«Отчизноведение»





Скачать 297.25 Kb.
Название«Отчизноведение»
страница1/3
Дата публикации02.01.2015
Размер297.25 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3

Федеральное образовательное бюджетное учреждения высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

Естественно-географический факультет


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ОТЧИЗНОВЕДЕНИЕ»

Трудоемкость – 120 часов


в том числе аудиторных – 72 часа

из них: лекционных – 36 часов

практических – 36 часов

СРС – 48 часов

Форма отчетности: зачет - 9 семестр

Программа


по дисциплине «Отчизноведение»
Пояснительная записка

Современный туризм – важная отрасль экономики многих стран мира и в том числе России. Растет значение подготовки кадров организаторов туризма и работников в сфере туристических услуг. Специалистам в области внутреннего туризма необходимо знание истории, экологии и географии своей местности. Все это вместе взятое делает курс «Отчизноведения» весьма актуальным для специальности «Социально-культурный сервис и туризм».Целью данного курса является формирование представлений об основных особенностях географии, истории и культуры Воронежа и Воронежской области. Эти знания будут необходимы будущим работникам турфирм при составлении экскурсий и рекламных компаний связанных с продвижением Воронежской области как туристской дестинации.

Введение данного курса одновременно связано с необходимостью развития интереса студентов к особенностям природы, экономики и культуры того региона, где они проживают, что продиктовано, в свою очередь, социальным заказом общества. По сути это краеведческий курс, где предметом изучения выступает Воронежская область во всем многообразии ее природы, исторических и культурных традиций, особенности населения и формировании экономики.

Методологической основой построения данного курса является взгляд на Воронежскую область как на системный объект, изучение которого должно вестись системно, а не по отдельным ветвям наук. В связи с этим курс «Отчизноведения» частично перекрещивается с программой уже имеющихся курсов «Экскурсоведения» и Экскурсионной практикой. В то же время данный учебный курс выходит за рамки чистого краеведения, так как пытается исследовать происхождение и особенности русского менталитета. В целом данный курс не является альтернативой уже имеющимся, а скорее дополняет и расширяет их.

Методически курс построен на основе сочетания индуктивного и дедуктивного пути познания. Формирование индивидуальных черт населения Воронежского края дается на фоне исторических, географических, демографических, социальных и иных процессов протекающих в России и в мире в целом. Это позволяет рассматривать Воронежскую область как часть более сложных и доминантных по отношению к ней систем. Формирование культурного пространства Воронежской области изучается как частный пример общих закономерностей культурогенеза.

Практически это реализуется путем деления курса «Отчизноведения» на три принципиально различных по значению и содержанию темы. В первой рассматриваются процессы этногенеза населения Воронежского края в целом и дается представление об основных закономерностях этногенеза. Во второй теме изучается процесс формирования населения Воронежского края и специфика этногенеза и культурогенеза нашей области. В третьей части рассматриваются современные проблемы изменения природы области и ее состояние на данный период.
Требования к знаниям и умениям

Студенты должны знать:

- содержание основных понятий курса;

- физико-географические, экологические, населенческие, историко-культурные, экономико-географические и политические факторы развития территории Воронежской области;

- масштабы и типы современного влияния общества на природу области;

- типологию туристских районов области;

- главные экскурсионно-туристические объекты области;

- наиболее известные памятники культуры и уникальные природные объекты, привлекающие внимание туристов из разных стран мира;

- особенности исторического развития территории Воронежской области и основные этапы ее истории.
Студенты должны уметь:

- устанавливать связи экскурсионно-туристской деятельности с историей и географией области;

- выявлять уникальные черты природных районов, привлекающие те или иные группы туристов;

- определять природные и исторические объекты, затрудняющие и благоприятствующие туристической деятельности;

- определять специфику туристический работы, исходя из особенностей менталитета местных жителей;

- устанавливать связь туризма с развитием других отраслей экономики на территории области;

- составлять историко-культурные и природные характеристики конкретного туристического района, а на их основе туристические проспекты по данному району;

- устанавливать роль рекреационных ресурсов в природно-ресурсном потенциале области;

- оценивать рекреационные ресурсы области и определять преобладающие виды туризма в ней;

- составлять (проектировать) на основе литературных и картографических материалов гипотетические внутренние экскурсионные маршруты;


Тематический план






Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных

СРС

Всего

Лекц.

Практ.




1.

Предпосылки и факторы развития туризма в области

6

4

2

2

2

2.

Физико-географические и экологические особенности Воронежской области

16

8

4

4

8

3.

Культурно-исторический фактор в развитии туризма

4

4

2

2




4.

Основные этапы исторического развития области

80

48

24

24

32

5.

Культура Воронежской области

14

8

4

4

6

ИТОГО: 120 72 36 36 48
Содержание дисциплины

Что такое малая родина. Изучение Воронежского края. Работы Болховитинова, Северцева, Второва, Загоровского, Милькова. Предпосылки и факторы развития туризма в области. Физико-географические и экологические особенности Воронежской области. Рельеф, климат, природные зоны области. Природные памятники областного значения.

Воронежский край до появления человека. Палеогеография и геологическая история Воронежского края. Формирование Русской платформы, трансгрессии моря, эпохи оледенении. Территория Воронежского края в послеледниковую эпоху. Первые стоянки человека. Костенки- памятник археологической культуры. Дославянскокое население Воронежского края. Археологические и литературные данные. Маяцкое городище. Сведения Геродота.

Появление первых славян. В.П. Загоровский о путях славянской колонизации края и происхождении географических названий. Городище Титчиха. Быт и хозяйство славян, археологические и литературные данные. Первое упоминание о Воронеже в летописи. Природа Воронежского края в эпоху славянской колонизации. Границы природных зон. Растительный и животный мир.

Нашествие Батыя. Опустошение южнорусских земель. Татарская колонизация края. Тюркские названия на карте области. Плавание митрополита Пимена. Дикое поле.

Русская колонизация края. Природа Воронежского края в XVI – XVII веках. Промысловые ухожьи. Сторожевая служба. Строительство первых городов. Города окраинные и польные. Летописные данные о строительстве Воронежа. Белгородская засечная черта. Первые поселения в крае. Воронежский край в допетровскую эпоху. Русская и украинская колонизация. Слободская Украина. Формирование южнорусского этноса. Влияние казаков и украинцев на формирование этнических черт южнорусского этноса.

Реформы Петра. Воронежский край в петровскую эпоху. Азовские походы. Образование Воронежской губернии.. Развитие системы поселений Воронежской губернии в XVIII веке. Административная реформа Российского государства при Екатерине II. Перепланировка и регулярная застройка Воронежа.

Рост численности населения Воронежской губернии в XIX веке. Реформы Александра II. Рост экстенсивного земледелия в Воронежской губернии конца XIX века. Первый экологический кризис. Работы В.В. Докучаева в Каменной степи. Особенности природы, населения и хозяйства области в начале ХХ века.

Установление Советской власти в Воронеже. Гражданская война на территории области. Снижение численности населения. Воронежская губерния в предвоенные годы. Рост промышленности и городского населения. Соотношение городской и сельской культуры. Основы коммунистической идеологии и ее влияние на формирование современного русского менталитета. Великая Отечественная война. Захват и освобождение Воронежа. Бои на территории современного Северного района. Воронеж в послевоенное время. Восстановление и рост города. Проблема исчезновения сел в послевоенное время. Снижение численности сельского населения и рост городского в 1950 – 1980 годах. История формирования Северного микрорайона. Северный микрорайон как «городская спальня». Экологические проблемы Воронежской области.

Распад СССР и связанные с этим экономические проблемы. Влияние экономического кризиса на хозяйство и население области. Проникновение «массовой культуры» в постсоветскую Россию. Влияние массовой культуры на современный русский менталитет. Перспективы социального развития области в XXI веке.
Вопросы к зачету

1. Понятие о этносе и этнической целостности.

2. Особенности формирования и эволюции русского этноса. Этапы формирования русского менталитета.

3. Особенности формирования и развития населении территории Воронежской области в 9 – 10 веках н.э..

4. Формирование культурных черт русского населения Воронежского края.

5. Дискуссия о древнем Воронеже.

6. Религиозное и светское начало в русской колонизации края.

7. Происхождение русских имен.

8. Происхождение русских фамилий.

9. Славянский этап колонизации края.

10. Дославянский этап колонизации края..

11. Расширение территории российского государства в XVI – XVII веках. Освоение «Дикой степи». Строительство крепости Воронеж.

12. Природа Воронежского края до начала активной колонизации.

13. Белгородская засечная черта. Население Воронежского края в допетровскую эпоху. Русская и украинская колонизация. Слободская Украина.

14. Формирование южнорусского этноса.

15. Реформы Петра. Воронежский край в петровскую эпоху. Азовские походы. Образование Воронежской губернии.

16. Развитие системы поселений Воронежской губернии в XVIII веке.

17. Административная реформа Российского государства при Екатерине II. Перепланировка и регулярная застройка Воронежа.

18. Рост численности населения Воронежской губернии в XIX веке. Реформы Александра II.

19. Рост экстенсивного земледелия в Воронежской губернии конца XIX века. Первый экологический кризис. Работы В.В. Докучаева в Каменной степи.

20. Особенности природы, населения и хозяйства области в начале ХХ века.

21. Исторические особенности формирования населения Воронежской области как части южнорусского этноса.

22. Установление Советской власти в Воронеже. Гражданская война на территории области. Снижение численности населения.

23. Воронежская губерния в предвоенные годы. Рост промышленности и городского населения. Соотношение городской и сельской культуры.

24.Культура Воронежского края в первой половине ХХ века..

25. Великая Отечественная война. Захват и освобождение Воронежа. Бои на территории современного Северного района.

26. Воронеж в послевоенное время. Восстановление и рост города.

27. Проблема исчезновения сел в послевоенное время. Снижение численности сельского населения и рост городского в 1950 – 1980 годах.

28. История формирования современного Воронежа. Северный микрорайон как «городская спальня».

29. Экологические проблемы Воронежской области.

30. Распад СССР и связанные с этим экономические проблемы. Влияние экономического кризиса на хозяйство и население области.

31. Проникновение «массовой культуры» в постсоветскую Россию. Влияние массовой культуры на современный русский менталитет.

32. Перспективы социального развития области в XXI веке.
Примерное содержание практических работ.

1. Выявление с помощью тематических карт и справочной литературы природных процессов затрудняющих или способствующих развитию туризма для Воронежской области.

2. Выделение на территории области районов имеющих благоприятное физико-географическое положение для развития туризма

3. Составление историко-культурной характеристики Воронежа с целью выявления их значимости для туризма.

4. Составление характеристики объектов природного и культурного наследия области с целью выявления черт их туристической привлекательности.

5. Установление на основе использования статистических материалов зависимости развития туризма от уровня экономического развития области.

6. Экономико-географическая оценка рекреационных ресурсов Воронежской области и определение преобладающих видов туризма в нем.

7. Установление зависимости развития туризма от исторических процессов протекавших на территории области.

8. Составление на основе литературных источников характеристики одного из районов области.

9. Определение типа внутриобластного туристского района на основе использования литературных, картографических и статистических материалов.

10. Проектирование экскурсионного тура по двум заданным точкам (начальной и конечной).

11. Составление туристской характеристики одного из городов области.

12. Оформление карты туристических районов области.

13. Оценка потенциальных условий для развития туризма в Воронежской области.

14. Оформление картосхемы религиозного туризма в Воронежской области.

15. Разработка туристического маршрута по одному из регионов области.

16. Сравнительная характеристика двух туристических зон области.

17. Оформление рекламного туристического проспекта по одному из маршрутов области.

18. Представление визитной карточки одного из туристических маршрутов области.

Рекомендации к самостоятельной работе студентов

Одна из важных задач современного образования – обучение умению самостоятельно приобретать знания и делать из них логически обоснованные выводы. В связи с этим на самостоятельную работу студентов отводится примерно около половины всего времени, предусмотренного на изучение курса «Отчизноведенитя». Цель самостоятельного блока работы – подготовить студента к компетентным действиям по самостоятельной разработке туристических маршрутов, объективной оценки территории выбранной для путешествия, правильного прогнозирования ее туристской привлекательности и возможным проблемам, с которыми здесь могут столкнуться туристы.

Самостоятельные работы в данном курсе могут быть двух видов: во-первых, это различные практические работы, список которых приведен выше; во-вторых это доклады, сообщения и рефераты, имеющие своей целью как просто ознакомление студента с той или иной территорией, так и формирование умения ориентироваться в специальной литературе и самостоятельно находить источники информации.

Контроль за самостоятельной работой может осуществляться во время практических занятий, при проведении коллоквиумов и на зачете.

План лекеций

Лекция 1 «ПОНЯТИЕ ОБ ОТЕЧЕСТВОВЕДЕНИИ»

  1. Понятие отечествоведения.

  2. История изучения территории области.

  3. Отечествоведение и краеведение.

Лекция 2 «ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

1. Общая характеристика рельефа

2, Геологическое строение..

3. Геологическая история.

4. Современные рельефообразующие процессы.

5. Полезные ископаемые.

Лекция 3 «РЕКИ И ОЗЕРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

  1. Речная система области.

  2. Крупнейшие реки Воронежской области

  3. Прочие виды внутренних вод.

.Лекция 4 «КЛИМАТ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

  1. Общая характеристика климата

  2. Наблюдения над местными признаками погоды

Лекция 5 «ЛАНДШАФТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

1. Общая характеристика ландшафтов Воронежской области

2. Леса.

3. Степи.

4. Речные поймы.

5. Особо охраняемые территории.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Отчизноведение» iconУчебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный...
Отчизноведение. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности социально-культурный сервис и туризщм – Воронеж: вгпу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск