Скачать 123.89 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УМКД «Интеграционные процессы в регионе специализации» Разработал: Севастьянов С.В. Идентификационный номер: УМКД.19(82)-032000.68-М2.Б.8 -2012 Контрольный экземпляр находится на кафедре Тихоокеанской Азии Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа региональных и международных исследований ДВФУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)Интеграционные процессы в регионе специализации032000.68 Зарубежное регионоведениеФорма подготовки – очнаяШкола региональных и международных исследований Кафедра Тихоокеанской Азии курс __1__ семестр _1_ лекции _16__ (час.) практические занятия_______час. семинарские занятия____час. лабораторные работы_______час. консультации предусмотрены всего часов аудиторной нагрузки__16__ час. самостоятельная работа ___56____ час. реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет _____1____ семестр экзамен_______семестр Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования N 13 oт 13.01.2010 Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры Тихоокеанской Азии «25» мая 2012г. Заведующая (ий) кафедрой Клим Л.И. «25» мая 2012г. Составитель (ли): Севостьянов С.В.., д.пол.н., доцент Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «__» ___________ 20____ г. № ____ Заведующий кафедрой _______________________Карелина А.А. (подпись) II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (и.о. фамилия) АННОТАЦИЯ РУПД «Интеграционные процессы в регионе специализации» по направлению 032000.68 «Зарубежное регионоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта и учебными планами ШРМИ. Дисциплина «Интеграционные процессы в регионе специализации » входит в базовую часть профессионального (специального) цикла. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (16 часов), самостоятельная работа студента (56 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе в 1 семестре. Содержание дисциплины охватывает широкий круг вопросов, в том числе такие как: история, идентичность, характеристика АТР как международно-политического региона и его интеграционной системы на трансрегиональном, региональном и субрегиональном уровнях. Детально проанализированы история создания и опыт развития Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), ставшей моделью для большинства азиатских международных организаций. В экономической интеграции АТР ключевое внимание уделено исследованию Форума АТЭС и его главного конкурента – Транстихоокеанского партнерства. В сфере безопасности рассмотрена ещё одна ключевая пара международных институтов: Региональный Форум АСЕАН и Саммит Восточной Азии. Серьезное внимание уделено изучению международных организаций Восточной и Северо-Восточной Азии, а также оценке будущей интеграционной структуры АТР в целом. Дисциплина «Интеграционные процессы в регионе специализации» логически и содержательно связана с такими курсами, как «История и методология зарубежного комплексного регионоведения.», «Институциональные основы функционирования экономик Азиатско-Тихоокеанского региона», «Прикладные исследования в регионоведении: этимология». Цель и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины состоит в ознакомлении с основными научными подходами к понятию АТР как международно-политического региона и существующей интеграционной системой АТР в соответствии со сложившимися уровнями и функциональным наполнением. Особую значимость в этом свете имеет оценка эффективности международных организаций АТР и анализу возможностей подключения России к быстро развивающимся процессам региональной интеграции. Задачами курса является получение магистрантами информации и навыков аналитической работы в следующих предметных областях:1) профессиональное понимание механизмов регионального сотрудничества и возможностей международных организаций с точки зрения продвижения государственных интересов России в АТР; 2) обладание инструментарием сравнительного анализа международных межправительственных и неправительственных организаций АТР в интересах выявления функциональных направлений и оценки эффективности их деятельности, и последующей выдачей рекомендаций руководству страны и Дальневосточного региона с точки зрения приоритетов российского участия; 3) формирование комплексного представления о роли международных организаций в современной мировой и региональной политике. В результате освоения дисциплины магистрант должен полностью или частично приобрести следующие профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС
Курс «Интеграционные процессы в регионе специализации» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла. Освоение дисциплины является компонентом первого этапа подготовки магистрантов по избранной ими научной специализации и непосредственно связано с выполнением ими научно-исследовательской работы. Курс опирается на знания, полученные магистрантами в процессе изучения таких дисциплин как «История и методология зарубежного комплексного регионоведения.», «Институциональные основы функционирования экономик Азиатско-Тихоокеанского региона», «Прикладные исследования в регионоведении: этимология».
Раздел 1. Трансрегиональная идентичность АТР. Система региональных организаций сотрудничества и особая роль АСЕАН (4 ч.) Тема 1. История и идентичность АТР. Система интеграционных уровней и международных организаций (2ч.). История становления и возможные подходы к понятию макро-региона АТР. Система и уровни интеграции АТР. Основные организации экономического сотрудничества. Ведущие организации сотрудничества в области безопасности, военно-политические союзы и договоры, порядок их взаимодействия. Опыт и перспективы российского участия. Тема 2. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии как азиатская модель институализации сотрудничества(2ч.). История создания, цели, членство, структура, основополагающие документы (Бангкокская декларация, Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА). Принципы деятельности организации, «азиатский путь», основные направления функционального сотрудничества. Модели АСЕАНоцентричного азиатского порядка. Перспективы построения Сообщества АСЕАН. Раздел 2. Ведущие региональные и субрегиональные организации сотрудничества в экономике и безопасности. Перспективы и вызовы на пути формирования новой институциональной архитектуры (10 ч.) Тема 1. Форум АТЭС: цели, задачи, интересы основных участников, причины неэффективности. Транстихокеанское Партнерство: конкурент или помощник? (2ч.). История создания, цели, членство, структура, основополагающие документы (Богорская декларация, Осакская программа). Открытый регионализм и необязательный характер выполнения принятых рекомендаций как основные принципы деятельности организации. Три главных задачи, определенных участниками на пути к экономической интеграции АТЭС. Противоречия между основными участниками, проблемы эффективности АТЭС. Причины появления проекта Транстихоокеанского Партнерства (ТТП), состав, интересы участников, принципы движения к целям интеграции. Тема 2. Региональный Форум АСЕАН, Тихоокеанский Форум и другие организации региональной безопасности АТР (2ч.). Основные элементы системы безопасности АТР. Двусторонние военно-политические договоры как важный компонент системы. Региональный Форум АСЕАН (АРФ) как основной общерегиональный межправительственный институт по проблемам безопасности. Проблемы недостаточной эффективности АРФ. Значение МНПО в обеспечении безопасности АТР. Тема 3. Международные организации Восточной Азии в сфере экономического и политического сотрудничества (2ч.). История становления закрытого регионализма Восточной Азии (ВА). Роль Форума «Азия – Европа» в консолидации идеи регионализма ВА. АСЕАН Плюс Три как приоритетная для Китая восточноазиатская МПО. Саммит Восточной Азии как конкурирующая модель регионализма ВА. Российское участие в международных институтах Восточной Азии. Тема 4. (2ч.)Северо-Восточная Азия как субрегион с самым низким уровнем институциализации сотрудничества. Причины, препятствующие интеграции СВА. Инициатива Большого Тумангана как ведущий проект межгосударственной экономической интеграции СВА: большие ожидания и слабые результаты. Экономический Форум и Экономическая Конференция СВА. Многосторонние проекты развития энергетики и транспортной инфраструктуры. Интересы и возможности российского участия. Роль КЕДО и механизма Шестисторонних переговоров в решении проблем безопасности Корейского полуострова. Диалог по сотрудничеству в СВА. Тема 5. Новая институциональная архитектура АТР и варианты её дальнейшего развития. (4ч.)Основные проекты экономической интеграции и сотрудничества в безопасности АТР, выдвинутые и продвигаемые Японией, Китаем, странами АСЕАН, США, Австралией. Конкуренция между ведущими международными институциональными проектами. Усиление напряженности в АТР (Корейский полуостров, Южно-Китайское море, многочисленные территориальные споры). Возможные подходы к налаживанию взаимодействия двусторонних и многосторонних структур в будущей архитектуре безопасности АТР. Ш. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к экзамену
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
|
Рабочая учебная программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры... Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол №9 от «26» Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры : Протокол от «20» Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, протокол от «26» Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры фармации, «26» Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и искусствоведения шикс «29» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры Русского... Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) История политики Направление... Рабочая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Умкд «Реклама в коммуникационном процессе» Разработал: Жукова Т. А Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры компьютерных систем «03» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |