Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом»





Скачать 49.22 Kb.
НазваниеАлексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом»
Дата публикации22.07.2013
Размер49.22 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > География > Вопрос
Алексей Осипов,

профессор Московской Духовной Академии
«ПРОГРЕСС, ОТРИЦАЮЩИЙ БОГА И ХРИСТА,

СТАНОВИТСЯ РЕГРЕССОМ»
Можно без сомнения утверждать, что XX век - самый поучительный из всех, до него бывших. Почему? - Он дал наиболее убедительные и объективные доказательства (уже не отдельным лицам или народам, но всему миру) того, к чему в конечном счете приходит человечество, игнорируя евангельские принципы жизни.

Чем жил человек всю историю, какая основная идея была движущей силой всей его творческой деятельности? Без сомнения, таковой идеей была мечта создать рай на земле. Этому служило практически всё: и философия, и политика, и наука, и техника. С веками обнаруживались явные успехи в приближении к заветной цели, особенно с того времени, как начала бурно развиваться наука европейская. Двадцатое столетие по всем показателям должно было стать эпохой высших свершений во всех сферах человеческой деятельности. Но вдруг обнаруживается, что оно не только стало самым кровавым из всех до него бывших, но и что все его действительно потрясающие воображение достижения привели человечество не к ожидаемому всеобщему блаженству на земле, а к результатам прямо противоположным, оказались своего рода «замечательным обманом». На пороге третьего тысячелетия человечество стоит перед такими глобальными кризисами, в первую очередь перед нравственным и экологическим, которые угрожают уже не просто благополучию человека, но и всей жизни на земле. Как могло такое случиться? Оптимисты полагают, что современные кризисы обусловлены прежде всего ошибками социально-политического и научно-технического характера и потому имеют вполне обратимый характер. Необходимо лишь исправить эти ошибки и найти правильные формы дальнейшего развития. Однако оснований для такого «лишь» слишком мало, и они связаны, скорее, с надеждами, нежели с реальными возможностями. Совершенно очевидно, что человек уже настолько противопоставил себя природе, создав цивилизацию совершенно искусственную и враждебную своим телу и душе, что скоро из этой ситуации он выйти не сможет, даже если бы выход был. Попытки же спасти цивилизацию средствами самой цивилизации равносильны тушению пожара огнем. Решение проблемы лежит совсем в другой плоскости.

Христианство видит причину современных кризисов в другом: истоки их коренятся прежде всего в той ложной идее, которой человек живет изначально на протяжении всей истории. Эта идея глубоко и ярко выражена в библейском сказании о грехопадении прародителей, сорвавших плод незаконного познания с целью стать «как боги» в этом мире, хотя бы и без Бога и даже вопреки Ему.

Именно это человекобожество как антипод богочеловечеству и явилось корнем всех последующих ростков зла в человеческом мире. Первое грехопадение дорого стоило человеку. Он оказался рабом страстей, терзающих его и в то же время ставших подлинной движущей силой всей его деятельности. Они заставляют ум работать на себя. Результат? - Только слепой может не видеть, что они делают с человеком. Одна зависть сколько зла сотворила в мире, погубила сколько лучших людей! «А слава, богатство суетные?!» Страсти обращают все силы души на то, и только на то, чтобы насытиться в этой жизни, здесь получить максимум всех материальных и культурных благ, обманывая смертного человека. Но страсти ненасытны и потому безумны и всегда извращают дух человека. Христианство, таким образом, указывает на глубинную причину происходящего: человек в настоящем своем состоянии является духовно больным.

О какой духовности идет речь?


Духовность каждой личности, народа или народов познается в конечном счете по той высшей цели, которую они ставят перед собой в жизни. Эта цель может не подниматься и выше телесных ощущений, ею может стать искание власти, славы, богатства, душевных наслаждений (в искусстве, философии, науке и проч.), но эта цель может быть сосредоточена на поиске истины, святости, правды. С христианской точки зрения, первые «идеалы» не заслуживают названия духовных, ибо способны настолько исказить жизнь человека, внутреннюю и внешнюю, души и тела, что она неминуемо окажется перед тяжелейшими испытаниями. Причины таких следствий понятны. Если эти «идеалы» становятся высшей целью жизни, то все прочее обесценивается или обращается в средство. Но ведь все это «прочее» есть не что иное, как: совесть, любовь, природа, другой человек, человечество... Сам Бог. И если такая «духовная» установка станет содержанием человека, народа, человечества, то разве не очевидно, в каком направлении будет развиваться их деятельность? Когда страсти становятся божеством, то разум неминуемо окажется их рабом, и тог- да предсказать результаты его деятельности уже не составит труда.

Дух творит себе формы. И какова духовность - таковы и плоды. В этой простой истине и лежит разгадка того парадокса, к которому пришла наша цивилизация к концу XX века. Принципиальная ошибка ее развития заключается в том, что она нарушила основной закон человеческой деятельности. Этот закон ясно сформулирован Самим Христом: 'Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6;33). Этот закон может быть прочитан и иначе: если же ищете прежде не Царства Божия и правды его, то ничего не дастся вам.

Таков христианский, точнее, православный ответ на центральный вопрос современности: почему человечество на рубеже третьего тысячелетия приближается не к триумфу полного благоденствия на земле, а с поразительным ускорением - к окончательной и бесповоротной трагедии?

Эту закономерность видели многие лучшие люди. Например, Достоевский за год до своей смерти писал о Европе: «Да она накануне падения ваша Европа, повсеместного и общего. Муравейник, давно уже создававшийся в ней без Церкви и без Христа, с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим все общее и все абсолютное, - этот созидавшийся муравейник весь подкопан». А современник Достоевского, известный славянофил Иван Сергеевич Аксаков, произнес прямо-таки пророческие слова о нашем веке: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода—деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, - уже совлекает с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».

Сказано, кажется, очень резко, Но разве небывалые в истории по своим масштабам и остроте проблемы XX века: нравственные, социальные, экологические, экономические, военные, демографические и множество других, - не свидетельствуют о характере прогресса, отвергшего Христа?

Разве пропаганда (узаконенная!) всякого рода безнравственности и открытого глумления над телом и душой человека, свободы лжи, господства золотого тельца, диктата преступного мира и т.д. — не свидетельство одичания так называемого постхристианского мира?

Разве современная демократия с ее информационным насилием над «демосом» и очевидной олигархичностью фактической власти, преследующей лишь свои цели, не суть почти не завуалированные рабство и деспотизм?

Наконец, полная вседозволенность аморальности и всех видов оккультизма, вплоть до сатанизма, и свобода открытого издевательства над всем святым («религиозная свобода»!), над всякой правдой и истиной - разве это не совлечение с себя современным цивилизованным обществом образа Божия и человеческого и ревность об образе зверином (От. 13, 1-18)?

Несомненно, что в самой идее «свободы от Бога», изначально заложенной в «проекте» человеческой цивилизации, допущен принципиальный просчет. Человеческий разум вместо свободы оказался в рабстве страстям, несущим по самой своей природе страдания человеку. Сейчас, в конце XX столетия, губительные плоды этого ложного пути стали очевидным фактом для всего человечества. Может быть, этот факт поможет понять многим, что нет другого пути выхода из современного регресса, кроме прогресса жизни по Христу и Богу.

«Радонеж» №21-22 (97) 1999г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconМихаил Степанович иванов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии
Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их общие отличия и особенности
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: М. М. Дунаев — профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconБиологические науки 03. 00. 00
Руководитель направления Булохов Алексей Данилович, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы рф, Заслуженный...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconУроки российского и зарубежного опыта 1-й день
Шулус Алексей Апполинарьевич, ректор Академии труда и социальных отношений, д э н., профессор
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconК 150-летию московской духовной академии
Анализ, диагностика и планирование игровой деятельности детей дошкольного возраста
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconПоложение о подготовке, оформлении и защите кандидатской диссертации...
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения мда
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconО соотношении эволюционистской теории и православной мысли дадут...
Диакон Андрей Кураев – профессор Московской Духовной Академии, член Синодальной Богословской Комиссии, старший научный сотрудник...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconРеферат по философии на тему: Жан Жак Руссо великий просветитель
В отличие от идеологов буржуазии 17 и 18 веков, которые видели в капитализме одни лишь положительные стороны, Руссо доказывал, что...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» icon 2002 г. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России
Луков валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заместитель ректора Московской гуманитарно-социальной академии по научной...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» icon 2002 г. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России
Луков валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, заместитель ректора Московской гуманитарно-социальной академии по научной...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconСергий Третьяков «валаамское старчество в ХХ веке (1900-1940 гг.):...
Защита состоится 27 июня 2012 г в 10 часов на заседании диссертационного совета в Московской духовной академии по адресу: 141300,...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconУтверждено Ученым советом Академии 17 февраля 2006 г
Автор-составитель доктор социологических наук, профессор, академик Международной педагогической академии, академик Академии литературы...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconПримерная программа учебной дисциплины право для профессий начального...
Рецензенты: Соколов Н. Я., профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, член Союза писателей...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» icon«утверждено» Проректор по высшему профессиональному образованию,...
Ректор Московской Академии рынка труда и информационных технологий, доктор технических наук профессор, Заслуженный деятель науки...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconПротокол ведения больных
Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии Российской академии медицинских наук (академик рамн, профессор В. И. Кулаков,...
Алексей Осипов, профессор Московской Духовной Академии «прогресс, отрицающий бога и христа, становится регрессом» iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск