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями промышленности в структуре хозяйства;

  • специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры; причины возникновения глобальных проблем человечества; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны, географическая (окружающая) среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, научно-техническая революция, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зеленая революция» и глобальные проблемы человечества.

3. Описывать:

  • одну из отраслей мирового хозяйства;

  • один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского,транспортного или рекреационного строительства.

  • географическую специфику страны (по выбору).


4. Определять (измерять):

  • принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;

  • ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;

  • особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;

  • крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; функции крупнейших городов мира;

  • условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.


5. Называть и (или) показывать:

  • крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;

  • мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

  • крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;

  • примеры крупнейших старопромышленных районов мира;

  • меры по охране вод Океана и суши;

  • тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

  • основные формы международных экономических отношений;

  • крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.

6.     знать/понимать: 

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и

ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические

материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки

важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их

возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Цель: сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

   Задачи:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных               географических методов, знаний и умений, а также географической


Используемый УМК:
1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2008 г.

2.Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7
Дополнительная литература:
Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2003.

Максаковский В.П. Новое в мире: Цифры и факты: Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»: Пособие для учащихся общеобразовательных учеб
ных заведений. - М.: Дрофа, 2006.

Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2-х т. - М.: Дрофа, 2004.

Холина В.Н. Общественная география современного мира. - М.: Дрофа, 2009.

Ануфриева О.И. Поурочные планы. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Кучебнику Максаковского В.П. - Волгоград: Учитель, 2010.

Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Экономическая и социальная география мира: 10 класс: К учебному комплекту В.П. Максаковского. - М.: ВАКО, 2008.

Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии: 10 класс: К учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»: Учебно-методический комплект. - М.:Экзамен, 2008.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-ых классов составлена на основе
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Социальная...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 11-ых классов составлена на основе
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconРабочая программа школьного курса географии «Экономическая и социальная география мира»
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconРабочая программа педагога гусаковой Валентины Васильевны, I квалификационная...
В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования...
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconРабочая программа по курсу: «Экономическая и социальная география...
Составлена на основе программы домогацких е. М. «Экономическая и социальная география мира» (2010 г)
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconПояснительная записка используемые программы: В. П. Максаковский....
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconПояснительная записка используемые программы: В. П. Максаковский....
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconРабочая программа «социально-экономическая география мира»
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconРабочая программа «социально-экономическая география мира»
Используемые программы: В. П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование разработано в соответствии с...
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по экономическая...
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconРабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «География. Экономическая и социальная география мира» составлена на основании
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной...
Классов Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч региональная характеристика...
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconТематическое планирование по курсу экономическая и социальная география мира. 10 класс
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников и сочетает экономико- географическое...
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для 10-го класса составлена на основе
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconУчебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
При проведении уроков используются учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» (издания 2000-2004...
Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10-го класса Пояснительная записка iconУчебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009 г № п/п Наименование разделов и тем
Учебно тематический план изучени курса «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск