Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей





Скачать 254.36 Kb.
НазваниеКурсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей
страница1/2
Дата публикации20.12.2014
Размер254.36 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > География > Курсовая
  1   2


курсовая работа
Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей


СОДЕРЖАНИЕ


введение 3

1.теоретический аспект возрастных особенностей восприятия природы у подростков 7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса восприятия у школьников 7

1.3 Развитие экологического сознания школьников 10

2.экспериментальное исследование по проблеме ворастных различий воприятия природы у школьников 15

2.1. Условия и методика проведения исследования 15

2.2. Результаты диагностики восприятия природы у подростков 5-8 классов 16

заключение 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

приложения 28

введение
Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего существования.

Иоганн Генрих Песталоцци. «Метод». 1800 г.
Экологические проблемы в последнее время занимают особое место среди проблем современного общества. Так, достаточно часто в качестве основной задачи, которую должна решить современная цивилизация, называется преодоление глобального экологического кризиса и построение постиндустриального, информационно-экологического общества [9, С. 7].

Однако в результате непродуманной деятельности людей у систем разных уровней организации жизни изменяются структурные компоненты, разрушаются взаимосвязи между ними, утрачиваются характерные и приобретаются новые признаки, из-за которых искажаются функции, выполняемые ими на протяжении длительной эволюции. Это обстоятельство во многом обусловливает ухудшение состояния окружающей среды и затрудняет нормальное существование всего живого, включая и человека.

Экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нем самом. В массовом сознании прочно господствует так называемая стратегия технологического реформизма [24, С. 41]. Более того, такое отношение отражается даже в документах международных организаций, которые профессионально и на самом высоком уровне занимаются охраной природы — показательно, что в «Стратегии сохранения природы» Международного Союза Охраны Природы (1998 г.) такой пункт, как экологическое воспитание людей, находится лишь на седьмом, последнем месте. Но ведь действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется реальным поведением людей, их экологическим сознанием.

Поэтому особое значение сегодня имеет формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к природе. Как известно, благодаря деятельности живых систем, на Земле поддерживаются сбалансированные условия для существования их самих и человека.

Новое экологическое сознание должно быть пронизано духом равноправия человека и природы, отдельных природных объектов, партнерского характера взаимодействия с ними, оно базируется на идее «экологической этики» — распространения сферы действия этики на мир природы. Но очевидно, что по-настоящему партнерское, равноправное взаимодействие возможно только с тем, кто воспринимается как субъект, в противном случае оно носит характер использования. Тем более это касается применения этических принципов, поскольку они возникли как «надприродные» механизмы регуляции поведения и, по определению, охватывают систему субъект-субъектных отношений.

Таким образом, психологической основой преодоления глобального экологического кризиса является формирование эксцентрического общественного, группового и индивидуального экологического сознания, а одна из важнейших его составляющих — формирование у человека восприятия природных объектов в качестве субъектов. Соответственно, требуется изучение субъектного восприятия природных объектов, выявление психологических механизмов, делающих его возможных, определение социальных и психологических истоков современного восприятия природы, закономерностей его развития в онтогенезе, включая дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, и т.д.

Существует ряд работ, в которых на философском уровне рассматривается вопрос о возможности восприятия природных объектов в качестве субъектов (Каган М.С. [17], Брунер Дж., Хесле В. [5] и др.). В то же время собственно психологических работ, посвященных проблемам взаимодействия человека с миром природы, изучению различных аспектов экологического сознания крайне мало. Среди них можно назвать следующие: исследование отражения экологических проблем в сознании населения (Шаргаев М.А. [46]); исследование психолого-экологических аспектов формирования отношений учащихся к природе (Саутин Е.А. [38]); разработка критериев и методов изучения и формирования отношения к природе у школьников (Сидельковский А.П. [39]). Особое значение имеет цикл исследований субъективного отношения к природе, проведенный В.А. Ясвином [13, 52, 53].

Однако развернутых работ, непосредственно посвященных субъектному восприятию природных объектов, в отечественной психологической литературе практически нет. Можно назвать только несколько кандидатских диссертаций, в которых в определенной степени затрагивается эта проблема: наиболее близко к ней исследование формирования представления о живом у дошкольников (Петяева Д.Ф. [31]); в определенной мере она затрагивается при рассмотрении влияния общения с природой на нравственное становление подростков (Шейнис Г.В. [47]) и формировании ценностного отношения к живой природе у старшеклассников (Марков П. Г. [23]).

Таким образом, с одной стороны, в рамках самой психологии существует очевидный «пробел», выражающийся в том, что до сих пор специфика восприятия подростками природы оказалась практически неисследованной. С другой стороны, формирование субъект-субъектного взаимодействия с миром природы является одним из условий преодоления глобального экологического кризиса. В связи с этим изучение особенностей восприятия природы подростками является актуальным.

В данной работе анализ возрастных особенностей восприятия природных объектов подростками велся на основе представлений, сформулированных в фундаментальных трудах по возрастной и педагогической психологии Л.И.Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и др.

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков 12-15 лет.

Задачи исследования:

1. теоретический анализ литературы по проблеме восприятия;

2.изучение возрастных особенностей восприятия природы у подростков;

3.экспериментальное исследование возрастных различий восприятия природы школьниками 5-8 классов.

Объект исследования: возрастные различия восприятия природы учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс восприятия природы у детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что в процесс восприятия природы школьниками меняется в онтогенезе.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что содержание работы, ее теоретические выводы и практические разработки по итогам экспериментального исследования представляются важными для изучения влияния возраста на процесс восприятия природы у подростков 12-15 лет.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  • констатирующий и формирующий эксперимент;

  • методы статистической обработки полученной информации (табличный и графический методы).

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы №20 г.Йошкар-Ола, в марте 2009 года.

Для исследования были выбраны 4 класса этой школы, в которых учатся дети разного возраста — с 5 по 8-й класс. Численность учеников, участвовавших в экспериментальном исследовании в каждом классе — 15 человек. Возраст школьников — 11-15 лет.
1.теоретический аспект возрастных особенностей восприятия природы у подростков

Через красивое — к человечному — такова закономерность воспитания.

В. А. Сухомлинский
1.1 Психолого-педагогическая характеристика процесса восприятия у школьников

В психолого-педагогической литературе встречается несколько вариантов определения понятия «восприятие». Приведем некоторые из них.

Восприятие— это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний (Краткий словарь по психологии, [19, С. 35]).

Восприятие — это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Так же как и ощущение, восприятие относится, преимущественно, к тому анализатору, через который окружающая действительность влияет на нервную систему субъекта [30, С. 114].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Представление о процессе формирования личностного отношения к природе в онтогенезе подросткового периода сформированы в исследования Г.В.Шейнис, Д.Ф.Петяевой, В.А. Ясвина. При этом рассматриваются возрастные изменения следующих характеристик отношения к природе:

1) его доминантность в системе других отношений личности;

2) типы экологических установок — готовность к действиям с природными объектами эстетического, этического (природоохранного) или прагматического характера [47];

3) готовность (или отказ) заниматься решением экологических проблем и заботиться о природе [31];

4) восприятия объектов природы в качестве своего рода субъектов [11].

В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) доминантность отношения к природе уже достаточно выражена, но еще более возрастает к 12-13 годам, достигая своего максимального значения. Так, Г.В.Шейнис считает, что «развитие отношения с природой личностно значимо, отвечает психологическим потребностям, интересам и возможностям подростков, особенно в возрасте 12-13 лет» [31, С. 11].

К старшему подростковому возрасту (14-15 лет) наблюдается снижение доминантности до уровня 10-11 лет, которое становится еще более заметным в юношеском возрасте. Отношение с природой все более уступает другим сферам отношений личности.

Интересно, что возрастная динамика отношения к природе в целом совпадает с возрастной динамикой экологических установок этического типа (природа воспринимается как объект охраны и заботы). Отметим также, что в подростковом возрасте подобная тенденция характерна и для готовности школьников заниматься решением экологических проблем и заботиться о природе.

Обращает на себя внимание также «зеркальный» характер возрастных изменений интенсивности отношения к природе у подростков и юношей и динамики их экологических установок прагматического типа (природные объекты воспринимаются как источник какого-либо полезного для человека продукта).

Прагматическое восприятие природы возрастает от младшего к старшему подростковому возрасту, в то время как интенсивность отношения на этом промежутке понижается. В 14-15 лет прагматические установки достигают максимального уровня, а интенсивность — минимального.

Характерно, что от младшего к старшему подростковому возрасту повышается также процент школьников, отказывающихся принимать участие в природоохранной деятельности [12, С. 8]. Затем к юношескому возрасту наблюдается как повышение интенсивности, так и понижение уровня установок прагматического типа.

К старшему подростковому и особенно к юношескому возрасту отмечается возрастание уровня сформированности эстетических установок, которые начинают доминировать среди других типов экологических установок. Для восприятия природных объектов в качестве своего рода субъектов характерно постепенное снижение интенсивности отношения к природе на возрастном промежутке от 10 до 17 лет [12, С. 9].

Таким образом, личностное отношение к природе является сложной системой взаимосвязанных составляющих элементов, которые, обладая собственной возрастной динамикой, в то же время подчиняются определенным общим закономерностям.

Д.Ф. Петяева приходит к выводу, что характер отношения дошкольников к объектам живой природы в основном обусловлен мерой развития их представлений о живом, способностью дифференцировать живое от неживого, иными словами, уровнем развития их познавательной сферы [31].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Возрастные изменения интенсивности личностного отношения к природе школьников 10-17 лет происходят неравномерно. Интенсивность отношения к природе имеет тенденцию к некоторому снижению от младшего подросткового к старшему подростковому возрасту, а затем резко падает до своего минимального уровня у старших подростков; к юношескому возрасту наблюдается некоторый рост.

2. Возрастные изменения личностного отношения к природе носят гетерохронный характер. От младшего подросткового возраста к юношескому снижается роль когнитивного компонента и повышается значение эмоционального компонента отношения. К природоохранной деятельности школьники наиболее предрасположены в среднем подростковом возрасте, когда на максимальном уровне находится доминантность отношения. Прагматическое восприятие природы достигает максимума в старшем подростковом возрасте, а затем снижается к юношескому.

3. В юношеском возрасте отношение к природе все более приобретает характер субъект-объектных связей вместо субъект-субъектных, которые свойственны младшим подросткам. Преобладающий тип отношения к природе у дошкольников и младших школьников может быть обозначен как субъектно-познавательный; в младшем и среднем подростковом возрасте — как субъектно-этический, у старших подростков — как объектно-прагматическнй, в юношеском возрасте — как объектно-эстетический.

Таким образом, в онтогенезе личностного отношения к природе каждый возрастной период имеет свои специфические особенности, представление о которых позволяет установить четкое соответствие педагогического процесса экологического воспитания психологическому процессу формирования личностного отношения к природе.

Отметим, что ценностное отношение к объектам живой природы не возникает само по себе. Оно формируется лишь под влиянием реальной жизненной практики при наличии внутренней активности человека, позволяющей рассматривать природу как мир идеалов, проектов, моделей, мир практического и духовного взаимодействия людей, субъектом которого является он сам.

При этом проблема исследования психологических механизмов взаимодействия человека с миром природы остается одной из центральных в процессе разработки психологических основ современного экологического образования.
1.3 Развитие экологического сознания школьников

Реальность свидетельствует, что экологическое образование оказывается малоэффективным, когда оно базируется только на сообщении школьникам соответствующих знаний, советов, инструкций и т. п.

«Кардинальные решения в сфере психолого-педагогической деятельности по развитию экологического сознания лежат в принципиальном изменении характера отношений человека к природе, и поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационно-потребностной сферы личности (прежде всего растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобразовательной деятельности, в практическом взаимодействии с природной сферой, выработки готовности к определенному пониманию ее и поведению» [12, С. 9].

Можно полностью согласиться с мнением известного российского культуролога и философа Д.И. Фельдштейна, который считает, что «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда и «окружающую среду», то есть утилитарно-эгоистически, как подходят к ней производство, техника и точные науки — как к объекту... Природу надо воспринимать как самоценность и понимать как субъект» [45; С. 212-213].

Эту точку зрения сегодня разделяет и большинство ведущих специалистов в области экологического образования. Так, Р.Вильсон констатирует, что для решения экологических проблем необходимы новые формы экологического образования. Необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, и это представляет наиболее трудную воспитательную задачу [6, С. 126].
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа по теме: " Методика проведения фенологических наблюдений в 6 и 7 классах"
Сейчас детальное изучение конкретных объектов природы составляет задачу частной фенологии. Получение информации, дающей представление...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа на тему : Формирование рынка ценных бумаг в Украине
Курсовая работа содержит 38 листов, 2 рисунка, 2 таблицы и было использовано 11 источников
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconУчебной дисциплине «информатика и икт» (Авторы: Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов ) для 1 «а» класса
При разработке программы учитывался разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности,...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа
Курсовая работа оформляется в виде электронного файла и прикрепляется к своей странице в системе мониторинга нир. Распечатывать работу...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа по дисциплине Электромагнитная совместимость систем...
Курсовая работа состоит из 20 с, в которых содержаться: 3 рисунка, 3 таблицы, 6 формул и 4 ссылки на литературу
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconТема Декоративное рисование. Полоса из растительных узоров
Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право»
Курсовая работа имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение и решение студентом...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовой работы. Составитель: доцент Корляков А. С. Екатеринбург...
Курсовая работа самостоятельная работа студента, выполняемая в соответствии с типовой программой учебного процесса по подготовке...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconРекомендации к оформлению курсовой и дипломной работы по истории искусства. Курсовая работа
Курсовая работа задание, которое выполняется студентами в определённый срок и по определённым требованиям. Защита курсовых работ...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconЛабораторная работа: «Ткани организма»
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных сходство и различия...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconУрока: Открытие новых знаний. Тема: «Особенности природы гор»
Цели: Создание условий для достижения целостного восприятия окружающей среды и для развития ууд
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа является обязательным видом итогового контроля по...
Курсовая работа – это первый этап в самостоятельном теоретическом осмыслении материала, накопленного в ходе обучения в университете,...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа на тему «Открытый урок»
Данная курсовая работа выполнена для того, чтобы учителя русского языка и литературы могли использовать разработанные мною уроки...
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconКурсовая работа учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...
Курсовая работа: Учебно-методическое пособие / Автор составитель Е. М. Крупеня. М.: 30 с
Курсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей iconУрок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей...
Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск