№ урока
| №
в теме
| Тема. Содержание.
| Деятельность учащихся
| Дата (5а)
| Дата (5б)
| Домашнее задание.
|
1
| 1
| Введение (1 час)
Наука о природе. Методы изучения природы.
| Знать: естественные науки (перечислять и кратко характеризовать); семью биологических наук и их характеристику.
Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в тетрадь; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами; работать с текстом учебника и дополнительной литературой.
|
|
|
|
2
| 1
| Тема 1. Вселенная (13 часов)
Что такое вселенная
| Знать: современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индийцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Уметь: самостоятельно работать с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу.
|
|
| 4
|
3
| 2
| Модель вселенной по Аристотелю и Птолемею.
| Знать: вклад в науку Аристотеля и Птолемея.
Уметь: сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; оформлять сообщения и рефераты.
|
|
| 5-7
|
4
| 3
| Н.Коперник и его модель Вселенной. Дж.Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии идей Н.Коперника.
| Знать: особенности модели Вселенной, созданной польским астрономом Н. Коперником.
Уметь: сравнивать модель Вселенной по Н. Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
|
|
| 10-11
|
5
| 4
| Солнечная система, ее состав.
| Знать: заслуги Дж. Бруно в развитии взглядов о Вселенной; вклад в изучение строения Вселенной, внесенный Г. Галилеем; современные представления о строении Вселенной.
Уметь: самостоятельно работать с учебником как источником знаний и извлекать из него нужную информацию; совершать логические операции; сравнивать, анализировать, делать выводы.
|
|
| 16
|
6
| 5
| Планеты земной группы. Спутники планет.
| Знать: состав Солнечной системы; планеты земной группы и их характеристики.
Уметь: логически мыслить; анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию.
|
|
| 16-17
|
7
| 6
| Планеты гиганты. Плутон.
| Знать: планеты – гиганты и их характеристики; самую маленькую планету Солнечной системы – Плутон.
Уметь: работать самостоятельно с текстом учебника, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции; абстрагировать, сравнивать, обобщать.
|
|
| 22-23
|
8
| 7
| Малые тела солнечной системы. Кометы. Метеориты. Метеоры.
| Знать: что представляют собой метеоры и метеориты.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекать из текста нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради.
|
|
| 28-30
|
9
| 8
| Звезды. Солнце - ближайшая к нам
звезда.
| Знать: что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию
|
|
| 34-35
|
10
| 9
| Созвездия.
| Знать: что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.
|
|
| 35-37
|
11
| 10
| Галактики.
| Знать: что представляет собой Галактика, Млечный путь; ее характеристики, о множестве Галактик во Вселенной, методы их изучения астрономическую единицу длины – световой год.
Уметь: находить на ночном небе Млечный путь; выполнять логические мыслительные операции, анализировать, сравнивать, обобщать.
|
|
| 40-42
|
12
| 11
| Многообразие галактик.
| Знать: как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекать из него нужную информацию; совершать логически мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать
|
|
| 45
|
13
| 12
| Итоговый урок по теме «Вселенная»
| Знать: как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система, что представляет собой Галактика.
Уметь: самостоятельно работать с учебником, извлекать из него нужную информацию; совершать логически мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать
|
|
|
|
14
| 13
| Экскурсия в планетарий
|
|
|
|
|
15
| 1
| Тема 2. Земля (16 часов)
Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли.
| Знать: сущность термина «гипотеза»; гипотезы возникновения Земли (Ж. Бюффона, И. Канта, Д. Джинса, О.Ю.Шмидта, П. Лапласа); современные взгляды на возникновение Солнечной системы.
Уметь: логически мыслить, извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения небольших проблем.
|
|
| 50-54
|
16
| 2
| Внутреннее строение Земли.
| Знать: основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы.
Уметь: составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу, излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; оформлять сообщения, доклады, рефераты.
|
|
| 56
|
17
| 3
| Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
| Знать: принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые».
Уметь: выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадь.
|
|
| 58-59
|
18
| 4
| Землятресения
| Знать: причины землетрясений.
Уметь: использовать материалы учебника и дополнительной литературы
|
|
| 62
|
19
| 5
| Вулканы
| Знать: причины вулканической деятельности.
Уметь: логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний.
|
|
| 63-65
|
20
| 6
| Суша планеты Земля.
| Знать: общую характеристику материков: Евразии, Африки, Южной и Северной Америки, Австралии и Антарктиды.
Уметь: логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний; показывать на карте основные материки и крупные острова, архипелаги.
|
|
| 68-71
|
21
| 7
| Атмосфера - воздушная оболочка Земли.
| Знать: состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметь: самостоятельно работать с различными источниками знаний
|
|
| 74
|
22
| 8
| Погода средней полосы.
| Знать: состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.
Уметь: самостоятельно работать с различными источниками знаний
|
|
|
|
23
| 9
| Ураганы и смерчи.
| Знать: причины и результаты ураганов и смерчей.
Уметь: извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем и так далее.
|
|
| 75
|
24
| 10
| Опасные природные ситуации, характерные для нашей местности.
| Знать: общую характеристику материков: Евразии, Африки, Южной и Северной Америки, Австралии и Антарктиды.
Уметь: логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний; показывать на карте основные материки и крупные острова, архипелаги.
|
|
|
|
25
| 11
| Опасные природные ситуации, характерные для нашей местности
| Знать: причины и результаты ураганов и смерчей.
Уметь: извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем и так далее.
|
|
|
|
26
| 12
| Гидросфера Земли. Вода на Земле. Мировой океан
| Знать: составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.
Уметь: выполнять несложные практические работы
|
|
| 78-80
|
27
| 13
| Воды суши.
| Знать: источники пресной воды, роль каждого из них в круговороте воды, как используется пресная вода человеком.
Уметь: логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
|
|
| 81
|
28
| 14
| Неповторимая планета
| Знать: местоположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе, в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов.
Уметь: самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции; абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблиц, схем и так далее
|
|
| 86-87
|