Скачать 117.01 Kb.
|
Из опыта работы по теме: «Развитие познавательного интереса на уроках географии» Модернизация современного образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процесс обучения интересным и содержательным. Именно поэтому, тема представляемого мною опыта «Развитие познавательного интереса на уроках географии». Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Практика показала, что достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Для развития учащихся я использую активные методы обучения, учитывая имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося Поэтому, целью моей работы является: - Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся. Главные задачи, отсюда вытекающие: - показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний; - рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность. География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса. Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным. Формы проведения урока географии (экскурсии, уроки на местности и т.д.) и формы организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная и т.д.) вызывают интерес школьников, активизируют их познавательную активность. И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв на даче и т.д. Чтобы эффективно решать эти практикоориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Опыт работы позволил мне убедиться, что для развития мышления очень удобна учебная модель: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ. Например: На уроке « Путешествия и географические открытия»,6 класс До начала лекции я прошу учащихся составить список предметов и существ, которые пересекли Атлантику после 1492 года, я тем самым вызываю на поверхность их памяти ранее полученные знания. Попросив их сверить этот список (свои предыдущие знания) с тем, что прозвучит в лекции, и дописать идеи, которые им раньше не приходили в голову, я побуждаю их осмыслить услышанное. Прерывая лекцию для ответов на вопросы самостоятельно (в парах) на класс, я стимулирую их подытожить узнанное и поразмышлять над тем, что является наиболее важным. Десятиминутное эссе побудило учащихся к дальнейшему размышлению, в котором они соединили ранее полученные знания о Колумбе с новообретенными. Данный пример показывает, что ключевым моментом является увязка конкретного приема с определенной стадией модели: вызов – осмысление – размышление. Для стадии ВЫЗОВА я использую приемы, направленные на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Вот некоторые из них: Парная мозговая атака: Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают, что знают по данной теме. Время – пять минут. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся. Ключевые термины: Можно выбрать из текста 4 – 5 ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы. Когда учащиеся приходят к одному выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, прошу их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются. Разбивка на кластеры (блоки идей): Для начала пишем тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. К примеру: «Марко Поло». Можно продемонстрировать, как появляется идея-спутник: допустим, «что он сделал». Пишем это справа от « Марко Поло», обводим в кружочек и соединяем с «Марко Поло» прямой линией. Теперь я приглашаю учащихся высказать свои предположения о том, что он сделал. Эти идеи помещаются в кружочках вокруг кружочка «что он сделал» и соединяются с ним. Если ученик говорит «он был путешественником», слово «путешественник» записывается в кружочек. Если появляются новые детали о его путешествиях (куда ездил и т. д.), они будут уже словами-спутниками, «вращающимися» вокруг слова «путешественник». Когда учащиеся разместили кластера, я прошу их указать, где оказалось маловато информации. Если они в чем-то не уверены, рядом с кружочками ставится большой вопросительный знак. Затем предлагаю учащимся обратить особое внимание при чтении на следующие моменты: что оказалось верным; в чем они были не правы; какие неясности прояснились; о чем они раньше не подумали вовсе. Знаем, хотим узнать, узнаем: Этот прием применяю для чтения или прослушивания лекции на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней. Разделяю доску или большой лист бумаги на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагаю воспроизвести в тетрадях такую же таблицу. Затем называю темы и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их я заношу в колонку «Знаем» (и прошу учащихся то же самое сделать в тетрадях). Прошу учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предлагаю учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи. Для стадии ОСМЫСЛЕНИЯ я применяю несколько методических приемов, например: а) Система маркировки текста Учащимся предлагаю систему маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: – галочкой помечается то, что им уже известно; – знаком минус (–) помечается то, что противоречит их представлениям; – знаком плюс (+) помечается то, что является для них интересным и неожиданным. – вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. б) Взаимоопрос Этот методический прием применяю так: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном. Для стадии РАЗМЫШЛЕНИЕ Многие приемы, которыми пользуюсь на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации. Например: Парная мозговая атака (парное подведение итогов). Пары, которые проводили мозговую атаку, готовясь к чтению текста, могут теперь вернуться к своим записям и сравнить, какие соображения у них были до и какие появились после чтения текста. Они могут составить новый список: что нового и важного они почерпнули из текста. Работая над формированием познавательного интереса школьников я убедилась, что можно выделить три этапа: 1.Любопытство (ситуативный интерес), 2.Любознательность (неустойчивый интерес), 3. Устойчивый познавательный интерес. Задача в данном случае состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и последовательно формировать у школьников устойчивый интерес к предмету. Одним из способов формирования познавательной активности учащихся является использование проблемного подхода на уроках географии Проблемная ситуация – позволяет создать умственное затруднение для того, чтобы показать учащимся недостаточность знаний и тем самым активизировать их деятельность, вызвать интерес к изучаемому материалу. Предлагаю проблемные ситуации, используемые мной на практике: 1. Практические - в которых неизвестен способ применения знаний в новой ситуации (требуются практические усилия). 2. Научные - в которых неизвестен закон (принцип, понятие) науки (требуются новые еще неизвестные науке знания). 3. Художественные - в которых неизвестны эмоционально-образные формы и способы действия. Проблемные вопросы и задания для 6 класса |
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и Развитие познавательного интереса посредством занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классе | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение №2 к уроку «Развитие познавательного интереса на интегрированных уроках истории и дополнительного образования» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема опыта: «Развитие познавательного интереса на уроках истории с помощью игровых технологий» | Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Земли: литосферы и гидросферы; развитие познавательного интереса учащихся к географии на основе фактического материала занимательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие умения анализировать текст; развитие познавательного интереса; развитие речи, мышления | ||
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного... | «Формирование познавательного интереса учащихся через дифференцированный... Актуальность введения принципов гуманизации и демократизации в образование не вызывает сомнений. Реализация этих принципов возможна... | ||
Смысловые группы наречий Я считаю, что процесс развития познавательного интереса учащихся, особенно старшеклассников, будет более эффективным, когда используется... | Урока: комбинированный урок с использованием современных средств икт цели Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающая: Развитие Познавательного интереса учащихся, развитие умения работать с нумерованными и маркированными списками | Творческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:... I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы | ||
Развитие познавательного интереса к искусству через освоение нетрадиционного способа рисования | Марусин А. В Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии |